search
main
0

​В центре нового стандарта – социализированная личность. На уникальные образовательные программы деньги придется искать дополнительно

Новый федеральный образовательный стандарт скоро станет реальностью, с сентября 2011 года он в обязательном порядке вводится в начальной школе, затем настанет очередь основного и среднего (полного) общего образования. Но до сих пор только единицы понимают суть нового стандарта и его принципиальное отличие от стандарта действующего, принятого в 2004 году. Поэтому в программе Всероссийского семинара-совещания эта тема стала одной из ключевых.

Идеологию новых стандартов изложила заместитель начальника отдела развития системы подготовки и повышения квалификации педагогических работников Департамента общего образования Минобрнауки РФ Лариса Шмелькова: «Ключевое отличие нового образовательного стандарта от предшествующих разработок заключается в переходе от минимизационного подхода (обязательный минимум содержания образования) к конструированию образовательного пространства на основе принципа фундаментальности образования. Подобный переход принципиально изменяет не только организацию, но и суть образовательного процесса. Большая сложность в том, что многие продолжают понимать стандарт как содержание образования. До последнего времени это действительно было так. Стандарт 2004 года состоит из двух нормативных документов: базисный учебный план и обязательный минимум образования по различным предметным областям, это федеральный компонент государственного образовательного стандарта.Новое понимание стандарта, закрепленное в 7-й статье закона «Об образовании», определяет его как систему требований. То есть стандарт теперь – это не только и не столько содержание образования, сколько требования к тем результатам, которые должны быть достигнуты по итогам освоения основной образовательной программы, требования к самой структуре программы и к условиям, в рамках которых эта программа должна быть реализована. Это совершенно новый по формату документ, непонимание этого приводит к большому количеству вопросов.На обсуждении нового стандарта в Общественной палате мы столкнулись с тем, что у ее представителей возник вопрос: а вообще что такое стандарт? Пришлось объяснять, что это документ, который не только предъявляет требования к содержанию образования и которым пользуется не только педагог и руководитель образовательного учреждения. Этот документ в силу своей рамочности предназначен и для родителей, и для обучающихся, и для широкой общественности. И он не может определить всех нюансов. Допустим того, чему учить в пятом классе в курсе «Природоведение». Стандарт просто заявляет, что ученики начальной школы, например, должны освоить основы экологических знаний. А как это будет достигаться, формируется через систему других документов, его сопровождающих, в частности, через примерную и основную образовательную программу.Итак, стандарт – это система требований к результатам освоения программ, их структуре и условиям реализации. Каждый из этих блоков включает что-то принципиально новое. Если говорить о результатах, мы привыкли к тому, что данный документ предъявляет требования к предметным результатам, поскольку стандарт определяет содержание образования. Сейчас изменяются цели образования в целом. Целью становится развитие социализированной личности, то есть готовой к активной, социально значимой деятельности. И поэтому смещаются акценты, в данном документе наблюдается интеграция задач обучения и воспитания. Наряду с предметными результатами, которые всегда имели место в стандарте, появляются метапредметные – общие учебные умения и навыки, которые позволяют осуществлять познавательную деятельность в любой сфере; и личностные, то есть свойства и качества выпускника на каждой ступени общего образования».У педагогического сообщества закономерно возникает вопрос: если с предметными результатами все понятно, то как быть с метапредметными и личностными? По словам Ларисы Шмельковой, на этот вопрос отвечает второй блок стандартов, в котором предъявляются требования к структуре основной образовательной программы. Она включает не только хорошо известные компоненты учебного плана и программы по отдельным учебным предметам, но и более широкий спектр – это и программа формирования универсальных учебных действий, и программа духовно-нравственного воспитания и развития личности, и программа формирования здорового образа жизни. Получается, что задачи воспитания заявлены в основной образовательной программе.«Нужно хорошо представлять, каким образом это будет реализовано. Мы понимаем, что программа формирования универсальных учебных действий может идти через те же учебные предметы, для этого в основную образовательную программу наряду с урочной деятельностью включается внеурочная. Если говорить об уже утвержденном стандарте начального общего образования, то внеурочная деятельность составляет 10 часов в неделю на каждый из классов. За счет этой формы мы можем реализовать программу здорового и безопасного образа жизни и программу духовно-нравственного воспитания и развития личности. Но нужно понимать, что все компоненты основной образовательной программы должны быть реализованы в единстве урочной и внеурочной деятельности. А инструментом будет тот документ, который придется создавать самим образовательным учреждениям, он называется «Основная образовательная программа».Без дополнительного повышения квалификации обеспечить введение федерального государственного образовательного стандарта как руководителям, методистам, так и учителям будет достаточно сложно.Мы привыкли к тому, что стандарт состоял из трех компонентов: федеральный, региональный и компонент образовательного учреждения. Сейчас нормы, определяющие эти компоненты, ушли из закона «Об образовании». Мы теперь условно можем провести знак равенства между федеральным компонентом и той частью, которая формируется участниками образовательного процесса. Это не значит, что ушло понимание региональной, национальной составляющей, составляющей образовательного учреждения. Просто расширилась свобода действий по формированию этих компонентов, все это представляет собой часть, формируемую участниками образовательного процесса.Кроме требований к результатам и структуре образовательной программы, новый стандарт предусматривает требования к условиям ее реализации, то есть то, что должно работать на достижение этих результатов. Это кадровые, финансовые, материально-технические и иные условия, в том числе информационное и учебно-методическое обеспечение.Что нового здесь? В рамках кадровых условий впервые в документе федерального уровня была закреплена норма, по которой повышение квалификации педагогов в обязательном порядке должно проводиться один раз в пять лет. Сейчас эта норма закреплена в статье 55 действующего Закона «Об образовании», но именно стандарт дал импульс для этого. Он закрепил необходимость требовать наличие квалификационной категории в государственных и муниципальных образовательных учреждениях. А вот финансовые условия – норматив финансирования – должны определяться на уровне субъекта.Многие до последнего времени ждут указаний, что же конкретно должно включать материально-техническое обеспечение: как должен быть оборудован кабинет биологии, химии и так далее. Стандарты дают ответ на этот вопрос, но с функциональной точки зрения, то есть говорится не о том, какие географические карты нужно использовать, а о том, какие умения должны быть отработаны при работе с этими картами. А на бумажном носителе или на каком-то другом – решает уже образовательное учреждение. Необходимо, чтобы у каждого педагога был сформирован банк своего учебно-методического обеспечения, то есть рабочие планы, дидактические материалы, банк контрольно-измерительных материалов в электронном виде. Как же это осуществить в образовательном учреждении – дело каждого региона.На данный момент утвержден и зарегистрирован в Минюсте стандарт начального общего образования. Стандарт основного общего образования – на стадии подготовки, в ближайшие дни этот документ должен быть представлен в Минобрнауки России. А стандарту среднего (полного) общего образования еще предстоит пройти все этапы до его утверждения и регистрации в Министерстве юстиции.По стандарту начального образования в этом году уже начали работать 15 процентов школ России. Стандарты для общего и среднего образования по поручению правительства должны быть разработаны до конца 2010 года. В материалах, которые раздавались участникам семинара, была так называемая дорожная карта введения государственного федерального образовательного стандарта. Год назад министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко презентовал ее на заседании Совета при Президенте РФ по приоритетным национальным проектам и демографической политике. Обязательное введение стандарта в начальной школе начнется 1 сентября 2011 года в соответствии с Федеральным законом №309. Но 7-я статья этого закона позволяет ввести его по мере готовности, решение этого вопроса относится к компетенции образовательного учреждения. Есть регионы, в которых все первые классы уже начали обучение по новому стандарту.Стандарт разрабатывается по ступеням общего образования и вводиться будет также по ступеням. Это зафиксировано и в плане реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа». Введение стандарта основного образования возможно с 2012 года, а среднего – с 2013-го».Лариса Шмелькова подчеркнула, что без позиции субъектов РФ, без широкого обсуждения не принимается ни один документ, потому создан Координационный совет по введению федерального государственного образовательного стандарта. В данный орган входят представители 17 субъектов РФ от всех федеральных округов, разработчики ФГОС, управленцы. Создан закрытый сайт для Координационного совета – своеобразная сетевая площадка информационного взаимодействия, где идет работа над проектами нормативных документов. Без его помощи трудно было бы провести огромную работу по введению стандарта на всей территории Российской Федерации.«Хочу подчеркнуть, что основным документом, который обеспечивает введение стандарта, является основная образовательная программа. В стандарте представлена система требований, а вот уже собственно примерная основная программа начального общего образования имеет конкретное содержание всех тех компонентов, которые заявлены в требованиях к структуре. То есть этот документ должен представлять собой модель, или образец основной образовательной программы, которая должна быть реализована в образовательных учреждениях. Предполагается, что если руководитель учреждения не готов в ней ничего менять, то он может взять примерную программу и заменить первую страницу, поставив на ней надпись: «Основная образовательная программа школы №…». Соответственно это уже будет документ, который утверждается на уровне образовательного учреждения органом, имеющим такие полномочия в соответствии с уставом ОУ. Например, это может быть управляющий совет.Мы отлично понимаем, что большинство образовательных учреждений реализует свою программу, которая дополняет примерную, что-то корректирует в данном документе, включает программы дополнительного образования, и на основании этого будет составляться основная образовательная программа конкретного образовательного учреждения. Сейчас готовятся методические материалы о том, как разработать образовательную программу в школе. Но норматив финансирования определяется под примерную образовательную программу, а все дополнительные введения свыше данного норматива не будут финансироваться государством. В связи с этим для органов, осуществляющих управление в сфере образования, разработано инструктивно-методическое письмо, которое получили все субъекты Российской Федерации. В нем определяется очередность действий, план-график, те шаги, которые должны быть сделаны по введению стандарта как на региональном уровне, так и на уровне образовательного учреждения. Оно также разъясняет отдельные вопросы, связанные с финансированием внеурочной деятельности, ее организацией и другими моментами.Кроме того, очень важным является учебно-методическое обеспечение стандарта. Примерная основная образовательная программа содержит пакет документов, которые определяют как содержание учебной деятельности, так и содержание воспитательной внеурочной деятельности. И, конечно, каждой школе необходимы учебники, учебно-методические пособия, поэтому на федеральном уровне разработано новое положение об экспертизе учебника. Причиной разработки данного документа тоже послужил новый стандарт. Если раньше предметом экспертизы было содержание образования, то теперь им становятся те результаты, которые заявлены в федеральном образовательном стандарте. Они должны быть определены в учебно-методических изданиях. И поэтому уже нельзя просто ввести отдельные учебники по отдельным предметам. Речь идет о системе учебников, поскольку каждый педагог должен работать не только над своим предметом, но и над метапредметными и личностными результатами. И уже сейчас издательства, разработчики представили на экспертизу комплекты учебников, федеральный перечень которых будет утвержден в декабре этого года. И к началу общего введения стандарта все учебники для начального образования будут готовы.Наш отдел сейчас разрабатывает модель повышения квалификации для руководителей образовательных учреждений и педагогов. К моменту обязательного введения стандарта она будет проведена для всех категорий работников образования. В том числе в настоящий момент разрабатываются дистанционные программы повышения квалификации».Информация об особенностях новых стандартов породила множество вопросов у участников семинара. Дискуссию открыла председатель Общероссийского профсоюза образования Галина Меркулова:- На наш взгляд, есть серьезные недоработки по материально-техническим условиям введения стандарта. Ваш отдел настроен проводить какую-то работу по его совершенствованию? Нас тревожит то, что в образовательных стандартах нет не только стандартов по оплате труда, но и никаких отсылочных норм по структуре финансирования. Особенно это важно сейчас при переходе на новые типы учреждений.- Пока обсуждался стандарт, был принят 83-й закон, и теперь должны быть изменены требования к финансово-экономическим условиям реализации образовательных программ, в настоящее время именно этот раздел подвергается изменениям. Ответственный исполнитель – Институт стратегических исследований в образовании РАО – привлекает другие научные организации и объединения и соответственно учитывает все те конструктивные замечания, которые относятся к данному разделу.- Можно ли вводить утвержденный стандарт начального образования, если условия финансирования на сегодняшний день не определены? В Санкт-Петербурге возникают проблемы, потому что неясно, как оплачиваются 10 часов неурочных занятий и кому они вменяются в обязанности, – заметил председатель территориальной организации профсоюза Санкт-Петербурга и Ленинградской области Владимир Кузнецов.- По начальному образованию блок условий определен. Мы знаем, что определение норматива финансирования относится к компетенции субъекта РФ, а текущий год является подготовительным. Если стандарт введен – значит и финансирование определено. Требования к условиям определяют финансирование обязательной части основной образовательной программы в полном объеме и части, формируемой участниками образовательного процесса. Первые разъяснения по вопросам федерального стандарта подготовлены, и в ближайшее время будут направлены министерством в субъекты. Кроме того, к началу 2011 года выйдут подробные методические рекомендации по реализации требований к условиям.Рефреном к вопросу Галины Меркуловой прозвучало краткое выступление председателя Московского горкома профсоюза Сергея Кузина: «Невозможно введение никакого государственного стандарта для детей, если не будет стандарта оплаты труда для людей, которые по этому стандарту работают, по условиям их жизни и по тому финансированию, которое получают школы. Иначе федеральный образовательный стандарт будет введен только на бумаге. Потому что учителя в разных регионах России получают зарплату, размер которой может отличаться в десять раз между субъектами. Федеральный государственный стандарт в образовании должен быть подкреплен федеральным государственным стандартом в оплате труда педагогов».- Хочется уточнить, что такое внеурочная деятельность. Возможно, под ней подразумевается дополнительное образование детей? Также волнует проблема групп продленного дня, у нас нет по ним отдельного норматива. Станут ли такие группы платными? Если нет, то на основании чего субъекты Федерации будут эту услугу финансировать? – поинтересовался секретарь Центрального совета профсоюза по вопросам экономики образования Владимир Лившиц.- Между внеурочной деятельностью и дополнительным образованием нельзя ставить знак равенства, их нельзя подменять. Дополнительное образование детей – это самостоятельная сфера, которая существует вне зависимости от введения стандартов. Основной образовательный стандарт не регламентирует дополнительное образование детей. Внеурочная деятельность предполагает реализацию воспитательных целей, достижение личностных результатов в рамках основной образовательной программы. По группе продленного дня ваш вопрос услышан. Над проблемой внеурочной деятельности мы сейчас работаем, вопросов по этой теме очень много, мы готовы сотрудничать с профсоюзами, субъектами РФ, научными организациями, чтобы его решить.За рамками дискуссий, конечно, осталось много вопросов. Один из них, на мой взгляд, вскоре зададут себе многие руководители образовательных учреждений: за счет каких ресурсов будут финансироваться все нововведения, которыми коллективы школ захотят дополнить примерную образовательную программу? Не получится ли так, что творчество в этой области для многих образовательных учреждений станет делом убыточным и непосильным?

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте