search
main
0

Зятю не взять язя из Яузы. Предложите ученикам придумать скороговорку или чистоговорку

Из малых жанров детского фольклора и затейливых игр именно скороговорки запоминаются на всю жизнь. Есть в них какое-то особое, трудно объяснимое очарование, своеобразная притягательность, ни с чем не сравнимая магия. Взять хотя бы такие знакомые с детства тексты, каждый из которых имеет множество вариантов.

На дворе трава,

На траве дрова.

Жили-были три японца:

Як, Як-цедрак,

Як-цедрак-цедрак-цедрони.

Жили-были три японки:

Цыпа, Цыпа-дрипа,

Цыпа-дрипа-дримпомпони.

Все они переженились:

Як на Цыпе,

Як-цедрак на Цыпе-дрипе,

На Цыпе-дрипе-

И у них родились дети:

У Яка с Цыпой – Шах,

У Як-цедрака

с Цыпой-дрипой –

Шах-шарах,

У Як-цедрак-цедрак-цедрони

С Цыпой-дрипой-

дримпомпони –

Шах-шарах-шарах-шарони.

Ехал Грека через реку,

Видит Грека: в реке – рак.

Сунул Грека руку в реку,

Рак за руку Греку – цап!

Четыре

Черненьких,

Чумазеньких

Чертенка

Чертили

Черными

Чернилами

Чертеж.

Чрезвычайно

Чисто.

Во многих фольклорных сборниках есть раздел скороговорок, но, как правило, он невелик. Русские народные загадки, поговорки, пословицы имеют богатейшую историю и сотни источников, а литература о скороговорках скудна.

Даже определение термина «скороговорка» есть не в каждом современном словаре. «Толковый словарь русского языка» С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведовой предлагает такое определение данной затеи: «Скороговорка – специально придуманная фраза с труднопроизносимым подбором звуков, быстро проговариваемая шуточная прибаутка».

Точное время появления скороговорок неизвестно, но содержание ряда текстов свидетельствует об их глубокой древности. Сам термин ввел в научный лексикон Владимир Даль (1862), но слово «скороговорка» было известно и раньше. Это подтверждает статья П.Виноградова «Идиотизмы и скороговорки, употребляемые в Даниловском уезде» (1849).

Известный исследователь русского фольклора Михаил Мельников (1987) пишет: «Записи, производимые во второй половине XIX и ХХ веке, показывают, что взрослые люди постепенно теряли интерес к этому жанру, но видели его педагогическую ценность. Употребление скороговорок детьми развивало у них чувство языка, содействовало преодолению косноязычия. Взрослые всячески способствовали распространению скороговорок в детской среде… Предельная уплотненность труднопроизносимых и далеко не всегда достигающих благозвучия согласных (что исключает доминанту эстетической функции) в скороговорках не может быть объяснена ничем другим, кроме стремления к развитию артикуляции речевого аппарата. Это давно поняла педагогическая наука, и скороговорки стали инструментом совершенствования произношения в детских садах, в работе логопедов».

Первое большое собрание скороговорок, помещенных в специальный отдел, опубликовал в своем хрестоматийном труде «Пословицы русского народа» В.И.Даль (1862). Я пишу «большое собрание скороговорок», а ведь их всего 49 против 30 000 пословиц и поговорок! При этом большинство из них не рассчитано на детское восприятие, их следует отнести к фольклору для взрослых (в издания для детей чаще всего включают лишь пять скороговорок).

Анализ скороговорок, собранных Владимиром Ивановичем, показывает, что их диапазон необычайно широк. Скороговорки бывают короткие и длинные, рифмованные и нерифмованные, сюжетные и бессюжетные, логичные и абсурдные, с повторами и без повторов, построенные на одном звуке и на сочетаниях звуков, доступные детскому восприятию и не рассчитанные на него. Немногие жанры литературы могут состязаться со скороговорками в подобном разнообразии. Приведу примеры.

Короткая:

В один, Клим, клин колоти.

Длинная:

Петр Петрович,

По прозванью Перов,

Поймал птицу пигалицу;

Понес по рынку,

Просил полтинку,

Подали пятак,

Он и продал так.

Рифмованная:

Шли сорок мышей,

Несли сорок грошей;

Две мыши поплоше

Несли по два гроша.

Нерифмованная:

Сыворотка из-под простокваши.

Сюжетная:

Свинья тупорыла

Весь двор перерыла,

Вырыла полрыла,

До норы не дорыла.

Бессюжетная:

Из-под кислого молока,

Из-под простокваши.

С повторами:

Шли три попа,

Три Прокопья попа,

Три Прокопьевича,

Говорили про попа,

Про Прокопья попа,

Про Прокопьевича.

Без повторов:

По ремешку,

По бревешку

Боком проведу кобылку.

На одном звуке:

Брат Аркадий зарезал

буру корову

На горах Араратских.

(В каждом слове звук «р».)

На сочетании звуков:

Бык тупогуб,

У быка губа тупа.

(Дифференциация звуков «б» и «п».)

Существенная часть из этих 49 текстов не похожа на скороговорки в их современном понимании. С другой стороны, нельзя не восхищаться наряду с другими такой скороговоркой:

От топота копыт

Пыль по полю летит.

Вот что писал сам В.И.Даль: «Скороговорка, чистоговорка – слагается для упражнения в скором и чистом произношении, почему в ней сталкиваются звуки, затрудняющие быстрый говор…»

Несмотря на популярность данной забавы, долгое время не появлялось отдельное издание народных скороговорок; они приводились исключительно в сборниках. Только в 1989 году знаток русского фольклора Георгий Науменко собрал труднопроизносимые прибаутки под одной обложкой в книге «Тридцать три Егорки».

Авторские скороговорки появились в ХХ веке с легкой руки Даниила Хармса («Иван Топорышкин»). Из наших современников к этому жанру обращаются Марина Бородицкая, Виктор Лунин, Ирина Токмакова, Марк Шварц и другие.

Скороговорки часто используются во время различных игр. Существует несколько вариантов их организации:

а) участникам конкурса предлагается вспомнить скороговорки; кто расскажет больше, тот и побеждает;

б) играющим дается задание записать на листе ватмана известные скороговорки, начинающиеся с определенной буквы, или труднопроизносимые фразы, в которых присутствует определенное слово;

в) от всех собравшихся требуется безошибочно и как можно быстрее выговорить какую-либо скороговорку.

Подобные игры больше подходят для школьников младшего возраста, а для учащихся 5-11-х классов я рекомендую провести конкурс «Королева Скороговорка». Сначала учитель предлагает ученикам придумать шуточную прибаутку, в которой должно быть заданное слово. Далее условие усложняется – в каждом слове новой скороговорки должны присутствовать определенные звук, буква, два звука или две буквы. На стыке веков я сочинял подобные тексты и убедился, что это увлекательное занятие. Вот мои миниатюры со словом «королева», где в каждом слове есть буква «л» или «р».

В Карелии – кавалерия короля Валерия и королевы Валерии.

Каравелла кавалера и королевы лавировала.

У рояля королева –

Справа Лева, Леня слева.

Учитель также может предложить переделать или дополнить какую-нибудь всем известную народную скороговорку. Вот пример:

Карл у Клары украл кораллы,

А Клара у Карла украла кларнет…

Неправда! Не верьте! Не брал Карл кораллы!

И Клара у Карла кларнет не брала!

Кларе Карл подарил кораллы,

А Клара в ответ подарила кларнет!

Очень весело пройдет подобный конкурс, если его участники будут сочинять скороговорки друг о друге. Например, так:

В ложке у Тимошки

Рожки , а не ро жки.

Варвара нарвала в овраге травы,

А наврала, что не рвала.

Жора ждет менеджера с пейджером.

Текст, в каждом слове которого есть некоторые заданные буквы или трудно выговариваемые звуки, придумать гораздо труднее, чем обычную скороговорку. Подобные тексты в последние годы взяли на вооружение логопеды, и если раньше скороговорки воспринимались только как забава, то сейчас они широко используются для развития речи.

Чем старше аудитория, тем более строгие требования к составлению скороговорок может предъявлять учитель. Как известно, труднее всего произносить свистящие, шипящие звуки, а также мягкие и твердые «р» и «л». Достаточно сложным заданием для участников будет следующее: придумать скороговорку, в каждом слове которой присутствовал бы только один из девяти главных проблемных звуков («ж», «з», «л», «с», «р», «ц», «ч», «ш», «щ») и не было остальных. Вот некоторые мои придумки:

Жена на мужа похожа –

У жадного мужа жена жадна тоже. («Ж»)

Зятю не взять язя из Яузы. («З»)

Компьютерному пирату в Интернете не рады. («Р»)

Ольга и Галя Олегу на лугу не лгали. («Л»)

Птенец у птицы умница. («Ц»)

Тощий, немощный Кощей

Тащит ящик овощей. («Щ»)

У папочки под тумбочкой очки,

А на тумбочке тапочки. («Ч»)

У соседа-домоседа

Сосед-непоседа,

У соседа-непоседы

Сосед-домосед. («С»)

Шпиону и шпионке – пшенку! («Ш»)

Можно ли придумать более трудные задания? Конечно. Пусть участники составят скороговорку без единого проблемного звука, при этом в каждом слове должна быть, например, буква «д».

Один Дима дома, но Дима дома не один –

Дома один Дима и один Вадим.

При составлении шутливых текстов можно обойтись и одной согласной буквой:

Как, у кока Кука – какао и як? («К»)

Еда удода у деда, а дуда деда у дяди. («Д»)

Тут тот Тит, и тетя Тита тут, и Тая тут, и Тутти тут. («Т»)

Кто составит самое длинное предложение, тот и победитель конкурса.

Игорь СУХИН, кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник Института теории и истории педагогики РАО

У

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте