search
main
Топ 10
В новом учебном году введут единые подходы к начислению зарплат учителям В Рособрнадзоре напомнили о минимальных баллах ЕГЭ Глава Минпросвещения назвал темы занятий «Разговоры о важном» на следующий учебный год Как обновили школьную программу, рассказал министр просвещения В российских школах вновь появятся серебряные медали В российские школы могут вернуть уроки труда Алтайскому госуниверситету – 50 лет: состоялась встреча первых выпускников В ОГУ стало известно имя нового руководителя вуза Президент РФ вручил государственные награды учителям и наставникам У кого хотят учиться: в Москве наградили лучших педагогов города Валерий Фальков назвал наиболее востребованные специальности для поступления в 2023 году Массовое внедрение федеральных основных образовательных программ пройдет в течение двух лет Стали известны место и дата проведения общегородского выпускного в Москве Эксперты подтвердили отсутствие утечки материалов ОГЭ и ЕГЭ в 2023 году Глава Минпросвещения встретился с учителями, награжденными Президентом РФ ОГЭ и ЕГЭ-2023: 24 мая глава Рособрнадзора расскажет об особенностях основного периода сдачи экзаменов Четыре правила по улучшению памяти перед экзаменами от преподавателей РАНХиГС Восемь золотых медалей завоевала российская сборная на Азиатской физической олимпиаде Школьников по всей России обеспечат равным доступом к качественному образованию Во Владивостоке построили образовательную часть культурного кластера
0

​Нетерпимость к насилию не должна быть новым насилием

Недавняя международная конференция, состоявшаяся в гимназии №1529 и посвященная рассмотрению проблем насилия в сфере образования, проходила под эгидой и при непосредственном участии МГППУ. Перед ее участниками выступил заведующий кафедрой этнопсихологии и психологических проблем поликультурного образования факультета социальной психологии МГППУ Олег ХУХЛАЕВ.

Не секрет, что в нашем обществе с каждым годом становится все больше случаев насилия. Тут есть две ключевые позиции, которые, как мне кажется, сегодня важны с точки зрения психологии.Если мы посмотрим на ситуацию с психологической точки зрения, то наиболее важными и наиболее страшными стали не только и не столько значимые, известные, много раз упомянутые СМИ акты насилия, а то, что насилие незаметно становится частью нашей повседневной жизни. Оно перестает казаться страшным отчасти потому, что мы не можем жить постоянно в страхе, поэтому чисто психологически, чтобы жить, и перестаем воспринимать как страшное то, что невозможно не воспринимать как насилие. Мы в какой-то мере адаптируемся к насилию как к явлению, надеясь, что все это как-то само собой пройдет. В этот момент и начинаются самые страшные вещи.Проблема насилия не в том, что случаются какие-то события, а в том, что оно становится обыденностью, культурной нормой повседневности, частью привычного мира. Если мы посмотрим на это с практической точки зрения, а наш университет в первую очередь занимается именно практической психологией, связанной с проблемами образования, то психологическое решение этого вопроса заключается в повышении чувствительности к проявлениям насилия. Не только фиксация термина, самого понятия о том, что такое насилие, а фиксация некоей базовой чувствительности ко всем тревогам, как к своим собственным (насилию по отношению к самим себе), так и к тревогам тех, кто нас окружает (детям, коллегам, всем тем, кто меня окружает). Именно базовая чувствительность для нас важна как залог того, что с явлением насилия в обществе будет проведена некая работа. Как только эта чувствительность пропадает, тут же возникает здоровое желание, говоря молодежным языком, на все «забить», и тут уже ситуация все более и более усугубляется.Да, действительно, в нашей жизни есть много проблем, поэтому возникает большой соблазн сказать: да, все это для нас важно, но не очень сильно волнует, ибо в конце концов как-нибудь все это рассосется, кто-то эту проблему решит без нас. Как только в обществе появляется такая надежда, все не только не рассасывается, а, наоборот, начинает расти и развиваться.В нашем обществе есть очень много случаев насилия, и каждый из нас очень часто с этим сталкивается. Какими бы ни были наши ценности, какой бы ни была наша позиция по отношению к миру, мы невольно транслируем те модели поведения, которые наблюдали в повседневной жизни, даже когда они входят в противоречие с нашими ценностями. Ценности – одно, способы, с которыми мы взаимодействуем с окружающим миром, – другое, часто наше взаимодействие со средой осуществляется вне сильного контроля нашего сознания и тех же самых ценностей. Важный момент заключается в том, что насилие нельзя противопоставлять насилию, это просто технически невозможно. Нетерпимость к насилию с технической точки зрения большая неправда, ведь как только мы начинаем насильственно противодействовать насилию, в тот момент плодится новое насилие. Может быть, новое насилие будет лучше старого, но все равно оно насилие. С психолого-педагогической точки зрения самый главный технический момент – обучение ненасильственным способам противодействия насилию. В этом направлении много работает наш МГППУ, поэтому мы готовы со всеми педагогами делиться той информацией, которую имеем.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте