search
main
0

​Наталья Алексютина, Санкт-Петербург: Почему дополнительное образование загоняют в угол?.

Допобразование медленно, но верно переходит на платную основу. Выходит, государство уверено: петь/рисовать/строить корабли и самолёты – не столь важно. Тогда пусть оглянется назад. В истории уже были примеры национальных катастроф. Мы этого хотим?

Непременный атрибут любого учреждения дополнительного образования – обилие детей. Во второй половине дня здесь пестро и шумно. Вот уже на протяжении 90 лет со дня образования системы эта картина радует постоянством. Так, в сущности,  должно быть. Ведь, где ещё, как не в различных ансамблях/коллективах/секциях, детям отдавать свой творческий запас. Однако всё может измениться. Причём, в недалёком будущем. Тенденции, так сказать, намечаются.

Недавно мне довелось побеседовать с педагогами дополнительного образования одного из петербургских дворцов детского юношеского творчества. Тема  разговора – тревога за судьбу системы дополнительного образования.

Два года назад «УГ» писала о том, что плата за индивидуальные занятия  в учреждениях дополнительного образования существенно увеличилась. Тогда эта ситуация возмутила родительскую общественность.

Комитет по образованию, к сожалению,  не попытался изменить ситуацию. Мало того, в приватных беседах директорам учреждений дополнительного образования было предложено прекратить индивидуальные занятия, передать детей-пианистов, баянистов, гитаристов и т.д. в музыкальные школы и сделать акцент на групповые занятия.

Сегодня, спустя два года, воз и ныне и там. Кроме того, налицо  перераспределение бюджетных часов. Новый технологический регламент требует, чтобы по любой образовательной программе занятия проводились не менее 4-х часов в неделю. К чему это может привести?

Во-первых, к потере контингента даже в бюджетных группах. Разве захочет ребенок четыре  раза в неделю изучать правила дорожного движения или сольфеджио? Да он заскучает и уйдет. Во-вторых, к утрате самого главного права, которое пока ещё даёт система дополнительного образования каждому ребенку, – права на свободный выбор. Ведь на сегодняшний день в домах и дворцах детского творчества распространены ознакомительные программы, которые позволяют ребенку попробовать себя в том или ином виде творчества. Не понравилось — пробуй дальше. Понравилось — оставайся!

Безусловно, и сегодня в учреждениях дополнительного образования есть немало коллективов, которые занимаются четыре и даже пять раз в неделю. У актеров, танцоров, вокалистов, действительно, есть необходимость едва ли не ежедневных репетиций. Но зачем же распространять эту систему на всех без разбора?

В-третьих, обязательность 4-х занятий в неделю едва ли не лишает дворцы и дома детского творчества возможности сотрудничать со школами и детскими садами — эти образовательные учреждения попросту не предоставят столько времени.

И, наконец, в-четвертых, пресловутые четыре часа сильно повлияют на оплату индивидуальных занятий детей-вокалистов, инструменталистов и др., занимающихся  по хозрасчету. Если сейчас четыре занятия в месяц стоят порядка трёх тысяч рублей, а программа требует восемь занятий в месяц (при нововведении это будет уже не 8, а 16 часов!), то за всё про всё родителю придётся выложить  12 тысяч рублей ежемесячно! Много ли найдётся мам-пап, для которых эта сумма станет незаметной потерей?

Ну, а, если вовсе отказаться от индивидуальных занятий, то, как говорят педагоги, – никаких конкурсов-фестивалей и, тем более, побед на них попросту не будет. То есть, если все будет на хозрасчёте, профессионального роста не жди. Подготовить ребёнка без индивидуальных занятий к тем конкурсам и концертам, что проводятся сейчас, невозможно. Это будет называться простым, но ёмким словом – халтура. А халтурить в системе дополнительного образования, слава Богу, так и не научились. Кстати, при аттестации учреждения и аттестации педагога  отсутствие грамот, дипломов, сертификатов, премий сыграет соответствующую, отнюдь не положительную роль.

Такое нововведение – настоящий удар по учреждениям дополнительного образования, именно по учреждениям. Потому что школьных ОДОДов данное  правило не касается. Им все можно.

– Нам не дают расширяться, – сетуют педагоги. – Урезается количество групп, часов. Мы готовы взять, допустим, не шесть, а восемь групп, но не можем, потому что  по СанПиНам мы должны закончить занятия не позднее 8 часов вечера. Нам  просто не уложиться по времени, да и свободных помещений одновременно столько не найдется. Раньше можно было заниматься до девяти. Понятно, что  Минздрав беспокоится о здоровье детей, чтобы вовремя ложились спать, но школа увеличивает нагрузку, и  дети заканчивают уроки гораздо позже, поэтому и приходят во Дворцы творчества в три-четыре часа дня.

Но эта забота кажется странной! Или чиновники Минздрава не догадываются, что старшеклассники не ложатся спать в 9 часов вечера? Что могут пойти  в театр, интернет-клуб или, страшно подумать, на дискотеку?! Туда, значит, можно, а в детское образовательное учреждение нельзя?

Особенную горечь испытывают педагоги, когда идёт набор в различные кружки/коллективы/секции. В учреждениях дополнительного образования, которые пользуются особым спросом, порой не хватает помещений, педагогов, бюджетных мест, чтобы принять всех желающих. Отвергнутые дети просто уходят. И где гарантия, что не в подворотню?

Конечно, мир не без добрых педагогов, многие из них изыскивают любые возможности, чтобы принять ребенка. Ну, не поворачивается у большинства из них язык сказать  мальчишке или девчонке – уходи, ты не оплачиваешься государством!  Зато язык поворачивается у чиновников – трубить о развитии и процветании системы дополнительного образования при каждом удобном случае.

Похоже, дополнительное образование последовательно и планомерно «перемещают» на базу школы, дабы вписаться в требования «Нашей новой школы». Отсюда и «утечка» бюджета из системы. Но, как убеждены педагоги дворцов и домов детского творчества, это «переселение» не увенчается успехом. Ребенку нужно уйти из школы, он не может столько времени там находиться. В другом помещении – другая атмосфера. Кроме того,  истинных педагогов-профессионалов  просто не хватит на все школы, а это значит, что  создать при школе яркий детский творческий коллектив высокого уровня практически невозможно.

Трудно возражать против идеи дополнительного образования в школах. Наверное, в провинциальных городах, в небольших поселках, откуда до ближайшего учреждения дополнительного образования  десятки километров, — это очень неплохой выход из положения. Но в мегаполисах, где некоторые дворцы детского творчества являются достойными составляющими городской культуры, визитными карточками системы образования, именно они, эти учреждения, а не школьные ОДОДы, призваны делать погоду в творческом развитии, в работе с одаренными детьми. Ставить им палки в колеса, сокращать их финансирование – это обрезать крылья сотням талантливых детей, которые недополучат мастерства, знаний, внимания педагога.

Неужели этого не понимают те, кто  у руля исполнительной и законодательной власти? Ведь многие из них – сами выходцы из дворцов и домов творчества.

Возможно, всё медленно, но верно  переходит на платную основу? Мол, государство обеспечит только учебную составляющую, а творческое развитие, извините, за ваши денежки. Однако в свете увеличения рождаемости это выглядит, по меньшей мере, издевательством.  Или наше государство уверено, что петь/рисовать/танцевать/строить корабли и самолёты – это не столь важно. Тогда  пусть оглянется назад. В истории уже были примеры национальных катастроф. Мы этого хотим?

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте