search
main
0

​Деятельные, активные, молодые. Благодаря социальному проектированию у подростков есть шанс решить недетские проблемы

В конце прошлого века в российских школах появился новый метод воспитания детей – социальное проектирование. Ученики самостоятельно разрабатывают проект под названием «Гражданин», благодаря которому на практике решают какую-то важную общественную задачу. У истоков этого подлинно инновационного начинания стояла «Учительская газета», которая была одним из организаторов, занималась его активным продвижением и все годы осуществляла информационное обеспечение. Много лет авторы лучших проектов участвуют в конкурсе в рамках всероссийской акции «Я – гражданин России». Она стала массовой, а сами проекты – более серьезными, масштабными и значимыми для общества. У подростков появилась возможность решать с помощью социальных проектов проблемы своего социума.

Рождение идеиСоциальное проектирование – это мировая практика. Но только у нас в стране приобрело большую завершенность и реальное воплощение: у нас проблема не только ставится и исследуется, но и, как правило, решается на практике. Кроме того, уникальность российской модели состоит в ее технологии. В конце проходит конкурс проектов: сначала на региональном, а затем и всероссийском уровне.В чем его суть? Сначала для своего проекта ребята выбирают тему, которая актуальна для их социума: микрорайона, села, поселка, города. Затем исследуют ее, решают, насколько заключенная в ней задача выполнима. Просчитывают возможные затраты, определяют законодательную базу, на которую они могут опереться. Конечно, здесь им помогают специалисты: юристы, экономисты, социологи. А дальше дети идут к тем, от кого зависит практическое завершение проекта: к представителям местной власти, депутатам.Раньше и в голову не могло прийти, чтобы на заседании, скажем, администрации района за одним столом на равных со взрослыми сидели ребята и обсуждали предложенную ими проблему. К примеру, как на пустыре разбить сквер, открыть парикмахерскую в отдаленном селе, установить дополнительное уличное освещение? Сегодня нередко такое бывает. У подростков благодаря социальному проектированию появилась возможность решать недетские проблемы.Первые социальные проекты были разработаны в Самаре в конце 90-х годов в одной из школ области. Подросткам была предоставлена полная самостоятельность, учителя только консультировали. Результаты превзошли все ожидания – осуществив свои замыслы, подростки почувствовали, что они смогут сделать что-то важное для общества, ощутили себя нужными, полезными людьми. Разработчики нового метода и не предполагали, какой мощный воспитательный заряд он несет. Теоретические знания по праву, обществознанию, граждановедению стало возможным применить на практике. Игры на уроках, разрешение воображаемых правовых ситуаций теперь стало возможным дополнить настоящими делами в реальной жизни. Да и сами учителя с восторгом и даже удивлением рассказывают о своих ребятах, разработчиках проектов «Гражданин». Деловитые, организованные, исполненные достоинства, они так не походили на сверстников! Отстаивая свою идею, они ведут себя непринужденно, естественно, открыто. Сколько педагогов ломали голову, как разрушительную энергию подростков превратить в созидательную. Прошли годы. Сколько за это время детьми, именно детьми, а не взрослыми было спасено парков и скверов, малых рек и озер, скольким престарелым людям и маленьким воспитанникам приютов они помогли! Благоустроены и сохранены десятки исторических памятников, во многих местах установлены памятники героям Великой Отечественной.Отрадно, что ребята, занятые социальными проектами, уже ощущают себя полноправными гражданами страны, ответственными людьми, которые могут оказывать влияние на свою жизнь и жизнь окружающих.Всероссийская акция набирает оборотыПервые опыты оказались плодотворными и имели широкий общественный резонанс. В них педагогическая общественность увидела ростки большого полезного дела. Так в 2000 году состоялось рождение всероссийской акции «Я – гражданин России», которая впоследствии стала ежегодной. Цель ее – вовлечь школьников в дела своего социума, воспитывать гражданско-патриотическое отношение и к малой родине, и ко всей стране. Темы самые разные: благоустройство городов и поселков, отношения в обществе, культура и спорт, охрана природы, гражданские инициативы. В акции приняли участие тысячи школ.Лучшие – 40 команд из 36 регионов – встретились в финале акции во Всероссийском детском центре «Орленок». Наиболее интересными были проекты «Защитим березовую рощу» (Калужская область), «Улучшение транспортного обслуживания» (Орловская область), «Молодежь и секты» (Самара), «Сохранение культурного наследия островской земли» (Псковская область) и другие. Члены жюри отметили вполне осознанное гражданское отношение детей к социальным процессам и желание активно в них участвовать. В завершение финала они сообща разрабатывали национальные проекты «Защита прав ребенка в школе», «Живи, окраина», «Как трудоустроить Россию молодую?», «Национальное самосознание и сохранение культурных памятников России».В 2002 году в «Орленок» съехались уже 54 команды из 44 регионов – от Псковской области до Южно-Сахалинска. Наиболее яркие и эффективно проведенные в жизнь проекты были предложены на патриотическую тему (например, проект «Блокадная парта» школьников из Санкт-Петербурга), работы по экологии и благоустройству городов и поселков, лучшие из них – «Аллея юности» (Воронеж), «Доброта» (Южно-Сахалинск). По мнению организаторов, продемонстрировали гражданскую ответственность, активность и творческую фантазию нестандартные работы: «Свалки бытового мусора – мина замедленного действия», «Вандализм – это странно», «Сегодня – школьник, завтра – студент», «Передача на ТВ – имею право я, имеешь право ты». «За молодую и мировую Россию». Всероссийская акция «Я – гражданин России» с каждым годом продолжала набирать обороты. В 2003 году финал проходил в Тольятти. Впервые на конкурсе работало детское жюри, по одному представителю от каждой команды. Появились новые темы, новые добрые дела, новые масштабные проекты. У авторов этих инициатив росла уверенность, что они смогут помочь решить многие проблемы. Постоянно рос авторитет акции у школьников России и интерес к ней педагогической общественности. На очередном финале в «Орленке» ребята показали проекты: социальный – «Моя малая родина»; экологический – «Живи, Земля»; благоустройства – «Обустроим школу – обустроим Россию»; патриотический – «Сохраняем прошлое – строим будущее»; милосердия – «Луг добра». В конце смены ребята объединились в межрегиональные команды и создали совместные национальные проекты «Капля за каплей», «Пляж моей мечты», «Сильная армия – сильная Россия», «Аллея памяти». В ходе ролевой игры «Парламентские слушания» ребята обсуждали актуальные политические проблемы, пробуя себя в роли депутатов, экспертов, журналистов. Год от года на конкурсе становилось все больше и больше участников, все интереснее и сложнее для исполнения были их проекты. За это время сотни педагогов, вожатых, методистов на специальных семинарах, конференциях, курсах освоили технологию социального проекта «Гражданин». С 2006 года этот метод воспитания детей вошел в контекст реализации приоритетного национального проекта «Образование». Лидеры лучших школьных команд с того момента стали получать президентские премии.К 10-й юбилейной акции (2010 год) школьники разработали более 70 тысяч социальных проектов. Они отличались высокой результативностью – большинство из них были осуществлены практически. Финал этой акции определил лидеров – ими оказались ребята из Калмыкии, Приморского и Ставропольского края, Воронежской, Оренбургской, Самарской, Сахалинской и Томской областей. В последующие годы также были осуществлены проекты социальной направленности, посвященные иногда весьма сложным проблемам. Вот, к примеру, проект «Дар мужества», разработанный школьниками из Пензы. Они решили помочь своей однокласснице, ставшей инвалидом в результате автомобильной катастрофы. Дети после обращения к губернатору и к предпринимателям сумели сделать то, что не получалось у взрослых: обеспечили девочку необходимыми тренажерами, помогли улучшить жилищные условия ее семьи.Акция «Я – гражданин России» объединила сотни тысяч детей, воспитывает у них деятельный патриотизм, активную гражданскую позицию. Ребята почувствовали себя полезными и нужными. Социальное проектирование стало важной составляющей всей образовательной системы.Интерес к акции угасает. Почему?Акция «Я – гражданин России» за все эти годы привлекла сотни тысяч школьников из многих регионов страны. Школьные команды разрабатывали и демонстрировали проекты, благодаря которым улучшилась жизнь в их социуме. В нужное время и в нужный час «Учительская газета», прародительница проекта, представила в Совет Федерации материалы об этом движении. И акция была включена в план первоочередных мероприятий по реализации Национальной стратегии действий в интересах детей 2012-2017 годов. В самом деле, долгие годы «Учительская газета», одна из организаторов акции и ее оператор, не только обеспечивала информационное сопровождение движения – социальное проектирование школьников, но и в сотрудничестве с Самарским центром гражданского образования проводила серьезную организационную работу по внедрению и распространению данного проекта. Множество семинаров по стране, конкурсы на региональном и федеральном уровнях, успешные финалы в детском центре «Смена» в 2012-2013 годах, выпуск методических рекомендаций, книг, видеофильмов, публикации в СМИ. И проходило все это при поддержке Министерства образования и науки РФ, правда, до определенного периода, до тех пор, пока акцию «Я – гражданин России» курировала руководитель Департамента воспитания и социализации детей Алина Левитская, ныне ректор Северо-Кавказского федерального государственного университета. С приходом на эту должность нового человека и новых сотрудников интерес к ценному социально-воспитательному проекту по каким-то неведомым причинам подхвачен не был. Сложилась парадоксальная ситуация. В регионах акция «Я – гражданин России» по-прежнему набирает силу, ее авторитет и популярность растут, но на федеральном уровне проект сталкивается с многочисленными бюрократическими и финансовыми преградами. К сожалению, кураторы со стороны Министерства образования и науки РФ не в полной мере осознали все перспективы и возможности этой акции, не сочли нужным воспользоваться уже накопленным опытом и зарекомендовавшими себя технологиями его проведения. Поначалу специалисты департамента дистанцировались от основных организаторов и инициаторов проекта, незаметно передав его подведомственному центру с иным профилем деятельности. Потом образовательный проект оказался в руках фирмы с многофункциональной направленностью, которая занимается строительными работами, продажами запчастей к автомобилям, организацией развлекательных мероприятий… Сейчас акция у другого подведомственного учреждения, и тоже непрофильного. Скорее всего запланированная на этот год акция «Я – гражданин России» уже проведена, завершена и за нее формально отчитались. Но как, где, с какими итогами? Тихо, без широкого общественного звучания, больше для «галочки», чем для серьезного анализа результатов и динамики развития. Без публикаций и освещения в СМИ, без обсуждения перспектив ее дальнейшей судьбы. Остается загадкой: почему проект, который завоевал за последние годы признание, авторитет, активно развивается на муниципальном и региональном уровнях, оказался в тени интересов федерального департамента, отвечающего за столь важное направление – воспитание школьников? …Что нужно сделать, чтобы у акции «Я – гражданин России» открылось второе дыхание? Точнее, у тех, кто несет за нее прямую ответственность.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте