search
main
Топ 10
Вниманию выпускников: как узнать результаты ЕГЭ В международном детском центре рассказали историю юной продолжательницы педагогической династии Восемь золотых медалей завоевала российская сборная на Азиатской физической олимпиаде Как и в какие сроки подавать апелляцию ОГЭ И ЕГЭ Досрочно завершили учебный год и перенесли ЕГЭ в приграничных районах Белгородской области Новосибирский школьник запечатлел вспышку сверхновой звезды Спикер Госдумы призвал уходить от практики обучать в магистратуре бакалавров, отучившихся по другому профилю В российских колледжах появится около 500 учебных программ В Омской области поздравили педагога-наставника, награжденного Президентом РФ Советники по воспитанию приступят к работе в школах и колледжах с 1 сентября Сельским учителям-новоселам в Хакасии будут предоставлять квартиры Новая система образования: запрет на обучение в магистратуре с непрофильным бакалавриатом Рособрнадзор: ЕГЭ по русскому языку прошел в штатном режиме Трех челябинских школьников удалили с ЕГЭ по русскому языку В «Мусейоне» изучили уникальную авторскую методику арт-терапии Что такое эффективный диалог? Как научиться разговаривать с коллегами, школьниками и их родителями В Петербурге вручили премии за достижения в науке и образовании В Московской области стала известна дата начала приемной кампании в колледжах Министры образования соберутся на форум в Казани У сотрудницы Челябинского вуза выявили корь
0

​Светлое будущее инклюзии. Наступит ли?

В 1806 году в Российском государственном педагогическом университете им. А.И. Герцена (тогда он назывался Воспитательным домом) было открыто первое в России специальное образовательное учреждение – училище для глухонемых. Таким образом, Герценовский университет можно считать местом рождения российской дефектологии. Поэтому где же еще говорить об инклюзивном образовании, как не здесь?

Для начала немного статистики. Сегодня в России более 1,15 миллиона детей с ОВЗ и более 670 тысяч детей с инвалидностью. Все они имеют право на образование и могут учиться, тем более, что с 2013 года инклюзивное образование как форма обучения зафиксировано на законодательном уровне. Другой вопрос в том, что, несмотря на развитие инклюзивного образования, в данной сфере пока нет общего понимания основных определений. По мнению специалистов, важно договориться, о ком все-таки идет речь, если разговор касается инклюзии. Тем более, что определение «обучающиеся с ОВЗ» по инициативе Минпросвещения России предполагается изменить на определение «обучающиеся с особыми образовательными потребностями». Очевидный плюс такого изменения в том, что определение «педагогизируется», ведь «обучающиеся с ОВЗ» – определение, скорее, медицинского характера. В то же время, как считают специалисты, в связи с данным изменением есть вполне предсказуемые риски. Например, особые образовательные потребности есть не только у ребенка-инвалида, но и у одаренного ребенка, у ребенка-сироты и т.д. Поэтому в правоприменительной практике эта категория может трактоваться произвольно. И если разные дети будут одинаково называться детьми с «особыми образовательными потребностями», то получится совершенно не дифференцируемая группа. Кроме того, и это не менее важно, возможна утрата самостоятельности направления вузовской подготовки «Специальное (дефектологическое) образование». Оно в таком случае может попасть в какую-то укрупненную группу.

Вообще кадровый вопрос в инклюзивном образовании педагоги и ученые считают одним из самых важных и самых проблемных. По данным Минпросвещения России, дефицит таких специалистов, как, например, педагог-дефектолог, составляет в стране в среднем 35%. И этот дефицит будет только расти при нынешней интенсификации инклюзивного образования. И если инклюзию с небольшой натяжкой можно назвать светлой реальностью, то подготовку учителя инклюзивного образования некоторые специалисты все-таки относят к утопии. Невозможно подготовить такого универсала, который сможет работать в классе, где один ребенок логопат, второй – с проблемами опорно-двигательного аппарата, третий – незрячий и т.д. Решение проблемы может быть во взаимоперекрещивании и взаимодополнении направлений вузовской подготовки.

Если говорить о сегодняшнем дне учителя, который вынужден работать в инклюзивном классе, то, по мнению специалистов, ему требуется не повышение квалификации, а профессиональная переподготовка. В отличие от курсов повышения квалификации это совершенно другой формат подготовки. Меньшим объемом часов достичь уровня специалиста, работающего в инклюзивном классе, невозможно. И дело здесь не в формальном объеме часов, а в фактическом содержании, в реальных компетенциях. Сегодня они нужны каждому предметнику, и не только в специальных школах, но и в обычных. Ведь есть случаи, когда учителя-предметники в школе для слепых и слабовидящих детей не знают шрифт Брайля…

Еще один немаловажный компонент инклюзивного образования – наличие в школе тьюторов, то есть специалистов, которые не только физически помогают детям с ОВЗ, но и осуществляют синхронный методический перевод заданий для конкретного ребенка. Если этого перевода не будет, то образовательный процесс может осложниться не только для самого ребенка с ОВЗ, но и для других детей в классе.

Как пояснил проректор по инклюзивному образованию РГПУ им. А.И. Герцена, доктор педагогических наук, профессор Виталий Кантор, какой бы трудной в плане реализации ни казалась идея инклюзивного образования, оно необходимо. Потому что без него невозможна целостность общества. Но нужно понимать, что инклюзия не должна быть единственным образовательным вариантом. Обязательно должна оставаться и система специального образования. Да и инклюзивное образование – это все равно специальное образование, по крайней мере с точки зрения технологий обучения и воспитания. Ведь, если незрячий ребенок учится в обычном классе, он не перестает от этого быть незрячим.

Фото Марии Голубевой

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте