search
main
0

Звуковая мозаика

Технология коррекционно-развивающего обучения, предупреждает появление дисграфических ошибок

Концептуальные положения методики:

звуковая сторона языка – основа подготовки дошкольников к обучению грамоте;

коррекция устной и письменной речи предупреждает многие трудности в овладении детьми грамотой на начальных этапах обучения, а на более поздних – в усвоении грамматики русского языка;

задания доступны каждому, успешность усвоения материала гарантируется временем, затраченным на него (дифференцированно);

игра – ведущий вид деятельности дошкольников;

становление речи и обучение чтению должны идти параллельно, помогая друг другу. Обучение чтению целыми словами облегчает восприятие лексического значения слова;

психологическая установка “Это мне необходимо” ориентирует ребенка на самообучение.

Технологическая схема. (См. рис.)

Технологическая карта

1. Коррекция устной речи:

определение уровня развития фонематического слуха;

ознакомление с понятием “звук”;

определение 1-го звука в слове;

определение последнего звука в слове;

определение каждого конкретного звука в составе слова;

порядок звуков, составление одноцветной схемы (красной);

звуки твердые и мягкие, двухцветная схема (красно-голубая);

гласные звуки, составление трехцветной схемы (гласный-черный);

слоги;

ударение;

рифма;

дифференциация звуков, с восприятием и воспроизведением которых возникли затруднения.

2. Обучение чтению целыми словами:

чтение слов-схем по “Самоучителю”;

самостоятельное составление слов-схем из 2-3 звуков;

самостоятельное составление слов-схем из 4 звуков с 2 гласными;

составление слов-схем из 4 звуков с одним гласным;

составление слов-схем из 5 и более звуков;

введение звукобукв (голубая – мягкий звук, красная – твердый);

замещение звукобукв буквами, чтение одноцветных слов (черных);

ознакомление с понятием “буква”;

разница между буквой и звуком;

чтение слов различной сложности по картам.

3. Коррекция письменной речи (“копилка” – преобразование количественных изменений в качественные):

алфавитные игры;

игры с замещением букв;

игры на восстановление слов (пропущены буквы, перепутаны, рассыпаны слоги, добавлен лишний слог; шарады, ребусы, кроссворды, речевые загадки);

игры на составление третьего слова из элементов двух (по схеме);

кодировка и декодировка (замещение букв символами и наоборот);

чтение звуковой записи слов;

чтение “зеркального” текста;

дифференциация гласных звуков и букв.

А теперь о “материальных” составляющих технологии. “Звуковая мозаика” представляет собой три полотна 3х3, 4х4 и 5х5 клеток и набор цветных жетонов, обозначающих определенный звук (зеленый – [З], синий – [С] и т.п.). Ребенок выкладывает определенный узор мозаики, ориентируясь на конкретные звуки в словах, которые произносит педагог. Разноцветные жетоны развивают и укрепляют память, тренируют мелкие мышцы пальцев. На жетонах написаны буквы, но специально внимание на них не заостряется.

“Звуковая схема” – жетоны красного (твердый звук), голубого (мягкий) и черного (гласный) цветов без написанных на них букв. По форме отличаются от жетонов “Мозаики”.

“Бутылочка”. Схемы слов ребенок может составлять при помощи мелких пуговиц-игрушек соответствующих цветов, что способствует развитию мышц пальцев.

“Самоучитель” – учебное пособие для чтения со схемами слов, составленных из первых звуков названий нарисованных предметов.

“Зоопарк” – набор игрушек, названия которых начинаются с каждого изучаемого звука. Из игрушек, так же, как и из рисунков, ребенок учится составлять звуковые схемы слов.

Наталья АЛТУХОВА,

педагог дополнительного образования Центра художественно-эстетического развития детей

Златоуст,

Челябинская область

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте