Как я начал работать в школе? Десять лет назад, будучи первокурсником отделения театро- и киноведения РГГУ, пришел к директору своей гимназии и предложил показывать по субботам кино – то, которое увидел только в институте и которое, как мне показалось, нелишне мне было бы увидеть раньше. И стали мы смотреть кино – от классики до сегодняшнего дня, от Чаплина до Формана, от Бергмана до Каурисмяки. Смотрели спорного Кубрика, провокационного Годара. И говорили об увиденном.
Года через два-три на вопрос о том, что в этих занятиях самое главное, никто из участников моего кинокурса (а ходили туда и ученики, и учителя в статусе членов администрации, и родители, и выпускники) не написал о самих фильмах. А написали, например, так: «Здесь можно сидеть, как хочешь, и думать, как хочешь». Не о средстве написали, а о сути, о том, что обретаешь через просмотр и обсуждение кино.Казалось бы, я всеми руками и ногами должен быть за введение в школе курса «100 фильмов». Но вот что меня настораживает. Обсуждая эту инициативу, много ломают копий о то, какие именно фильмы включить в заветную сотню. Но, кажется, гораздо важнее вопрос: что будет происходить в аудитории, где будет нажата кнопка DVD-проигрывателя? Как будут сидеть, что будут говорить, а главное – как будут мыслить? Не выйдет ли как с несчастными «Онегиным», «Войной и миром» и «Мертвыми душами», к которым так сложно вернуться еще раз после встречи с ними в школьной программе? И еще, но это уж совсем для себя, на полях, придет ли семнадцатилетний мальчик из московского института в провинциальную школу показывать кино из этого, за него кем-то составленного списка?..«Из всех искусств важнейшим…» – обрываю всем известную цитату. Нет спора: визуальная информация сегодня правит умами, и, конечно, визуальная культура необходима в обществе. Забавно, правда, что, внедряя кинофакультатив, чиновники Минобрнауки одновременно изымают из программы старшей школы предмет «Мировая художественная культура», в содержание которого входит как раз системное изучение визуальных искусств (от живописи до того же кино) в их сложных взаимосвязях, а не в виде пресловутого «списка». Как можно понять язык кинематографа, не зная языка живописи?.. Не случайно в «Солярисе» Тарковский вглядывается и вглядывается в брейгелевских «Охотников на снегу».Литература, искусство – все это в школьной программе имеет тенденцию стать факультативами для ознакомления «по спискам». Можно не сомневаться в том, что диски в красивых коробках будут изданы и даже окажутся во всех школах страны. И конечно, в самом этом факте нет ничего плохого. Кто-то снимет их с полки, кто-то посмотрит, а кто-то, надеюсь, и увидит…NB! Александр Александрович ДЕМАХИН, абсолютный победитель конкурса «Учитель года-2012», учитель МХК Сергиево-Посадской гимназии имени И.Б.Ольбинского.
Комментарии