search
main
0

​Авторская песня и традиции эмоционального воспитания. Юность. Наука. Культура

Жанр авторская песня относится исследователями то к литературе, то к музыке, но существует он в тесном единстве и с личностью автора-исполнителя. Эмоциональный накал усиливается вдвое, если слово с музыкой сливается воедино! Вот эту особенность жанра, его возможности в развитии эмоционального интеллекта особенно ценит автор – участник конкурса «Образовательный потенциал России», ежегодно проводимого Малой академией наук «Интеллект будущего». С полным вариантом статьи, посвященной развитию эмоционального интеллекта, можно ознакомиться на сайте future4you.

Могла ли я предположить, что когда-то я, как педагог, стану передавать ценности нашей культуры другим людям? Это случилось сначала робко, в содружестве с педагогом-литератором в школе. Потом я решилась провести урок-концерт по своему предмету – географии. Уж тут-то у меня нашлось множество песенных «аргументов»! Потом мне предложили в школе кружок, который я так и назвала – «Авторская песня». После 2010 года реформой образования такие формы воспитания перевели в систему дополнительного образования, и я несколько лет перерыва компенсировала, включая авторские песни в воспитательный план своего класса, пока не перешла в Дом детского творчества окончательно.Когда в Доме детского творчества мне задают вопрос, почему я участвую в проектах не по профилю (то есть не по музыке и вокалу), а по краеведению, охране природы или культурно-просветительских, я в душе недоумеваю: как можно воспитать чувства в отрыве от окружающей действительности? Что почувствует ребенок от исполнения песни, если он не знает ничего об отраженной в ней действительности? Я подбираю хорошую фонограмму, стараюсь сама спеть проникновенно. Но понимание приходит после обстоятельного разговора, объяснения всех новых слов, событий, которые определили стихи и чувства автора. Занятия проходят в коллективе до 12 детей разного возраста, поэтому превращаются в диалоги или разговор, где каждый добавляет свое открытие, сделанное на основе песни, каждый делится своим пониманием услышанного. «Какая строчка песни обратила на себя твое внимание? Что ты при этом подумал или вспомнил?» Всплывают фрагменты из жизни у каждого, но кто-то торопится рассказать, а кто-то – послушать. Наконец, приходит время высказаться и мне. Непременно обращаюсь к имени автора, фрагментам его судьбы, делюсь своими впечатлениями, ощущениями от исполнения песни. Порой ловлю себя на наиболее актуальном в данной обстановке, новом видении давно известного мне произведения. Например, замечаю охлаждение ребят к упражнению в гитарных аккордах и выделяю в песне А.Городницкого про атлантов слова «привычные к труду». Работа возобновляется. Большинство учеников приходят овладеть навыком игры на гитаре, не торопятся петь. Вот и надо дать им «пищу для ума и чувств», чтобы хотелось исполнять голосом полет музыкальной мысли автора произведения!Эмпатии не учат в школе. Но я считаю, что это необходимо детям. Нужно творить учеников и себя одновременно! «Дети должны в детстве запастись душевной энергией». Эта энергия и станет яркой искрой для развития эмоционального интеллекта. Людмила КЛИШИНА, МАУ ДО ДДТ «Городской» им С.А.Шмакова, Липецк

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте