search
main
0

​Александр ГАВРИЛОВ, руководитель пресс-службы Департамента образования: Залог успеха системы образования во взаимном доверии всех участников образовательного процесса

Успех любой педагогической системы держится в первую очередь на доверии тех, кто пользуется этой системой, – учеников, родителей, семьи, общества в целом. Самое страшное – допустить совершение действий, которые подрывают это доверие к учреждениям образования. К сожалению, такие факты есть, и они связаны в первую очередь с неправомерным и незаконным сбором средств с родителей.

В настоящее время никакой финансовой необходимости для привлечения денег родителей на реализацию стандарта общего образования или требований программы дошкольного образования у образовательных учреждений Москвы нет. Норматив финансирования учащихся столичных школ в разы превышает нормативы финансирования школ любого другого, в том числе и крупного города страны. Норматив финансирования обучения старшеклассников не меньше, а зачастую больше, чем расходы на одного студента в вузе. При таком уровне финансирования никакой необходимости привлекать дополнительно деньги родителей на реализацию стандартов нет. До 1 октября была одна причина, по которой руководители образовательных учреждений были вынуждены прибегать к помощи родителей. Сметы расходов учреждения, к сожалению, были составлены так, что в тех статьях, без которых как раз не обойтись, были нули (например, приобретение моющих средств). И тогда заведующие детскими садами обращались к родителям, иногда напрямую, иногда через какие-то фонды, для того, чтобы закрыть эти пустые, не очень денежно большие, но пустые статьи. С 1 октября 2011 года все дошкольные учреждения и почти тысячу школ города финансируют в форме субсидии, причем субсидии, которая значительно превышает прежнее финансирование. Это позволяет руководителю образовательного учреждения так распределить средства по статьям расходов, чтобы не оставалось нулевых статей и это в свою очередь не давало бы повода брать деньги с родителей на реализацию стандартов образования.Хочу обратить внимание на то, что на примере одного из округов был проведен анализ о доле собираемых через фонды средств по отношению к средствам, выделяемым из бюджета города. Например, мы взяли 2010 год: деньги, собранные с родителей, равны 0,4% от суммы, выделенной бюджетом. Детские сады и школы Москвы для реализации стандарта общего образования, требований государственной программы дошкольного образования не нуждаются в сборе денег, цифра 0,4% доказывает, что нужды такой нет. Но в результате того, что с родителей были собраны эти незначительные средства, которые не могли сыграть никакой важной роли в решении финансовых проблем учреждений, общество считает, что денег на образование выделяют мало.При этом этот сбор денег происходит, как правило, на служебной территории, во время служебного мероприятия (родительские собрания), с использованием служебного положения директора или педагога. В результате те руководители, которые допускают это, рискуют не только репутацией учреждения, но и своей личной репутацией, а в некоторых случаях и личной свободой. Руководителям окружных управлений образования необходимо проводить очень важную работу по сбережению руководящих кадров учреждений для исключения фактов, подрывающих доверие родителей к системе образования, с одной стороны, а с другой –  подставляющих директоров и учителей под статьи Уголовного кодекса РФ.Вместе с тем никто не может запретить родителям помогать образовательному учреждению создавать дополнительные условия для обучения и развития своих детей сверх государственного стандарта образования. Москва – город, дающий уникальную возможность для обучения, развития детей и получения ими дополнительного образования. В городе много досуговых центров, музеев, театров, других учреждений культуры, в том числе и уникальных. Было бы неправильно лишать родителей возможности с помощью школы организовать для детей дополнительные возможности получения интересных и весьма полезных знаний как внутри школы, так и за ее пределами. Эта помощь нужна и важна. Но организовывать такую работу должны родительские комитеты, попечительские и управляющие советы. Роль родительской общественности, всего общества в целом в управлении школой сегодня повышается и важна, как никогда. Если такую работу ведут гласно, открыто, по понятным и принимаемым всеми участниками образовательного процесса правилам, при гласном общественным контроле за расходованием средств, то она, несомненно, не вызывает неприятия и приветствуется родительской общественностью. При этом важно полностью исключить зависимость отношения педагогов к учащимся школы или воспитаннику детского сада от наличия или объема помощи учреждению, оказанной его родителями. Квинтэссенцией бескорыстной помощи учреждениям образования и тем, кто сегодня там учится, могло стать создание «фондов благодарных выпускников», в которых люди, в том числе и благодаря полученному хорошему образованию, достигшие определенных успехов в жизни, помогали бы родной школе, будучи при этом абсолютно независимыми от нее.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте