Семейное образование как форма обучения признана российским законодательством с 1992 года. Сторонники домашнего обучения считают, что родители могут быть профессиональнее педагогических коллективов. Противники заявляют о том, что за пределами школы ребенку сложно будет социализироваться в обществе. 4 апреля проблему развития домашнего обучения обсуждали в Общественной палате РФ.
Член ОП Ефим Рачевский считает, что степень доверия к школе со стороны родителей сильно упала: «Сегодняшние российские семьи связывают будущее своих детей с качеством образования. Конечно, ситуация в образовательной среде постепенно меняется: наконец-то были приняты более или менее осмысленные стандарты образования. Но изменения не могут быть быстрыми: для начальной школы этот срок 5-6 лет, для средней – 10-12. Что касается нашей сегодняшней темы, то в ней есть некое разночтение: есть путаница между семейным и надомным образованием. Нам необходимо внесение изменений в целый ряд нормативных актов, с тем чтобы закрепить и конкретизировать понятие «семейное обучение».Председатель Ассоциации за права семьи Павел Парфентьев утверждает, что семейное образование – одна из самых быстрорастущих форм обучения в мире. «В 2012 году в Берлине состоялась первая в истории глобальная конференция по семейному образованию. Но в некоторых странах Европы родители, выбирающие семейное образование для своих детей, подвергаются серьезным преследованиям. И в России местные власти могут обратиться в органы опеки и обвинить родителей в том, что они не пускают детей в школу», – сообщил эксперт.Участники дискуссии также обсудили финансовую поддержку родителей, которые обучают детей на дому. Напомним, что до 2004 года федеральным законодательством была предусмотрена выплата компенсации родителям, осуществляющим общее образование ребенка в семье, сейчас лишь в нескольких регионах действуют подобные нормы.Сегодня, по мнению экспертов, такой вид обучения доступен только хорошо обеспеченным людям, поскольку родители все свое время посвящают обучению. Кроме того, школы имеют возможность намеренно затягивать решение на семейную форму обучения. В этой связи участники конференции предложили внести изменения в ст. 57 нового закона об образовании.По итогам конференции были подготовлены рекомендации, в которых предлагается внести поправки налоговое законодательство, вернуть в закон об образовании норму о финансовой поддержке семейного обучения, облегчить перевод ребенка с очной формы обучения на иные и т. д. Участники составили также проект резолюции, который в течение двух недель будет доработан и направлен в Минобрнауки и Госдуму.
Комментарии