Говоря об изменениях в системе повышения квалификации работников образования Москвы, необходимо понимать, что они неразрывны с теми огромными изменениями, которые происходятв системе образования города.
Cреди изменений надо отметить: внедрение дистанционных форм работы и электронные сервисы; создание информационно-технической поддержки, ориентирующей педагогов на использование новых образовательных технологий; осуществление независимой оценки профессиональных компетенций педагогов; следование принципам информационной открытости и прозрачности при внедрении успешных педагогических решений; необходимость наличия в каждой московской школе широкого спектра программ, соответствующих разнообразным образовательным запросам обучающихся и их семей; создание новых форм сетевого взаимодействия школ, учреждений культуры, спорта, научных организаций и вузов города. Перечень можно продолжать и продолжать, но уже из перечисленного понятно, что повышение квалификации руководителей и педагогов должно идти в унисон с изменениями, происходящими в образовании Москвы. Из этого следуют и задачи: обеспечить профессиональный уровень педагогов и руководителей в соответствии с изменениями в системе образования города. Сегодня работники образования имеют возможность самостоятельно выбирать, где и когда они хотят повысить свой профессиональный уровень, пройти повышение квалификации в тех организациях, которые, по их мнению, способны устранить определенные профессиональные дефициты или помочь им приобрести новые компетенции. В мае 2015 года Департамент образования создал Экспертный совет по дополнительному профессиональному образованию работников образовательных организаций – коллегиальный и независимый общественно-государственный орган, призванный анализировать соответствие предлагаемых работникам образования Москвы программ повышения квалификации современным тенденциям развития московского образования. С 27 мая 2015 года начала работать новая версия портала ДПО (региональный реестр дополнительных профессиональных программ), где заказчики образовательных услуг в сфере ДПО могут ознакомиться с программами, сделать выбор, записаться на обучение по конкретной программе и быть уверенными в ее качестве, так как она рекомендована Департаментом образования. Лучшие учителя Москвы, представители ведущих вузов города привлечены к экспертной оценке программ. Именно они определяют, актуальны ли представленные программы для московского образования и могут ли быть рекомендованы к реализации для повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогов столичных образовательных организаций. Далеко не все представленные программы, по мнению экспертов, отвечают современным требованиям к ДПП и, следовательно, будут востребованы. К 2015-2016 учебному году были поданы 501 ДПП, из них 222 рекомендованы к реализации. МИОО также критично относится к качеству своих программ. Проведенный нами мониторинг (11557 слушателей программ МИОО) показал наличие как востребованных, так и не очень востребованных слушателями программ. Наиболее востребованными оказались кафедры: иностранных языков; методики обучения физике; начального образования; географического образования, инновационных и космических технологий; профессионального обучения; методики обучения химии, экологии и естествознанию.Слушатели оценили качество реализации ДПП по таким критериям: доступность и логичность изложения материала; новизна и актуальность содержания; достаточность и эффективность использования интерактивных форм; заинтересованность преподавателя в результатах; достаточность представленной информации для повышения квалификации; практическая ценность содержания программы; актуальность теоретических знаний.При этом общая удовлетворенность слушателей обучением составила в среднем 4,61 балла, общая оценка слушателями качества реализации ДПП – в среднем 4,72 балла (из 5 баллов). В среднем к нам собираются вернуться 84,3% слушателей, причем на кафедры иностранных языков, социально-гуманитарных дисциплин и методики обучения физике – 100% слушателей, а на кафедры методики обучения биологии, географического образования, инновационных и космических технологий и начального образования – от 92,3% до 98,4%. Сейчас крайне важно, чтобы все занятые в повышении квалификации работников образования Москвы понимали опасность определенного менторства по отношению к слушателям и больше погружали педагога в решение различных профессиональных задач, развивая такие формы, как: обучение посредством кейсов (пакета ситуаций для принятия решений); проектное обучение; тренинги; широкий спектр образовательных практик (реальных имитационных), поддерживающих развитие ключевых компетенций, стратегическое, рефлексивное и критическое мышление; стажировки; работа в профессиональных интернет-сообществах. С моей точки зрения, огромный потенциал для повышения квалификации заложен также и в неформальном образовании. Алексей РЫТОВ, ректор Московского института открытого образования, доктор педагогических наук
Комментарии