search
main
0

​История и современность. Уроки города: мы делаем будущее

Огромный город – Москва. Древний город, город великой истории, великих свершений и великих трагедий, город великих научных открытий и гениальных художественных озарений, город тружеников, город-рабочий, город-интеллигент, город-ученый и город-художник. Москва сама по себе целый мир, мир очень разный, постоянно меняющийся, иногда совершенно непредсказуемый, но всегда очаровательный, затягивающий в себя, заколдовывающий, зовущий к чему-то неведомому, может быть, пугающему, но неотразимому. Москва – город-монстр и город-красавица, город-храм и город-балаган, разнородный, многоцветный и разношерстный, как на праздничных полотнах Лентулова и Кустодиева. Город-протей, все время изменяющийся и переливающийся красками, город, в котором постоянно только одно – изменения. В Москве есть все. Это непознанный и постоянно познаваемый мир, целая вселенная в одном городе.

Я историк, учитель истории в обыкновенной окраинной московской школе в районе Марьино. Для меня Москва – мой родной город, я родился в Москве, хотя и живу в пригороде столицы. Для меня Москва – это открытая книга, в которой я читаю ее историю, историю моей страны, невероятную тысячелетнюю историю величайшей и самой парадоксальной страны в мире, страны, которую иные, так называемые доморощенные либералы, не считают цивилизованной, но которая спасла себя и весь мир от крайнего – и подлинного! – выражения этой хваленой европейской «цивилизованности» (основанной на сознании и чувстве расового и культурного превосходства) – фашизма. Москва выстояла в 1941 году, Россия выстояла – и удержала мир. Может быть – и наверное – мы безалаберный и не привязанный к комфорту и богатству народ, не чета немцам и образцовому германскому порядку, квинтэссенции западной упорядоченности и «правильности», но именно это нас и спасало – спонтанность и непредсказуемость, изобретательность и интуиция, здравый смысл и неприхотливость. Какой народ был способен покинуть свою древнюю столицу и обречь ее на сожжение, но не сдаться врагу «цивилизованно», принеся ему на блюдечке ключи от города? Сливки «цивилизации», французы, шли в «дикую Скифию», а, к своему изумлению, обнаружили огромный благоустроенный город со множеством прекрасных дворцов и усадеб, которые, как писал Стендаль в своих письмах на родину, не уступали прекраснейшим итальянским ренессансным палаццо. Наполеон, по легенде, был так очарован красотой одной из московских церквей, храма Успения на Покровке, что пожелал разобрать ее и перевезти в Париж. И это Наполеон, варварски приказавший взорвать Кремль и храм Василия Блаженного – как ребенок (писал Лев Николаевич Толстой), который  плачет и бьет косяк двери, о который он ударился. Москва, чудный, замечательный город, сколько ты пережил в своей судьбе, и как ты выжил – и живешь? История Москвы – это живая история, это всегда длящаяся история, и пока она продолжается – продолжается история России, история русского народа, трагическая и героическая история тысячелетней нации. История – в памяти, в культурной памяти народа, в его традициях, обычаях, в том, что принято называть новомодным словечком «менталитет». История России – это родовая история, семейная история, история поколений. Ведь само слово «традиция» и переводится с латыни как «передача». Из рода в род передается память, как сказано в Священном Писании, и пока она жива живой жизнью, а не мертвым музейным экспонатом, не каменной замшелой глыбой на чердаке национального достояния, вынимаемой по редким случаям для демонстрации прошлого величия. Как замечательны старые московские уголки – в районе той же Покровки, Чистых прудов, Сретенки. Идешь по Бульварному кольцу – и вдруг перед тобой римские развалины! Что это? А это стена Рождественского монастыря, древней обители XVI века. Вот уж воистину «Москва – третий Рим»! Кажется, что историческое сознание просто воплощается в явь.  Как жаль, что таких уголков в Москве остается все меньше! Вот и прекрасная церковь на Покровке, так поразившая Наполеона, была варварски уничтожена «прогрессивной» советской властью в 1930-е годы, в эпоху социалистической коренной реконструкции столицы. А ведь на фасаде этого чудного храма было написано: «Входящий, удивись – дело рук человеческих». Зачастую «родное» варварство хуже чужеземного, ибо больнее, обиднее что ли. Иногда думаешь – не была бы Москва столицей, больше бы в ней сохранилось старины. Конечно, жаль, что Москва уже не такая идиллия, как на моей любимой картине – полотне Василия Поленова «Московский дворик»: лето, жара, старая усадьба, церквушка, Божья благодать… Да, может быть, Москва и не была никогда такой идиллией, а такой ее сделала на этом полотне великая волшебная сила искусства?.. Но и судьба у Москвы, как и у нашего Отечества, отнюдь не идиллическая. Судьба Москвы – это судьба столицы великой державы, а не пресловутого благополучного (правда, только в последние лет двести) Люксембурга. Но не будь Москва столицей – и не было бы у нее такой прекрасной, великой, героической и трагической судьбы, судьбы, которую она разделила со своим народом, своей страной. Судьбы, которая остается в памяти – памяти стен, памяти улиц, памяти ног, как когда-то обронил Евгений Евтушенко.  А живая память, живая культура передается замечательным тысячелетним институтом социальной жизни человечества – школой, образованием, обучением, институтом формирования человека, личности, гражданина. Школа – стержень национальной памяти, стержень народного самосознания, исток и сущность национальной идентичности. Где, как не в школе, создается, созидается страна, нация, будущее страны, величие и независимость государства, развитая, полноценная, свободная и ответственная и национально ориентированная личность. Именно в Москве началась история современного русского, российского образования. Именно в Москве греки Лихуды основали на закате Бунташного века, в 1687 году, первое русское высшее учебное заведение – Славяно-греко-латинскую академию, выпустившую из своих стен нашего Леонардо да Винчи – Михаила Васильевича Ломоносова. Благодаря ему появился первый в России университет. Так Москва стала центром русского просвещения, то есть, по сути, центром русской культуры, центром, очагом и питательным источником национального самосознания русского народа. Николай Новиков в екатерининское время начал именно в Москве широкое издание просветительской и обучающей литературы, в век Просвещения просвещая, воспитывая и образовывая своих сограждан – не слишком образованных тогда, по правде говоря. Именно в Москве в начале XVIII века, в ходе реформ Петра Великого, началась история российского технического, научного образования – с создания Навигацкой школы, размещавшейся первоначально в Сухаревой башне. Это первоначально было чисто прикладное, даже военно-прикладное образование, но именно из прикладных дисциплин выросло величественное дерево русской науки XVIII – XX веков: замечательная московская математическая школа, физическая школа Петра Николаевича Лебедева, блестящая московская инженерная школа. Уже в XIX веке сложилась великая московская историческая школа благодаря усилиям выдающихся историков Сергея Михайловича Соловьева и Василия Осиповича Ключевского. Вся история Москвы – это история русской культуры, история русского образования, русской школы. Московская школа – это особый мир, это почти   тысяча школ и других образовательных учреждений, это более миллиона учащихся и десятки тысяч учителей. Московское образование всегда ценилось, было качественным, особым, основательным, фундаментальным.  Но учиться и учить в огромном современном мегаполисе трудно. Агрессивная городская среда, так называемые эффекты толпы, психологические стрессы, информационное половодье, соблазны и пороки большого города, современной потребительской цивилизации с ее культом комфорта и вседозволенности – как же возможно противостоять всему этому? Как совместить историю, память Москвы, древнюю Москву и Москву современную, вечно спешащую, кричащую, гудящую, отвлекающую от мысли, отвлекающую человека от самого себя? Как закалить, укрепить душевный стержень человека, особенно человека молодого, подростка, школьника? Кажется, что все эти вопросы риторические. Но ведь это не так! Самые главные вопросы человеческой жизни всегда кажутся риторическими, потому что ответ на них представляется очевидным или же ответа вовсе нет (таким кажется и вопрос о смысле жизни). Но учитель и призван отвечать на эти вопросы, ведь для детей эти вопросы не риторические, а самые что ни на есть живые, животрепещущие, волнующие, вопросы самые практические. Да и для всех людей эти вопросы практические, жизненные. Один только интерес к этим вопросам говорит о личности неординарной, мыслящей, пытающейся найти себя, определиться в своей судьбе, выстроить свою жизнь. Школа не может ответить на все вопросы, но ее задача – научить думать, научить задавать вопросы о жизни, научить, я бы сказал, быть всегда на острие мысли, не терять любви и интереса к жизни, к людям, к миру. Есть замечательная фраза об образовании, приписываемая разным великим и остроумным людям: «Образование – это то, что остается у вас в голове после того, как вы забыли все, чему вас учили». Образование – это приобретенная способность мышления (есть еще и врожденная способность мышления и творчества – но это уже талант), это способность к новому образованию, к обучению, это углубление извилин в мозгах.  Замечательная же это работа – землекопа этих извилин, этих окопов мысли и памяти! Вот она – работа учителя: углубляй мозги, проводи каналы мысли, удлиняй извилины, заставляй думать, тормоши своих учеников, убаюканных комфортом и праздностью современной потребительской цивилизации или оглушенных и ослепленных шумом и огнями большого города. Большой город – возможность, но и соблазн. Иными словами, большой город – это проблема, это кризис личности. Кризис в том китайском понимании иероглифа этого слова, которое обозначает и риск, но и возможность. Огромный город – это кризис, который нужно преодолеть, использовав его возможности и минимизировав риски (вот он, нынешний птичий язык!). Москва – город-кризис, город-риск, город-возможность. Я работаю в школе на юго-востоке Москвы. Юго-восток Москвы – это и знаменитое Лефортово, названное так в честь сподвижника Петра Великого, это легендарная Немецкая слобода, в которой на исходе XVIII века родился Пушкин. И как греет душу сознание того, что ты не только соотечественник, но и земляк Пушкина! По сути, в нашем районе началась новая история России – с Петра I – и история русской классической культуры, великой и святой (по словам Томаса Манна) русской литературы, нашего величайшего достояния. Где же, как не у нас, на юго-востоке Москвы, в колыбели русской культуры и просвещения, быть учителем, педагогом! Моя школа находится в сравнительно молодом районе Москвы, в Марьино. Может быть, не так богато Марьино историческими памятниками, как другие древние исторические части Москвы (в том числе и другие районы Юго-Восточного округа Москвы), но и этот район – часть живой истории страны и ее столицы, часть памяти, частица жизни русского народа. Историки считают, что селение Марьино получило свое название еще в XV веке по имени великой княгини Марии Ярославны, матери великого князя московского Ивана III, которая и основала это поселение. Таким образом, история этой  неприметной  деревни восходит к истокам основания Русского  централизованного государства, к истокам России как единого могучего государства. Ведь и Москва баснословные 870 лет назад была такой же деревушкой на окраине Владимирской Руси, в глухом сосновом бору. Так мы и выходим – из глухого бора незнания, невежества и предрассудков на светлую и солнечную поляну знания и понимания, как выходили наши предки из сосновых лесов на благословенное и плодородное суздальское ополье. Вся Москва – в общем и целом – сложена из таких деревень, как Марьино, из окрестных сел – как огромная капля, в которую влились сотни маленьких капель. Эти капли могут быть самой разной плотности, цвета, даже вязкости, но они создают многоцветный живой ковер-котел большого города, в котором все мы плаваем, ходим, скользим… В общем – живем. Где-то полегче, где-то потяжелее, то веселее, то грустнее, но нас всех объединяет Москва, наш родной город. Быть учителем в таком городе, как Москва, – это все равно что быть лоцманом в огромном бушующем океане, лоцманом, ведущим детские души к безопасной гавани, в порт знания и этики, пристань добра и истины. И уж тем более историк – настоящий лоцман, лоцман в тысячелетней толще истории своего народа, своей страны. Соединить историю семьи с историей страны – вот задача историка, учителя истории. Дать вживую почувствовать ученику  память народа, память малой родины, неотъемлемой части великой Родины – вот задача школы. Самые разнообразные возможности исторического образования и воспитания предоставляет наш город. Наши школьники участвуют в общегородской историко-краеведческой олимпиаде «Музеи. Парки. Усадьбы», посещают московские театры и выставочные площадки исторической и гражданско-патриотической тематики, такие как мультимедийный проект «Россия – моя история» на ВДНХ. Воспитание историей – это воспитание живой жизнью, воспитание повседневностью, которая является положительным нравственным фактором, постепенно и благотворно воздействующим на юные души. Москва с ее многопластовой историей, с ее десятками поколений горожан – граждан Москвы и России! – есть истинный и первичный агент социализации и воспитания. Сам наш город есть огромная и благоприятная образовательная среда. Мы, учителя, должны так выстроить траектории обучения и развития школьников в этой среде, чтобы ее влияние было в максимальной мере благотворным. Да вот ярчайший пример Москвы как открытой книги истории, как увлекательнейшего учебника истории под открытым небом, у нас перед глазами. В седьмом классе довольно подробно изучается история реформ Петра Великого, затрагиваются и его экономические преобразования. Обычно тема экономики скучна для ребят, она достаточна суха, обезличена – цифры роста мануфактур, производства сукон и чугуна… Но упоминаются имя знаменитых заводчиков Демидовых и их уральские заводы, производившие лучший в мире чугун. Так что же – чугун и чугун, какие-то железные чушки…- А вы знаете, – говорю я ребятам, – что у нас в Москве сохранился особняк XVIII века, когда-то принадлежавший Демидовым, парадные ворота которого и сделаны из этого уральского чугуна, да еще выполнены в виде ажурной решетки, как чугунное кружево?Эта решетка отлита крепостным мастером Т.Сизовым по рисункам знаменитого художника Ф.Аргунова. Воротный въезд не склепан из отдельных деталей, а отлит единым куском – это уникальное, так называмое легендарное демидовское литье.  Этот особняк находится в Замоскворечье, совсем рядом с Третьяковкой (Большой Толмачевский переулок, д. 3; ныне Научная педагогическая библиотека им. К.Д.Ушинского). Многие ребята были в Третьяковской галерее, но и не знали, что рядом есть памятник промышленности России. Едем! И вот «два в одном»: классическая русская живопись и промышленный дизайн XVIII века. Вот так история из сухих страниц параграфа о промышленности превращается в реальность, которую можно потрогать, осязать, восхититься. Это уже не книжный, отвлеченный, абстрактный патриотизм, а патриотизм реальный, наполненный фактами и чувствами, подтвержденный зримо, весомо, так сказать, чугунно. Вся Москва кладезь таких артефактов истории. Долг учителя истории – связать курс истории, преподаваемый в школе, с живой реальностью жизни, которой живем мы и наши ученики, дать понять школьникам, что мы живем в исторически и культурно насыщенной среде, что у нас есть многовековое прошлое, которым мы должны гордиться, что мы, говоря словами классика, «стоим на плечах гигантов». Разве мы не можем не гордиться нашими мастерами, сотворившими этакое кружевное чугунное чудо? Да и к слову о чугуне – что бы Россия делала без уральского чугуна во всех ее многочисленных войнах XVIII-XX веков, без артиллерии, без пушек, отлитых из этого чугуна?Я очень люблю старое французское выражение: «Делай что должно – и пусть будет что будет». Есть некоторая толика фатализма в этой фразе, но и большая доля определенного экзистенциального оптимизма. Человек, свободный разумный человек, отвечает за то, что он делает, но не только. Свободный гражданин отвечает за свою страну, за свой город, за будущее своего народа. Это и есть долг, дело учителя – отвечать за будущее. Мы делаем будущее.   Вячеслав КОРПАЧЕВ, учитель истории и обществознания школы №1987

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте