search
main
Топ 10
ЕГЭ досрочно: стало известно, сколько человек будут сдавать экзамен этой весной В России появятся учебно-педагогические округа: непрерывное педагогическое образование в них обеспечат педвузы Рособрнадзор предложил проверять школы на добросовестность Ученые узнали, как работает мозг школьников и взрослых людей при чтении текстов на русском языке Госнаграды и сертификаты на полмиллиона рублей вручили костромским учителям Педагогические династии чествовали в Мордовии на открытии Года педагога и наставника Чем отличается детская школа искусств, которую Владимир Путин открыл в Херсонесе В Минпросвещения ответили на предложение отменить ЕГЭ Рособрнадзору поручен анализ бюрократической нагрузки на педагогов Утвержден состав оргкомитета Всероссийского конкурса «Первый учитель» Эксперты рассказали, может ли учитель поставить двойку за опоздание на урок Президент РФ высказался по вопросу отмены ЕГЭ Срываемся на детях: чем опасен родительский крик Авторами лучших посланий учителю стали чиновник, методист, директор школы и писательница Липецким школьникам преподают «Окружающий мир» на нестандартных занятиях В Минобороны выбрали всеармейского «Педагога года» Школьников приглашают в Эрмитаж рассказать о своей Родине в рамках конкурса проекта «Я живу в России» «В помощь учителю»: 27 марта в РАО расскажут, как отношение родителей влияет на учебные успехи школьников Главный редактор сетевого издания «Учительская газета» вручил спецприз конкурса «Педагоги года Москвы» Сердце отдают детям: в Москве назвали имена лучших педагогов дополнительного образования
0

​Что знают и что умеют наши школьники? Понятие «функциональная грамотность» прочно вошло в наш лексический багаж

Международные исследования (PISA) оказали в последние годы наибольшее влияние на развитие образования в мире, в том числе и в России. Не учитывать результаты этих исследований отечественное образование сегодня не может, поскольку вопрос о конкурентоспособности стоит очень остро. Известно, что качество российского образования отличается от качества образования за рубежом: при достаточно высоких предметных знаниях и умениях российские школьники испытывают затруднения в применении своих знаний в измененных ситуациях и близких к повседневной жизни, а также в работе с информацией, представленной в различной форме.

Центральное понятие в международной программе – грамотность. Лишь функционально грамотная личность способна использовать наиболее полно постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности и социальных отношений.В федеральном компоненте государственного стандарта общего образования среди направлений его модернизации выделяется задача «формирования ключевых компетенций – готовности учащихся использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач». Кроме того, отмечается, что одним из базовых требований к содержанию образования на ступени основного общего образования «…является достижение выпускниками уровня функциональной грамотности, необходимой в современном обществе, как по математическому и естественно-научному, так и социально-культурному направлениям».Параметры функциональной грамотности включают языковую, компьютерную и информационную, правовую, гражданскую, финансовую, экологическую грамотность, способность ставить и изменять цели и задачи собственной деятельности, осуществлять коммуникацию, реализовывать простейшие акты деятельности в ситуации неопределенности.Как определить, обладает ли человек функциональной грамотностью? Думаю, что самый верный способ – столкнуться с ее отсутствием. Таким образом, проблема функциональной грамотности – это проблема деятельностная, проблема поиска механизмов и способов ликвидации безграмотности и формирования функциональной грамотности.Академик А.А.Леонтьев в одной из своих работ писал: «Если формальная грамотность – это владение навыками и умениями техники чтения, то функциональная грамотность – это способность человека свободно использовать эти навыки для извлечения информации из реального текста для его понимания, сжатия, трансформации».Итак, функционально грамотная личность – это человек:- ориентирующийся в мире и действующий в соответствии с общественными ценностями, ожиданиями и интересами (например, умеющий соотносить и координировать свои действия с действиями других людей);- способный быть самостоятельным в ситуации выбора и принятия решений;- умеющий отвечать за свои решения;- способный нести ответственность за себя и своих близких;- владеющий приемами учения и готовый к постоянной переподготовке;- обладающий набором компетенций, как ключевых, так и по различным областям знаний;- для которого поиск решения в нестандартной ситуации – привычное явление;- легко адаптирующийся в социуме и умеющий активно влиять на него;- хорошо владеющий устной и письменной речью как средством взаимодействия между людьми;- владеющий современными информационными технологиями.Рассмотрим индикаторы функциональной грамотности школьников и их показатели.Общая грамотность: умение написать сочинение, реферат; считать без калькулятора; отвечать на вопросы, не испытывая затруднений в построении фраз, подборе слов; написать заявление, заполнить какие-либо анкеты, бланки.Компьютерная: умение искать информацию в сети Интернет; пользоваться электронной почтой; создавать и распечатывать тексты; работать с электронными таблицами; использовать графические редакторы.Грамотность действий в чрезвычайных ситуациях: способность оказывать первую медицинскую помощь пострадавшему; обратиться за экстренной помощью к специализированным службам; заботиться о своем здоровье; вести себя в ситуациях угрозы личной безопасности.Информационная: способность находить и отбирать необходимую информацию из книг, справочников, энциклопедий и других печатных текстов; читать чертежи, схемы, графики; использовать информацию из СМИ; пользоваться алфавитным и систематическим каталогами библиотеки; анализировать числовую информацию.Коммуникативная: умение работать в группе, команде; располагать к себе других людей; не поддаваться колебаниям своего настроения, приспосабливаться к новым, непривычным требованиям и условиям; организовать работу группы.Владение иностранными языками: перевести со словарем несложный текст; рассказать о себе, своих друзьях, своем городе; понимать тексты инструкций на упаковках различных товаров, приборов бытовой техники; общаться с зарубежными друзьями и знакомыми на различные бытовые темы.Грамотность при решении бытовых проблем: выбирать продукты, товары и услуги (в магазинах, в разных сервисных службах); планировать денежные расходы, исходя из бюджета семьи; использовать различные технические бытовые устройства, пользуясь инструкциями; ориентироваться в незнакомом городе, пользуясь справочником, картой.Правовая и общественно-политическая грамотность: способность отстаивать свои права и интересы; объяснять различия в функциях и полномочиях президента, правительства, Государственной Думы; объяснять различия между уголовным, административным и дисциплинарным нарушением; анализировать и сравнивать предвыборные программы разных кандидатов и партий.Эти качества функционально грамотной личности могут и должны рассматриваться как портрет современного выпускника школы.На развитие функциональной грамотности учащихся влияют следующие факторы:- содержание образования (образовательные стандарты, учебные программы);- формы и методы обучения;- система диагностики и оценки учебных достижений школьников;- программы внешкольного, дополнительного образования;- модель управления школой (общественно-государственная форма, высокий уровень автономии школ в регулировании учебного плана);- наличие дружелюбной образовательной среды, основанной на принципах партнерства со всеми заинтересованными сторонами;- активная роль родителей в процессе обучения и воспитания детей.Согласно Р.Н.Бунееву конечный результат обучения – «взращивание функционально грамотной личности», обладающей инициативностью, способностью творчески мыслить и находить нестандартные решения, умением выбирать профессиональный путь. Функциональная грамотность – индикатор общественного благополучия.Говоря о функциональной грамотности, нельзя не ввести понятия «компетенция/компетентность», так как они рассматриваются в качестве конечных образовательных результатов. Компетентность – это способность обучающегося выполнять определенный вид деятельности, а компетенция – требование государства, социума, заказчика к способности обучающегося выполнять определенный вид деятельности. Таким образом, термин «компетентность» обращен к оценке способностей человека и его знаний в связи с готовностью принимать эффективные решения.Важнейшим компонентом содержания образования становятся универсальные, метапредметные (надпредметные) умения, применимые в разных видах деятельности. Замечу, что ключевые компетенции не противопоставляются традиционным знаниям, умениям, навыкам. Но тем не менее понятно, что предметные знания, умения, навыки, с одной стороны, и универсальные умения, с другой – это разные образовательные результаты, в основе которых разные типы содержания образования.Отмечу принципиально важную позицию, сформулированную в ФГОС, – приоритетным становится личностный результат учащегося. А раз так, то для успешного воспитания функционально грамотной личности необходимо придать образованию личностный смысл. Личность – это субъект деятельности. А «учение через деятельность» (Д.Дьюи) – основополагающий принцип ФГОС нового поколения. Напомню основные принципы системы Д.Дьюи: учет интересов учащихся; учение через обучение мысли и действию; познание и знание – следствие преодоления трудностей; свободная творческая работа и сотрудничество. Именно поэтому нам сегодня необходимо выстраивать процесс обучения и воспитания так, чтобы прививать воспитаннику навыки практических действий, то есть ключевые компетентности: умение анализировать, сравнивать, выделять основное, давать адекватную самооценку, быть самостоятельным, уметь сотрудничать, проявлять инициативу, замечать проблемы и искать пути их решения.Этому во многом способствуют открытые образовательные технологии, прочно вошедшие в практику работы школы, и обучающие структуры (сингапурские технологии), создающие безопасную и благоприятную для мозговой деятельности среду и так далее. Именно в технологии заключен теоретико-практический инструментарий для формирования функциональной грамотности, поскольку решаются самые важные задачи: чему учить, зачем учить, как учить. А главное – как учить результативно.Коммуникация, сотрудничество, критичное мышление, креативность – вот основные качества, которыми должны овладеть учащиеся XXI века.Ольга БАБУШКИНА, учитель русского языка и литературы школы №1002

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте