search
main
0

​Тем, кто живет в эпоху перемен. С 29 октября по 3 ноября в Москве прошел Международный фестиваль кино стран Содружества «Московская премьера»

Следует отдать должное худруку Вячеславу Шмырову и его команде: в очень сложные времена энтузиасты взялись реанимировать этот форум, возникший в 2003 году под предводительством Алексея Баталова и в силу обстоятельств не проводившийся последние пять лет. Фестиваль проходит в новом формате, зрители знакомятся с премьерами кинематографистов стран СНГ. И не случайно, представляя «Премьеру», худрук напомнил о том, что в фильме «Солярис» у Андрея Тарковского – не самого «советского» режиссера – кроме Анатолия Солоницына и Натальи Бондарчук, снялись литовец Банионис, эстонец Ярвет, украинец Гринько, армянин Саркисян. Команда, как на подбор, и в этом проявился многонациональный характер советского кинематографа.

Участников фестиваля со сцены поздравила пара туркменских кинематографистов. Народная артистка СССР Майя Аймедова напомнила всем о ВГИКе – общем доме советских кинодеятелей, выразив огорчение от того, что, разъехавшись по своим «квартирам», коллеги почти перестали общаться и надежду на то, что фестиваль изменит все к лучшему. В самом деле, кому стало лучше от того, что отказались, например, приехать украинцы? А лауреат Госпремии СССР, народный артист Туркменской ССР Ходжакули Нарлиев рассказал притчу, смысл которой был в том, что от того, часто ли люди смотрят в глаза друг другу, зависит качество их жизни. А председатель жюри основного конкурса, лауреат Госпремии СССР, эстонский режиссер Арво Ихо заявил на пресс-конференции, что «творческие люди, подобно птицам, летающим за границу, должны приезжать друг к другу».

Обо всем этом толковали и авторы картин, отобранных на конкурсы полнометражного кино (восемь из восьми стран) и короткого метра (18 из 16), а также внеконкурсных программ «Совместное лучшее», где можно было увидеть «Айку» Сергея Дворцевого, «Дебютное лучшее» («Хрусталь» Дарьи Жук), ретроспективы «Дружба народов» («Только для сумасшедших» 1991 года, снятый Арво Ихо, с неизвестной Тереховой, ставящей роль медсестры вровень с матерью из «Зеркала», что неудивительно, режиссер – ученик Тарковского).

В рамках фестиваля в Музее Владимира Высоцкого состоялся вечер «Посвящение Кире Муратовой», а в Электротеатре «Станиславский» отметили 30-летие фильма Рашида Нугманова с участием Виктора Цоя «На игле».

Среди конкурсных полнометражных картин особенно ожидаемы зрителями «Керосин» Юсупа Разыкова (Россия) – призер «Кинотавра» и фестиваля «Восток&Запад», «Драма» (Беларусь) – две новеллы из трех победили в Национальном конкурсе минского «Листопада», «Река» Эмира Байгазина (Казахстан, Польша, Норвегия), взявшая Золотого льва в Венеции.

На фестивале работали три жюри – основного конкурса (под руководством Арво Ихо, Эстония), короткометражных фильмов (Марат Сарулу, Кыргызстан) и киноклубов (издатель Тамара Трубникова, Украина).

Призом за вклад в Международное кинематографическое сотрудничество был награжден режиссер и сценарист Александр Миндадзе, обладающий редким качество уметь слышать время. В советское время Вадимом Абдрашитовым по его сценариям было снято 11 картин, получивших международное признание. В 2007 году фильмом «Отрыв» Миндадзе дебютировал как режиссер, в его активе картины «В субботу» и «Милый Ханс, дорогой Петр», также отмеченные призами отечественных и международных фестивалей.

Фильмом открытия стала документальная лента Алексея Федорченко «Кино эпохи перемен», недавно получившая Гран-при фестиваля «Россия» в Екатеринбурге. «Изначально фильм задумывался как боевик, – рассказал Федорченко, – но с течением времени отношение к происходившему в 90-е изменилось, поэтому мы остановились на жанре комедии». Смотришь эту «комедию» про погружающуюся в пучину времени Свердловскую киностудию, одну из лучших в стране, с тяжелым чувством. Примерно с таким, с каким думаешь о соотечественниках, переживших этот период, и, естественно, о самом себе. Алексей Федорченко на фоне стеклянных интерьеров Торгового центра, оккупировавшего студию, с неподражаемым юмором рассказывает о встречах ее директоров (сам он работал в ту пору экономистом) с разного рода начальниками, банкирами, бандитами. И звучащие диалоги можно, не меняя, вставлять в пьесы абсурда. Смотришь на все это и понимаешь, почему Конфуций сказал – «Не дай вам бог жить в эпоху перемен!»

Лауреаты «Московской премьеры» – 2019

В полном метре Гран-при получил фильм «Река» Эмира Байгазина (Казахстан – Польша – Норвегия), спецприз жюри – оператор Ираклий Ахалкаци («Горизонт» Тинатин Каджришвили, Грузия – Швеция).

Приз за лучшую женскую роль у Даны Чебану в «Ресентименте» Натальи Шауферт (Молдова), лучшая мужская – у Мир-Мевсума Мирзазаде в «Конце сезона» Эльмара Иманова (Германия – Азербайджан – Грузия).

Гран-при в коротком метре – у Георгия Таварткиладзе («Плохие люди», Грузия), Спецприз жюри – у Эвара Анвелта («Хороший пастух», Эстония).

Международное жюри киноклубов отметило фильм «Река» и в коротком метре – «Чай» Шокира Холикова (Узбекистан).

Приз за вклад в международное кинематографическое сотрудничество кроме Миндадзе получил оператор Леван Пааташвили.

Вопрос – ответ

«Учительская газета»: Каким вы хотите видеть фестиваль и что будете делать для этого?

Вячеслав Шмыров: Фестиваль делаем в международном формате и с той аудиторией, которая по-настоящему не оценена, хотя это наши соседи. И они, к сожалению, относятся к себе также. Причины, как политические, так и житейские, налицо: никто не проявляет заинтересованности. Вот мы всем послам отправили письма с приглашением на «Премьеру» – никто не ответил. И мы решили: будем привозить жемчужины фестивального кино. После Венеции, Роттердама, Локарно… Пусть фильмы завоевывают репутацию своим кинематографиям за счет международных успехов. Репутацию и нам приходится зарабатывать заново, потому что на фестиваль приходят и те, кто настроен на старую «Московскую премьеру». Они разочарованы: где братания народных артистов разных народов? А эти артисты – уходящая эпоха, их становится все меньше, но лиха беда начало, думаю, после второго и третьего фестивалей будет легче. Фильм открытия: имя Алексея Федорченко уважаемо в кинематографе, и мы решили первыми показать его картину в Москве. А на финал взяли отреставрированный фильм Кончаловского «Романс о влюбленных» – к нам же много молодежи приезжает. Всегда хорошо увидеть классику, работу мастеров яркого, харизматичного кино.

Фото пресс-службы фестиваля

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте