Министр образования РФ Андрей Фурсенко рассчитывает, что федеральные государственные образовательные стандарты /ФГОС/ для старшей школы будут в полной мере доработаны уже этой осенью.
\”Стандарты разрабатывали эксперты, почти все они были так или иначе связаны с Российской академией образования, – заявил министр журналистам. – Сегодня есть несколько вариантов, и поскольку стандарты имеют очень важное общественное значение и \”развилки\” были связаны с тем, как учить, насколько широкая должна быть свобода выбора у ребят для движения в старшей школе по тому или иному направлению, было принято решение о создании рабочей группы\”. По его словам, в нее вошли \”самые разные люди – представители бизнеса, науки, гражданского общества\”, при этом возглавил ее член Совета Общественной палаты РФ, директор Национального исследовательского центра \”Курчатовский институт\” Михаил Ковальчук. \”По результатам ее работы будут даны рекомендации, в каком направлении должна быть завершена доработка стандартов. После этого профессионалы, получив такое видение, достаточно легко смогут их доработать. Рассчитываю, что эта работа в полной мере будет проведена осенью этого года\” – сообщил Фурсенко. Он подчеркнул, что затем предложенный стандарт рассмотрит министерство образования, которое только на этом этапе \”реально войдет в этот процесс\”. \”На сегодняшний день министерство ни на одном этапе не принимало участия в разработке стандартов, мы только отслеживали жесткое выполнение правил по выработке\”, – пояснил Фурсенко. \”Я считаю, что человек должен выйти из старшей школы всесторонне образованным, – продолжил министр. – Это значит, что он должен быть достаточно глубоко погружен и в гуманитарные предметы, и в естественнонаучные дисциплины. Но как они будут соотноситься должны решать не родители, а сам ученик. Моя точка зрения состоит в том, что человек в 15 лет уже вполне может делать выбор и отвечать за него\”. Он добавил, что министерство не допустит, чтобы документ принимался кулуарно, без широкой общественной поддержки. Первый проект стандарта для старшей школы появился в Интернете в ноябре 2010 года. По задумке авторов из Института стратегических исследований в образовании, он был призван принципиально изменить подход к обучению в старшей школе. Старшекласснику в зависимости от его наклонностей предоставляется возможность изучать некоторые предметы на минимальном уровне, а необходимые для выбранной профессии дисциплины – на профильном, это определяет количество часов, отводимых на предмет. Второй вариант был доработан РАО с учетом замечаний экспертов и размещен на сайте Минобрнауки в феврале. В апреле был опубликован третий вариант проекта стандартов для старшеклассников, однако уже на следующий день документ с сайта исчез. Предположительно, это произошло потому, что текст проекта содержал достаточно радикальное предложение о введении третьего обязательного ЕГЭ /сейчас их два – по русскому языку и математике/ – по иностранному языку. Кроме того, авторы текста планировали дать школьнику возможность выбрать, что сдавать – ЕГЭ или \”государственный выпускной экзамен\” – термин, которого прежде в стандартах не было. В апреле на сайте министерства появился новый, четвертый вариант стандартов, при этом предложения по реформе ЕГЭ из текста убрали. Кроме того, ранее на сайте публиковался еще один – альтернативный – вариант, разработанный президиумом РАО. Проект предусматривает обязательные ЕГЭ по двум предметам и вместе с тем вводит возможность на базовом уровне получать по ним \”зачеты\” и \”незачеты\”. Проект нового образовательного стандарта для старшей школы станет обязательным не ранее 2020 года.По материалам itar-tass.com
Комментарии