Из малых жанров детского фольклора и затейливых игр именно скороговорки запоминаются на всю жизнь. Есть в них какое-то особое, трудно объяснимое очарование, своеобразная притягательность, ни с чем не сравнимая магия. Взять хотя бы такие знакомые с детства тексты, каждый из которых имеет множество вариантов.
На дворе трава,
На траве дрова.
Жили-были три японца:
Як, Як-цедрак,
Як-цедрак-цедрак-цедрони.
Жили-были три японки:
Цыпа, Цыпа-дрипа,
Цыпа-дрипа-дримпомпони.
Все они переженились:
Як на Цыпе,
Як-цедрак на Цыпе-дрипе,
На Цыпе-дрипе-
И у них родились дети:
У Яка с Цыпой – Шах,
У Як-цедрака
с Цыпой-дрипой –
Шах-шарах,
У Як-цедрак-цедрак-цедрони
С Цыпой-дрипой-
дримпомпони –
Шах-шарах-шарах-шарони.
Ехал Грека через реку,
Видит Грека: в реке – рак.
Сунул Грека руку в реку,
Рак за руку Греку – цап!
Четыре
Черненьких,
Чумазеньких
Чертенка
Чертили
Черными
Чернилами
Чертеж.
Чрезвычайно
Чисто.
Во многих фольклорных сборниках есть раздел скороговорок, но, как правило, он невелик. Русские народные загадки, поговорки, пословицы имеют богатейшую историю и сотни источников, а литература о скороговорках скудна.
Даже определение термина «скороговорка» есть не в каждом современном словаре. «Толковый словарь русского языка» С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведовой предлагает такое определение данной затеи: «Скороговорка – специально придуманная фраза с труднопроизносимым подбором звуков, быстро проговариваемая шуточная прибаутка».
Точное время появления скороговорок неизвестно, но содержание ряда текстов свидетельствует об их глубокой древности. Сам термин ввел в научный лексикон Владимир Даль (1862), но слово «скороговорка» было известно и раньше. Это подтверждает статья П.Виноградова «Идиотизмы и скороговорки, употребляемые в Даниловском уезде» (1849).
Известный исследователь русского фольклора Михаил Мельников (1987) пишет: «Записи, производимые во второй половине XIX и ХХ веке, показывают, что взрослые люди постепенно теряли интерес к этому жанру, но видели его педагогическую ценность. Употребление скороговорок детьми развивало у них чувство языка, содействовало преодолению косноязычия. Взрослые всячески способствовали распространению скороговорок в детской среде… Предельная уплотненность труднопроизносимых и далеко не всегда достигающих благозвучия согласных (что исключает доминанту эстетической функции) в скороговорках не может быть объяснена ничем другим, кроме стремления к развитию артикуляции речевого аппарата. Это давно поняла педагогическая наука, и скороговорки стали инструментом совершенствования произношения в детских садах, в работе логопедов».
Первое большое собрание скороговорок, помещенных в специальный отдел, опубликовал в своем хрестоматийном труде «Пословицы русского народа» В.И.Даль (1862). Я пишу «большое собрание скороговорок», а ведь их всего 49 против 30 000 пословиц и поговорок! При этом большинство из них не рассчитано на детское восприятие, их следует отнести к фольклору для взрослых (в издания для детей чаще всего включают лишь пять скороговорок).
Анализ скороговорок, собранных Владимиром Ивановичем, показывает, что их диапазон необычайно широк. Скороговорки бывают короткие и длинные, рифмованные и нерифмованные, сюжетные и бессюжетные, логичные и абсурдные, с повторами и без повторов, построенные на одном звуке и на сочетаниях звуков, доступные детскому восприятию и не рассчитанные на него. Немногие жанры литературы могут состязаться со скороговорками в подобном разнообразии. Приведу примеры.
Короткая:
В один, Клим, клин колоти.
Длинная:
Петр Петрович,
По прозванью Перов,
Поймал птицу пигалицу;
Понес по рынку,
Просил полтинку,
Подали пятак,
Он и продал так.
Рифмованная:
Шли сорок мышей,
Несли сорок грошей;
Две мыши поплоше
Несли по два гроша.
Нерифмованная:
Сыворотка из-под простокваши.
Сюжетная:
Свинья тупорыла
Весь двор перерыла,
Вырыла полрыла,
До норы не дорыла.
Бессюжетная:
Из-под кислого молока,
Из-под простокваши.
С повторами:
Шли три попа,
Три Прокопья попа,
Три Прокопьевича,
Говорили про попа,
Про Прокопья попа,
Про Прокопьевича.
Без повторов:
По ремешку,
По бревешку
Боком проведу кобылку.
На одном звуке:
Брат Аркадий зарезал
буру корову
На горах Араратских.
(В каждом слове звук «р».)
На сочетании звуков:
Бык тупогуб,
У быка губа тупа.
(Дифференциация звуков «б» и «п».)
Существенная часть из этих 49 текстов не похожа на скороговорки в их современном понимании. С другой стороны, нельзя не восхищаться наряду с другими такой скороговоркой:
От топота копыт
Пыль по полю летит.
Вот что писал сам В.И.Даль: «Скороговорка, чистоговорка – слагается для упражнения в скором и чистом произношении, почему в ней сталкиваются звуки, затрудняющие быстрый говор…»
Несмотря на популярность данной забавы, долгое время не появлялось отдельное издание народных скороговорок; они приводились исключительно в сборниках. Только в 1989 году знаток русского фольклора Георгий Науменко собрал труднопроизносимые прибаутки под одной обложкой в книге «Тридцать три Егорки».
Авторские скороговорки появились в ХХ веке с легкой руки Даниила Хармса («Иван Топорышкин»). Из наших современников к этому жанру обращаются Марина Бородицкая, Виктор Лунин, Ирина Токмакова, Марк Шварц и другие.
Скороговорки часто используются во время различных игр. Существует несколько вариантов их организации:
а) участникам конкурса предлагается вспомнить скороговорки; кто расскажет больше, тот и побеждает;
б) играющим дается задание записать на листе ватмана известные скороговорки, начинающиеся с определенной буквы, или труднопроизносимые фразы, в которых присутствует определенное слово;
в) от всех собравшихся требуется безошибочно и как можно быстрее выговорить какую-либо скороговорку.
Подобные игры больше подходят для школьников младшего возраста, а для учащихся 5-11-х классов я рекомендую провести конкурс «Королева Скороговорка». Сначала учитель предлагает ученикам придумать шуточную прибаутку, в которой должно быть заданное слово. Далее условие усложняется – в каждом слове новой скороговорки должны присутствовать определенные звук, буква, два звука или две буквы. На стыке веков я сочинял подобные тексты и убедился, что это увлекательное занятие. Вот мои миниатюры со словом «королева», где в каждом слове есть буква «л» или «р».
В Карелии – кавалерия короля Валерия и королевы Валерии.
Каравелла кавалера и королевы лавировала.
У рояля королева –
Справа Лева, Леня слева.
Учитель также может предложить переделать или дополнить какую-нибудь всем известную народную скороговорку. Вот пример:
Карл у Клары украл кораллы,
А Клара у Карла украла кларнет…
Неправда! Не верьте! Не брал Карл кораллы!
И Клара у Карла кларнет не брала!
Кларе Карл подарил кораллы,
А Клара в ответ подарила кларнет!
Очень весело пройдет подобный конкурс, если его участники будут сочинять скороговорки друг о друге. Например, так:
В ложке у Тимошки
Рожки , а не ро жки.
Варвара нарвала в овраге травы,
А наврала, что не рвала.
Жора ждет менеджера с пейджером.
Текст, в каждом слове которого есть некоторые заданные буквы или трудно выговариваемые звуки, придумать гораздо труднее, чем обычную скороговорку. Подобные тексты в последние годы взяли на вооружение логопеды, и если раньше скороговорки воспринимались только как забава, то сейчас они широко используются для развития речи.
Чем старше аудитория, тем более строгие требования к составлению скороговорок может предъявлять учитель. Как известно, труднее всего произносить свистящие, шипящие звуки, а также мягкие и твердые «р» и «л». Достаточно сложным заданием для участников будет следующее: придумать скороговорку, в каждом слове которой присутствовал бы только один из девяти главных проблемных звуков («ж», «з», «л», «с», «р», «ц», «ч», «ш», «щ») и не было остальных. Вот некоторые мои придумки:
Жена на мужа похожа –
У жадного мужа жена жадна тоже. («Ж»)
Зятю не взять язя из Яузы. («З»)
Компьютерному пирату в Интернете не рады. («Р»)
Ольга и Галя Олегу на лугу не лгали. («Л»)
Птенец у птицы умница. («Ц»)
Тощий, немощный Кощей
Тащит ящик овощей. («Щ»)
У папочки под тумбочкой очки,
А на тумбочке тапочки. («Ч»)
У соседа-домоседа
Сосед-непоседа,
У соседа-непоседы
Сосед-домосед. («С»)
Шпиону и шпионке – пшенку! («Ш»)
Можно ли придумать более трудные задания? Конечно. Пусть участники составят скороговорку без единого проблемного звука, при этом в каждом слове должна быть, например, буква «д».
Один Дима дома, но Дима дома не один –
Дома один Дима и один Вадим.
При составлении шутливых текстов можно обойтись и одной согласной буквой:
Как, у кока Кука – какао и як? («К»)
Еда удода у деда, а дуда деда у дяди. («Д»)
Тут тот Тит, и тетя Тита тут, и Тая тут, и Тутти тут. («Т»)
Кто составит самое длинное предложение, тот и победитель конкурса.
Игорь СУХИН, кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник Института теории и истории педагогики РАО
У
Комментарии