search
main
0

​Глобализация задает вопросы, учителя ищут ответы

Чтобы обсудить актуальные профессиональные вопросы, на III Международном форуме по педагогическому образованию в Казанском федеральном университете (КФУ) собирались ведущие педагоги из 36 стран мира и 30 регионов России. XXI век предъявляет человечеству новые вызовы: изменение климата, модернизация производства, появление уникальных технологий, глобализация, изменение ценностей и многое-многое другое. И на все эти вопросы учитель и система образования в целом должны дать аргументированный ответ.

Говорить на одном языке

«Дигитально рожденные» обладают определенным преимуществом по сравнению со своими учителями, потому что они практически с младенчества погружены в цифровую среду и легко обращаются с новыми технологиями. Они любят играть в электронные игры, их не пугает геймификация большинства привычных процессов, они предпочитают электронное общение реальному. Соответственно, способ обучения современных детей должен кардинально отличаться от работы с поколением «цифровых эмигрантов». Для сегодняшних школьников органична технологически оформленная информация – электронные библиотеки, поисковики, мультимедиа. Традиционная схема обучения по типу «рассказ учителя – тест» им не интересна, они быстро теряют концентрацию внимания и усидчивость.

Именно поэтому, как считают профессор педагогического факультета Софийского университета (Болгария) Вяра Гюрова и доцент кафедры педагогики Институт психологии и образования КФУ Вера Зелеева, технологизированное образование должно ориентироваться на действие, а не на слова.

Большую популярность сегодня приобретают модели образования, которые ставят во главу угла развитие умений. Эксперты привели в пример популярную модель Partnership for 21st century learning, или Платформу П21. В ее основе так называемая «радуга» умений, которые должны освоить ученики: ключевые предметы XXI века, навыки для жизни и карьеры, навыки для учебы и инноваций и технологические навыки.

В числе основных жизненных навыков в рамках Платформы П21 выделяют гибкость и способность адаптироваться в условиях изменений, инициативность и самостоятельность, социальные и кросс-культурные умения, управление проектами, лидерство и ответственность. В учебе и изобретательстве детям должны помогать критическое мышление, коммуникабельность, сотрудничество и творчество. Эти качества определяют готовность работать в комплексной рабочей и социальной среде. А технологические навыки включают в себя работу с большими объемами информации и медиа, развитие информационной, медийной и технической грамотности.

Для формирования этих умений учеников, по мнению экспертов, необходима комплексная образовательная система, которая включает в себя обновленные стандарты и учебные планы, релевантную систему оценивания.

Немаловажным является и трансформация образовательной среды – школьной, внешкольной и виртуальной. Ученики должны получать равные возможности для обучения в группе, команде и индивидуально, для них должны быть доступны работа в международных проектах и органичное сочетание очного с дистанционным и онлайн-обучением.

Не стоит забывать и о возможностях для профессионального развития учителей XXI века – все они должны быть направлены на то, чтобы педагоги могли говорить с учениками на одном языке, использовать соответствующие методы и технологии, адекватно диагностировать образовательные потребности учеников и давать им адекватную оценку.

Школа эмоционального комфорта

Похожие идеи содержит модель американской организации 21st Century Schools, или «Школы 21-го века». По словам автора модели Энн Шоу, школа XXI века – это намного больше, чем просто доступ к технологиям и современной материальной базе. Новая школа должна уходить от традиционного типа «фабрики» к индивидуальному подходу в обучении детей. Ученики могут обучаться в разных местах, в разном времени, пользуясь разнообразными источниками информации. Целью их образования является не повышение оценок на стандартизированных тестах, а подготовка к успешной жизни в XXI веке.

Реализация этой цели требует изменений на всех уровнях – от национальной политики и стандартов образовательных программ до организации новых учебных пространств. Направление этих изменений определяется «Тремя компасами образования 21-го века»: критические атрибуты современного образования, разносторонняя грамотность и умения XXI века.

К основным критическим атрибутам Энн Шоу относит интегрированность и мультидисциплинарность, глобальный класс, повышенные требования к ученикам и учителям, ориентацию на изменения, активное использование технологий и мультимедиа.

Если говорить о навыках, то кроме основополагающих – чтение, правописание, арифметика – ученики XXI века должны освоить экологическую и кибернетическую грамотность, основы здорового образа жизни и физической подготовки, мультикультурные компетенции, социальные/эмоциональные компетенции, медийную грамотность, финансовую грамотность, основы искусства и творчества.

По словам Энн Шоу, образование сегодня должно помогать молодым людям развивать семь умений, которые крайне важны для выживания в современном мире: критическое мышление и решение проблем, сотрудничество и лидерство, гибкость и адаптивность, инициативность и предпринимательство, коммуникабельность, оценка и анализ информации, и на последнем месте, но отнюдь не по значимости – любознательность и воображение.

Что касается учебной среды современной школы, то она должна включать в себя целый комплекс составляющих: физическая, социальная, виртуальная и академическая среда. Уже сейчас для создания так называемых «живых школьных дворов» ведущие образовательные организации сотрудничают с известными архитекторами, которые создают красивые здания с современной инфраструктурой, изменяют функциональную организацию классных комнат, обустраивают пришкольную территорию с учетом актуальных проблем окружающей среды. По мнению Энн Шоу, в основе «новой школы» должны лежать эмоциональный комфорт учеников, удовлетворение их потребностей в любви, уважении, свободе, развлечении и даже власти. Именно в такой среде может формироваться человек XXI века.

Взгляд в будущее

В Центральном университете Мичигана (США) определились с подходами к подготовке учителей до 2023 года. Выбрано три ключевых направления: культурная глобализация образования, трансформация методов оценивания и интеграция технологий в учебный процесс.

Проблем в два раза больше

Естественный продукт глобализации – миграция населения. Сегодня в мире насчитывается около 240 млн мигрантов, и проблема адаптации в школах детей из семей, по разным причинам меняющих свое место проживания, становится все серьезнее.

Профессор Университета Майами Дина Бирман уже много лет изучает проблемы мультикультурного образования и не понаслышке знает, как работать с этим сложным детским контингентом. Он, действительно, сложен, поскольку эти дети постоянно живут и развиваются на стыке как минимум двух равновеликих для них культур – той, что принята в семье, и той, что окружает их каждый день в школе. К тому же, пытаясь принимать решения в области улучшения жизни и обучения детей мигрантов, нужно учитывать и множество других контекстов: общественное отношение к мигрантам, условия их жизни в новой стране, их отношение к образованию, обусловленное культурными установками и т.д.

Так, например, по словам Дины Бирман, в семьях мигрантов из Китая принято активно участвовать в школьной жизни детей. Во многом благодаря этой поддержке, дети добиваются высоких академических показателей наравне с коренными жителями стран, куда они приезжают в поисках лучших условий.

Проблемы у детей мигрантов зачастую возникают в школе в том числе из-за того, что они приходят туда с разным уровнем подготовки. Есть те, кто переехал в новую страну в совсем юном возрасте или даже уже родился здесь. С ними проще всего, потому что они легко входят в новую культуру. С теми, кто постарше, сложнее. Чаще всего они выделяются не в лучшую сторону на фоне местных детей, и если они хорошо учились у себя на родине, а здесь испытывают трудности, то можно считать, что на психологическом уровне проблем становится в два раза больше…

Трудность в работе с детьми мигрантов заключается еще и в том, что до сих пор не выработано однозначно эффективного пути их адаптации. Некоторые школы включают в учебный процесс двуязычное обучение, утверждая, что это положительно отражается на успеваемости ребенка. Другие запрещают использование чужих языков кроме языка национального большинства той или иной страны, для того чтобы ребенок быстрее вошел в новую культуру. Но это, в свою очередь, негативно сказывается на взаимоотношениях в семье ребенка и отношении мигрантов к новой родине. К счастью, сегодня за рубежом все чаще начинают практиковать мультилингвальное и мультикультурное обучение. Конечно, это требует гораздо больше ресурсов, но сегодня в мире, который глобализируется все сильнее и сильнее, уже нельзя остановиться на чем-то одном. В особенности в образовании.

Фото КФУ

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте