search
main
0

​Об умении читать. Юность. Наука. Культура

Сегодня в школы возвращается сочинение. Но у некоторых школьников, наверное, это сообщение не вызвало положительных эмоций. Чтобы написать сочинение, нужно научить детей работать с текстом, научить правильно читать. Об этом мы будем говорить с участниками конкурса «Золотая ветвь», который проводит Малая академия наук «Интеллект будущего». Для читателей «Учительской газеты» мы тоже раскрываем маленькие педагогические секреты.

Как нам разбираться с любым текстом, попавшим в руки?Главным источником развития является способность читать информацию, предоставленную нам окружающим миром. В широком смысле слово читать понимается как умение объяснять, истолковывать мир: читать по звездам, читать по лицу, читать и истолковывать явления природы. Нас интересует чтение в узком смысле. Чтение как процесс интерпретации и понимания текста, как качество человека, которое должно совершенствоваться на протяжении всей его жизни.Цель смыслового, стратегиального чтения – максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить информацию. Это внимательное вчитывание и проникновение в смысл с помощью анализа текста. Когда человек действительно вдумчиво читает, у него обязательно работает воображение. Когда вы овладеете смысловым чтением, у вас разовьются устная речь и как следующая важная ступень развития речь письменная.Итак, берем в руки книгу и читаем текст – просто читаем, с удовольствием. Если чтение не приносит удовольствия, письма от души тоже не получится. На чтение можно настроиться. Когда прочли в первый раз у вас сложилось ВПЕЧАТЛЕНИЕ от текста, это впечатление неплохо бы ЗАПИСАТЬ. Ученый и философ Фрэнсис Бэкон, любое утверждение проверявший опытами, сказал: «Чтение делает человека знающим, беседа – находчивым, а привычка записывать – точным». При чтении можно использовать заметки как акт мышления.Что можно занести на бумагу? То, что показалось вам самым важным, что произвело самое сильное впечатление.Если не получается, перескажите текст своими словами, и вы поймете, что оказалось важным для вас: с первого раза вы запомните именно это. Важное для вас лично. Не огорчайтесь, если запомнился только сюжет: еще один древний философ, Аристотель, говорил, что в сюжете заключена душа повествования. Вот и подумайте: а В ЧЕМ ДУША? О ЧЕМ И ЗАЧЕМ этот рассказ, сказка? С этого и начинается, собственно, анализ нашего текста.Ваша задача – сочинить как можно больше вопросов к прочитанному тексту и ответить на них, так и развивается мышление. Не бойтесь задавать вопросы, даже если они кажутся окружающим дурацкими! Не бойтесь казаться смешными: смеялись над всеми изобретателями, а потом их прославляли в веках.Бояться ошибиться не нужно: важно не написать по стандарту, а высказать личное мнение, даже если оно совершенно не совпадает с общепринятым. Чтение учит думать и излагать собственную аргументированную точку зрения. И еще помните: книга не просто прочитывается, она проживается. Только тогда она становится твоим другом. А друзья нужны каждому.Елена ГРЕКОВА, эксперт Малой академии наук «Интеллект будущего», руководитель Хвалынской философской школы, кандидат философских наук, заслуженный учитель РФ

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте