Среди разных сфер профессиональной деятельности человека существуют такие, которые наделяются обществом повышенной социальной ответственностью. К числу таких профессий относятся, например, профессии врача, полицейского, судьи, священника, спасателя и, конечно, учителя.
Что объединяет эти профессии? Почему практически любой изъян в деле каждого представителя этих профессий становится поводом для эмоциональной реакции общества? Все эти профессии объединяет феномен служения. Служения в метафизическом смысле, выходящем за рамки ситуативных явлений, – служения людям, обществу, государству, Богу. С представителями этих профессий невозможно построить товарно-денежные отношения. Человек обращается к ним в момент своей незащищенности. Врачу мы доверяем свое здоровье, от судьи мы ожидаем справедливости, от священника – святости, от военных – защиты от внешних врагов общества, от полицейских – защиты своих прав от посягательств преступного мира, а учителю для воспитания и обучения мы отдаем самое дорогое, что у нас есть, – своего ребенка.Повышенные требования общества связаны с тем, что общество наделяет представителей этих профессий доверием. Тем больнее переживаются цинизм, безразличие, халатность, корыстность и другие пороки некоторых представителей этих профессий. Это воспринимается не столько в качестве личного проступка человека, столько в качестве предательства тех идеалов, которым призваны служить представители этих профессий.Вопрос о возможности, необходимости и цели нравственного совершенствования человека на протяжении всей истории является одним из основополагающих. Христианство определяет, что созидание, направленное к благу человека ради Бога, есть прославление Бога и служение Богу и людям является подвижничеством: «Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Мф. 20:28). Служение добру всегда есть и является противостоянием злу. Учитель, наставляя и воспитывая, тем самым защищает вверенных ему детей от воздействия разного рода манипуляторов, пользующихся простотой и наивностью детской души. Как и на всякой войне, в каждодневной битве со злом имеют место как победы, так и поражения.В сегодняшнее время насаждаемый повсеместно примат самости человека во всех своих проявлениях не только определяет систему нравственно допустимого для себя, но зачастую навязывает это «допустимое» другим. В связи с этим только на основе традиционных христианских нравственных ценностей возможно существование системы воспитания человека.
Проблема формирования положительного имиджа актуальна для всех видов служения: врачей, военных, священнослужителей, учителей. Важно, чтобы человек, выбирающий профессию учителя, имел морально-нравственный потенциал развития, что позволит изменить нравственное состояние не только в школе, но и во всем обществе. И тогда проблема имиджа решена будет по существу, потому что главное – не казаться кем-то, главное – это быть личностью, человеком морально-нравственно зрелым, профессионалом, стоящим на стаже интересов ребенка, семьи, общества и государства.
Владимир НЕГАНОВ, учитель истории школы №869
Комментарии