Тема информатизации сегодня едва ли не самая главная для системы образования. Ее сформулировали государство, Министерство образования и науки РФ и сама логика развития отрасли. Очевидно, что для реализации этой задачи требуются: а) четкое планирование всех этапов; б) высокопрофессиональные кадры; в) техническая оснащенность. Но не секрет, что даже при равных потребностях и возможностях результат во многом зависит от того, кто берет на себя всю меру ответственности за результат. В Курской области стратегию сражения за единое информационное пространство выстраивает совместно с Комитетом образования и науки Курской области и институтом повышения квалификации Информационно-аналитический центр Курской области, а точнее – его руководитель Светлана Анатольевна АПЕНИНА. Подтверждением успеха проделанной работы стало недавнее знаменательное для региона событие – Всероссийская научно-практическая конференция «Проектирование новой школы: информатизация образования». Были доклады и презентации представителей из разных регионов, обмен опытом и обсуждение болевых точек. Не было рутины, формализма и вопросов без ответа. Осталось ощущение уверенности, стабильности и реальных перспектив.
Одним из ярких и зрелищных событий в рамках конференции стал уникальный дистанционный урок – виртуальный мастер-класс заслуженного учителя России В.Н.Раздобарина. Тема «Использование дистанционных форм обучения изобразительному искусству как инновационное направление информатизации художественного образования» была раскрыта в течение 40 минут в каждом из трех учебных учреждений: городской школе №27 имени А.А.Дейнеки, Свободинской сельской средней школе и Полевском лицее. Для начала участникам было предложено ответить на вопросы: кто автор картины и ее название? Микрофон быстро переходил из рук в руки, ответы звучали из каждой аудитории. У детей не было никакого психологического барьера, боязни ошибиться, работали дружно и с настроением. Учитель успевал и поблагодарить за правильный ответ, и подчеркнуть характерный стиль художника – масса информации вместе с представленным на интерактивной доске визуальным образом укладывалась в сознании естественно и прочно. Затем прошла виртуальная экскурсия по Лувру, а в заключение педагог предложил ребятам и гостям увлекательную творческую работу – конструирование моделей одежды. Начинающие дизайнеры воплощали на бумаге свои идеи, и они тут же становились доступными всем: «глаз» документ-камеры считывал рисунок и проецировал на экраны электронных досок. Детей не надо было вовлекать в дискуссии и обсуждения – это было естественной потребностью. Так на наших глазах родилась маленькая модель единого информационного пространства, доступной образовательной среды, интереса к познанию нового, образец культуры общения и взаимного уважения. Ведь именно в этом и состоит смысл процесса информатизации: когда количество приобретенного оборудования точно соответствует потребностям школы, новые технологии помогают учителю, и все это работает для повышения качества образования и воспитания наших детей. Светлана Апенина радовалась итогам этого урока вместе с ребятами и руководителем Центра дистанционного обучения О.В.Ященко, ведь это результат усилий ее команды, стимул для движения и развития. Миттельшпиль Апениной- Cветлана Анатольевна, каков диапазон работы вашего Информационно-аналитического центра?- Мы постепенно наращиваем свой функционал и сегодня в полноформатном режиме работаем по всем актуальным направлениям функционирования системы образования региона. Это организационно-методическое и технологическое сопровождение государственной итоговой аттестации выпускников 9-х и 11-х классов, организация и проведение мониторинговых исследований, сопровождение федеральных мониторингов, статистическая отчетность и, безусловно, вопросы информатизации образования региона. Являемся операторами региональной информационной системы в сфере образования, обеспечиваем сопровождение предоставления государственных услуг в электронном виде и многое другое. – То есть ИАЦ Курской области прошел все пороги и риски становления и теперь абсолютно самодостаточное структурное звено системы образования региона. А насколько вам интересен опыт коллег из других областей, обращаются ли к вам за советами и помощью?- Опыт наших коллег из других регионов очень интересен, так же как и наш опыт интересен им. В Краснодаре мы обменивались информацией по проблемам внедрения дистанционных образовательных технологий, в Суздале представляли достижения региона по работе центров дистанционного обучения школьников, в Анапе на Всероссийской научно-практической конференции по информатизации образования особый интерес участников вызвал опыт именно Курской области. И организатор – Группа компаний АВЕРС – выделил отдельный день для нашей презентации.- Какие главные приоритеты в работе центра сегодня? Зависят ли они от новых директив Министерства образования и науки или формируются под воздействием центробежной силы, когда на скорость развития влияют потребности самого региона?- Главный приоритет – работа на перспективу, безусловно, с учетом основных стратегических направлений, регламентированных нормативными документами и потребностями региона. Внедрение в систему образования региона новых современных технологий. Энциклопедия дебютов- Расскажите немного об истории создания вашего центра.- Областное бюджетное учреждение «Информационно-аналитический центр» Курской области создано в 2004 году для обеспечения организационно-методического и технологического сопровождения ЕГЭ. Так что нам в этом году 10 лет! У нас впереди большие перспективы!- С каким настроением вы приступили к своим новым обязанностям? Ваши первые шаги, первые трудности? – Осваивать новое, неизведанное всегда интересно. Безусловно, были и трудности. Но с таким молодым, творческим, отзывчивым, трудолюбивым коллективом, когда каждый чувствует надежное плечо коллеги, все преграды по плечу.- Оперативным инструментом для вашей работы, конечно, является портал центра. Его назначение сформулировано вами буквально так: «Сайт информационной поддержки работников образования по широкому спектру вопросов, входящих в компетенцию центра».- Понятие «поддержка» на самом деле ключевое в нашей работе. Мы понимаем, что главным тормозом информатизации является неуверенность пользователей в уровне своей ИКТ-компетенции, поэтому старались выстроить его структуру предельно понятной, простой и доступной. Основные разделы, по которым сформирована информация на сайте: ЕГЭ, ГИА-9. Сайты школ. Группа компаний АВЕРС. Контентная фильтрация. Дистанционное обучение. Мониторинги. Мероприятия. Словарь терминов. Полезная информация. Вопрос – ответ. Обратная связь. Внутри каждого раздела – вся необходимая информация по теме, документальная база, пошаговые инструкции. Весомой частью является весьма востребованный в регионе портал информационной поддержки ЕГЭ и ГИА-9 в Курской области, который мы сопровождаем круглосуточно.Защита АВЕРС- Условия стабильной работы ИАЦ зависят от надежности партнеров так же, как устойчивость здания от фундамента. По каким критериям вы выбирали компанию, осуществляющую разработку и сопровождение программного обеспечения? – Это было на самом деле важное, принятое коллегиально решение Комитета образования и науки Курской области, и мы рады, что сделали правильный выбор. Надежность партнеров проверена на прочность в самых разных ситуациях. Вся Курская область работает на единой информационной платформе, что значительно облегчает сбор и обработку информации, коммуникацию между учебными заведениями и органами управления и контроля, обучение кадров. На наших глазах качественно меняется характер работы педагогов и управленцев, меняются и ценности людей. Открываются новые профессиональные, творческие возможности. Программные продукты Группы компаний АВЕРС для системы образования органично вписываются в наши потребности, больше того – эти разработки имеют большой ресурс для развития, во многом предугадывая потребности завтрашнего дня. – Какими программными продуктами пользуются ОО Курской области?- У нас установлен пакет программ. В дошкольных учреждениях работает «АВЕРС: Заведующий ДОУ», в школах – «АВЕРС: Управление образовательным учреждением» (КРМ «Директор»), в муниципалитетах – «АВЕРС: Управление образованием» (АРМ «РОНО»), на уровне Комитета образования и науки Курской области – АИАС «Регион». Программные модули позволяют унифицировать делопроизводство, автоматизировать процессы управления, планировать и контролировать учебный процесс, создавать электронную базу данных детей и педагогов. Программы «АВЕРС: Управление образованием», «АВЕРС: Мониторинг» представляют собой многофункциональный инструмент для ведения статистики, проведения мониторинга и принятия грамотных, своевременных управленческих решений. Для реализации в электронном виде государственной услуги по зачислению детей в детские сады используется программа «Аверс: web-Комплектование» и «Аверс: Контингент», позволяющие обрабатывать данные, размещенные на едином региональном сервере, и интегрировать необходимые показатели в федеральную информационную систему. – Как проходило обучение персонала работе в программах?- Это наиболее трудоемкий процесс, но мы его преодолели успешно. Одни бы не справились. Специалисты компании АВЕРС и нашего центра совместно провели серию очных установочных занятий. Кроме того, АВЕРС регулярно проводит вебинары – их график размещен на нашем сайте. У каждого руководителя учебного заведения есть прямой доступ к куратору, и это тоже очень эффективно работает. – На вашем сайте есть опция прямой связи со специалистами компании. Это значит, что каждый педагог может без вашего посредничества решать возникшие вопросы?- Да, совершенно верно. Это входит, так сказать, в неформальный пакет обязательств наших партнеров. И это то, что не переводится в денежный эквивалент. В наших отношениях человеческая, дружеская составляющая порой доминирует над пунктами контракта, особенно в каких-то форс-мажорных обстоятельствах. Так, на выполнение задачи по формированию электронной очереди в детские дошкольные учреждения у нас было всего три недели. Мы работали практически в круглосуточном режиме, и сотрудники компании все это время были с нами в одной команде. Игра по своим правилам Светлана Анатольевна совсем не использует местоимение «я», когда говорит о своем центре и о его работе. Только «мы» – это ее дружная, профессиональная, молодая и динамичная команда. Но формула успеха – понятие фундаментальное и неизменное. Победа приходит к тому, кто умеет поставить цель и разработать алгоритм ее достижения. Брать на себя ответственность и никогда не сдаваться. Кто умеет находить правильные решения даже в патовых ситуациях. Зарядить своей уверенностью и идти по жизни с улыбкой. …Не женское это дело – информатизация в масштабах региона, скажет кто-то. Однако именно ферзь – самая сильная фигура на шахматном поле, отвечу я.Каков ваш следующий ход, королева информатизации?Курск
Комментарии