search
main
0

​Активизация научно-познавательной деятельности учащихся на уроках физики в профильных классах. Юность. Наука. Культура

В своей работе автор применяет систему обучения, в которой опорой являются изучение учебного материала укрупненными блоками и специализация уроков. Новизна опыта заключается в адаптации теории развития познавательного интереса и теории проблемного обучения к условиям профильной школы. С полным вариантом статьи и работами победителей конкурса «Образовательный потенциал 21 века» можно ознакомиться на сайте Малой академии наук future4you.

Чтобы заинтересовать учащихся, в начале изучения темы стараюсь создать проблемную ситуацию. Поскольку центральным моментом научного познания является выдвижение гипотез, то такая методика обучения расширяет возможности для познавательного творчества учащихся. Например, тема «Испарение», 8‑й класс. В начале урока ставится проблемный вопрос: «При какой температуре испаряется вода?» Большинство считают, что при 100 °C. Но при обсуждении примеров испарения выясняется, что вода испаряется при любой температуре, следовательно, появляется познавательная задача – объяснить полученный вывод. Во время ее решения проводятся эксперименты, разрабатывается модель явления, делается вывод о поглощении энергии при испарении. Закрепление проводится в виде повторного объяснения учителем.Для того чтобы вызвать эмоциональное восприятие новой темы, можно сопоставлять неожиданные факты, обнаруживать в них противоречия, вызывая у ребят удивление, вопрос, который побуждает их к поиску истины. Поэтому широко использую проблемные ситуации при решении задач, которые становятся стимулом для обновления знаний. Стараюсь рассматривать изученный школьниками материал под новым углом зрения, считая, что нужно научить учащихся удивляться обычным явлениям. Например, тема «Третий закон Ньютона», 9‑й класс. Как правило, учащиеся хорошо усваивают формулировку третьего закона Ньютона, однако решение задач, связанное с применением этого закона, часто вызывает затруднение. Это происходит, потому что прошлый опыт учащихся оказывает тормозящее влияние. Известный пример – лошадь трогает телегу с места. Они движутся с некоторым ускорением. Из третьего закона следует, что лошадь и телега действуют друг на друга с одинаковыми противоположно направленными силами. Почему же телега не «перетягивает» лошадь?Или тема «Полное внутреннее отражение», 11‑й класс. Эту тему учитель начинает с разбора задачи о преломлении лучей, выходящих от подводного источника под углами 30° и 60°. Неожиданный результат, полученный при решении на основе известного закона преломления, вызывает потребность в получении новых знаний.Эмоциональное возбуждение, чувство удивления, возникающие при рассмотрении примеров, включающих старые и новые знания, привлекают внимание к изучаемому материалу, способствуют более осознанному овладению им.Одним из перспективных средств развития познавательной мотивации считаю учебно-исследовательскую деятельность. Стараюсь приучить рассматривать явления, процессы нетрадиционно, высказывать догадки, альтернативные объяснения событий или явлений. Это развивает мышление, раскрывает способности детей.Валентина РЫБИЦКАЯ, лицей №124, Барнаул

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте