search
main
0

​Искусство выпрямляет душу. Творческое развитие подростков в процессе интеграции изо и художественного труда

Хотя искусство имеет репутацию неосновного предмета образовательной системы, роль его в становлении личности ребенка огромна. Если в ходе обучения в школе ученик недополучил знания, то затем, почувствовав необходимость в них, он может пополнить свой интеллектуальный запас самостоятельно или с помощью различных форм обучения. Но если до определенного времени не развились личностные качества, необходимые для гармоничного существования в обществе людей, то перевоспитать человека бывает очень сложно, а иногда даже невозможно. На помощь приходит искусство.

В процессе интеграции изобразительного искусства и художественного труда была создана система творческого развития подростков. Воспитательный процесс в рамках данной системы осуществляется педагогом-предметником (учителем изобразительного искусства и художественного труда), педагогом дополнительного образования – руководителем изостудии и научного общества учащихся, а также классным руководителем.Уроки изобразительного искусства затрагивают проблемы добра и зла, красоты (внешней и внутренней), жизненных ценностей (культурных, материальных и духовных). Анализ произведений искусства, изображение человека, природы, предметного мира способствуют развитию этических чувств (стыда, вины, совести), обогащению знаний моральных и этических норм и правил общества, развивают эмпатию – сочувствие, сопереживание. Рассказывая о живописи, скульптуре, архитектуре разных народов и цивилизаций, очень важно обращать внимание на воспитание толерантности. Ведь искоренить в обществе межнациональную рознь невозможно запретами. Уважение к культуре разных народов необходимо воспитывать.Примером воспитывающего урока является разработка по теме «Пропорции фигуры человека. Изображение фигуры человека в движении». Это одна из самых сложных тем. При изучении передачи пропорций человеческого тела, соотношения головы, длины рук и ног относительно тела, изображении человека в движении акцент делается на внутреннем мире, развитии общечеловеческих качеств. Усилить восприятие могут поэтические строки. Например, стихотворение Бориса Заходера «Песенка о человеке».Выполнив человечков из бумаги, мы обсуждаем, какие они – разные или одинаковые и почему? Далее просматриваем мультфильм Гари Бардина «Адажио». И снова бурное обсуждение. Кто такие белая и черная птицы, кто такие серые? А бывают ли в нашем обществе такие ситуации, которые отражены в сюжете мультфильма, что необходимо сделать, чтобы не было в обществе изгоев? Далее с помощью белой краски дети дорисовывают то, что указывает на интересы персонажей их картин, это позволяет нам понять, что они делают в данный момент. То есть наделяют своих человечков индивидуальностью. Сейчас они все представители серой массы, но в нашей власти сделать их другими. Придумывают им легенду – какой характер, что они любят, что ненавидят, к чему стремятся. Дети работают под музыку. Звучит песня «Дорога добра» (слова Юрия Энтина, музыка Марка Минкова). Далее заселяем человечков в бумажный город.Таким образом, из обычного чистого листа получились замечательные человечки. Многие философы и ребенка сравнивали с чистым листом и считали, что в процессе жизни окружающие его люди и он сам на этом листе делают различные надписи, которые впоследствии и составляют то, что человек собой представляет. В нашей, учительской, власти сделать так, чтобы на листе детской души не появились дурные или даже случайные надписи. Этот урок подтверждает справедливость стихотворения Михаила Матусовского «С чистого листа».Иллюстрирование произведений литературы также благодатное поле для развития нравственности школьников. Можно использовать программные произведения и тем самым осуществлять межпредметную взаимосвязь литературы и изобразительного искусства. Каждая картина – это тоже рассказ, только не словесный, а образный. Если книгу можно сравнить с виртуальным миром, то картину смело можно назвать реальным. Но, несмотря на то что свои произведения художники представляют нашему взору как «готовый продукт», «готовую пищу», которую осталось только «съесть» – созерцать, в них таится колоссальный смысл, их тоже нужно научиться читать. Иногда художники, для того чтобы помочь зрителю разобраться в сюжетах картин, писали к ним рацеи – стихотворные объяснения того, что мы видим. К таким художникам относится Павел Федотов. Детям можно предложить рассмотреть и «послушать» его картину «Сватовство майора». Это поможет лучше разобраться в персонажах, изображенных художником, в их внутреннем мире. Обучаясь понимать рисованных героев, дети учатся присматриваться и прислушиваться к реальным людям, которые их окружают.В 7-м классе мы иллюстрируем рассказ Шела Сильверстайна «Щедрое дерево». В ходе анализа стихотворения затрагиваются темы слепой материнской любви, неблагодарности детей, понимания счастья, ответственности, заботы и уважения. В рисунке передаем не только содержание произведения, но и с помощью цвета отражаем внутреннее состояние героев.Результаты работы снова заставляют обратиться к творчеству поэтов, а именно Вячеслава Захарова:Веками море в берег бьется,Лохматясь пеною седой,Чтоб выбросить кусочек солнца,Отполированный водой…А сколько надо сил и жаждыТворить, измучившись вконец,Чтоб выбросить янтарь однаждыНа берегах людских сердец!Уважаемые педагоги, помогите детям научиться общаться с искусством – музыкой, литературой, живописью, и оно поможет сделать их сердца чистыми, прозрачными, теплыми, как янтарь, ведь как говорил Василий Сухомлинский – «искусство выпрямляет душу».Педагог дополнительного образования осуществляет художественное образование в кружках, на факультативах, в изостудиях. Творческие работы, которые мы выполняем на занятиях в изостудии, украшают кабинет изобразительного искусства, фойе школы, участвуют в различных выставках и конкурсах разного уровня. На занятиях прививается любовь к прекрасному, к окружающему миру. Ведь еще В.Сухомлинский писал: «Из равнодушия к красоте постепенно развивается бессердечность».Воспитание осуществляется и руководителем научного общества учащихся «Творчество и поиск». Оно существует с 2008 года. В нем действуют пять предметных секций, среди которых и художественно-эстетическая. Под руководством учителя учащиеся выполняют исследовательские проекты на интересующие их темы. Наша секция выполнила девять научно-исследовательских работ, которые получили признание жюри конкурсов разных уровней – от районного до международного. Темы работ затрагивают глубокие воспитательные проблемы, способствуют воспитанию как самих исследователей, так и слушателей. Это, например, «Воспитательная тайнопись живописи», «Арт-терапия – удовлетворение и исцеление современного общества», «От любопытства к прошлому – к знаниям в настоящем и перспективам в будущем», «Музей – центр культурного отдыха и саморазвития человека» и др.Воспитательный процесс в общеобразовательной школе преимущественно осуществляется классным руководителем. Опираясь на запрос общества, связанный с острой необходимостью повышения уровня воспитанности подрастающего поколения, и на стандарт образования, нравственное воспитание было выбрано как основное направление воспитательной системы класса. Название подсказал Федор Достоевский: «Красота спасет мир!» Эту фразу он сказал, когда впервые увидел «Сикстинскую Мадонну» Рафаэля. Воспитание нравственности проходит через общение с искусством. Как тут снова не процитировать В.А. Сухомлинского: «Человек стал человеком, когда услышал шепот листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручья и звон серебряных колокольчиков жаворонка в бездонном летнем небе, шорох снежинок и завывание вьюги за окном, ласковый плеск волны и торжественную тишину ночи, – услышал и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет чудесную музыку жизни».Каждую неделю проходят классные часы в форме деловых игр, тренингов, бесед, викторин, лекций. Особое место занимает изучение прав и обязанностей учеников. Просматриваем видеофильмы о проблемах современного общества и подростков в частности. Обсуждаем их. За годы нашей работы сложилась традиция – на все большие календарные праздники радовать родителей спектаклями. Мы сами делаем декорации, костюмы, украшаем кабинет. Все спектакли направлены на развитие системы общечеловеческих ценностей. Ребята подготовили и показали спектакли «Ромео и Джульетта вчера и сегодня» (об отношениях подростков в прошлом и настоящем), «Мужской монастырь» (о роли женщины в жизни мужчины), «Новогоднее чудо» (о пагубном влиянии телевидения на сознание подростков), «Знания на блюдечке – возможно ли и нужно ли?» (о значении обучения для человека и общества) и др. В мероприятиях, которые проводятся в классе, принимают активное участие не только дети, но и их родители. Часто приглашаются ученики параллельных классов и администрация школы.На каждых каникулах проходят экскурсии, которые направлены на приобщение к искусству и народному творчеству. Приобщение к прекрасному происходит и во время посещения театров. Бываем в культурных центрах, которые порождают любовь к науке. Посещаем краеведческие музеи для активизации гражданского самосознания и патриотических чувств.Таким образом, посредством искусства осуществляется нравственное воспитание обучающихся. Все мои усилия направлены на то, чтобы в будущем мне было не просто не стыдно за поступки этих детей, а я с гордостью могла сказать: «Это мой ученик!»Ольга ЧЕРНИЛЕВСКАЯ, учитель изобразительного искусства селятинской средней школы №1 Наро-Фоминского района Московской области, старший преподаватель кафедры методики преподавания дисциплин художественно-эстетического цикла Академии социального управления, финалист конкурса «Педагог года Подмосковья-2008

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте