search
main
0

​Форпост затяжной войны

Для кого-то Донбасс – политика, для кого-то – что-то далекое, непонятное, чужая затяжная и надоевшая война. А для меня – Родина. И потому так хочется понять, почему до сих пор льется кровь, почему убивают, почему, наконец, выработался иммунитет к человеческим страданиям? С тех пор как на Украину пришла война, прошло больше трех лет. Все меньше репортажей оттуда, все меньше интереса к ним. Ко всему привыкаешь, как ни странно и ни страшно, даже к смерти. Вывести из спячки может только живое слово, не затертое, не потерявшее свою силу и смысл.

Мы – подвальные, мы – опальные,Кандалы наши тяжелые.Мы – идея национальная,Мы – форпост затяжной войны.Черной совести боль фантомная,Боль, что мучает по ночам.Эта домна внутри огромная,Наша ненависть к палачам…Стихи Анны Ревякиной сегодня известны далеко за пределами ее родного Донецка. Наряду со стихами других поэтов из ЛНР и ДНР, а также из России и Израиля они вошли в новый сборник Союза писателей ЛНР «Выбор Донбасса». Как и в книге «Время Донбасса», здесь сошлись разные жанры – стихи, проза, драматургия. И в этом сила и уникальность сборника, как и то, что некоторые произведения буквально только-только вышли из-под пера авторов. И это не просто журналистские свидетельства той страшной трагедии, которая охватила Донбасс, это попытка осмыслить и понять, почему так происходит.…Умочка – пятилетняя девочка Лена осталась в темном холодном подвале одна. Ее маму убило в тот момент, когда она уже возвращалась в подвал с едой для дочки… Лена об этом не знает, она ждет самого близкого человека, который не мог ее бросить: «Мама ушла давно. Третьи сутки Умочка сидела одна в черном сыром подвале на старой кушетке и ждала. Холодно и страшно… Несколько раз Умочка порывалась выбраться из подземелья и убежать в соседний подъезд на пятый этаж, в свою комнату, но обстрел не прекращался ни на минуту». У Александра Цыбы из Енакиево нет никаких особых изобразительных художественных средств – ни ярких метафор, ни эпитетов, все предельно лаконично и буднично, но оттого не менее страшно – война глазами ребенка, живущего надеждой увидеть свою маму, которой больше нет… Запоминается и короткий рассказ Андрея Кузнецова из Луганска «Ангел на плече» – о старике Егорове, который чудом спасся от стаи голодных собак и прошел 15 километров в морозном феврале – жить в селе, занятом украинскими националистами, не было никаких сил…Алексей Ивакин из Одессы свой рассказ «Донецкий исход 1918 года» предваряет такими словами: «Нет, это не о гражданской войне на Украине сегодня. Это о Гражданской войне столетней давности». «Сейчас я расскажу о походе, о котором знают единицы, – пишет Ивакин. – В феврале-марте 1918 года гайдамаки Центральной Рады и войска кайзеровской Германии начали продвижение на восток. Немцы и украинцы. Запомните это сочетание…» Иногда такие исторические параллели помогают лучше понять современные события…Среди драматургических произведений, пожалуй, одно из самых мощных по силе художественного воздействия – пьеса Юрия Юрченко «Свидетель». Русский поэт, живущий в Париже, приезжает в Донецк, вступает в ополчение, выходит вместе со стрелковцами из осажденного Славянска, в боях за Иловайск попадает в плен к нацгвардейцам батальона «Донбасс». Пьеса автобиографична – она о судьбе самого Юрченко, пережившего плен. Его не хотят выпускать и менять только потому, что он опасный свидетель преступлений украинских нацистов…«Содержание и смысл происходящего на Донбассе лучше всего, точнее и правдивее отражает литература – сокровенное свидетельство человеческих душ и сердец, это не только свидетельство мужества и испытаний, трагизма и драматизма жизни, ее сложности, но и того главного тектонического сдвига в миропонимании людей, их общности и единства судьбы. Свидетельство духовной неразделенности русского народа» – такими словами предваряет сборник литературный редактор сайта okopka.ru Владимир Олейник.…Писатель отражает то, что не может показать журналист, – глубину и трагизм происходящих событий через судьбы жителей Донбасса.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте