Технология коррекционно-развивающего обучения, предупреждает появление дисграфических ошибок
Концептуальные положения методики:
звуковая сторона языка – основа подготовки дошкольников к обучению грамоте;
коррекция устной и письменной речи предупреждает многие трудности в овладении детьми грамотой на начальных этапах обучения, а на более поздних – в усвоении грамматики русского языка;
задания доступны каждому, успешность усвоения материала гарантируется временем, затраченным на него (дифференцированно);
игра – ведущий вид деятельности дошкольников;
становление речи и обучение чтению должны идти параллельно, помогая друг другу. Обучение чтению целыми словами облегчает восприятие лексического значения слова;
психологическая установка “Это мне необходимо” ориентирует ребенка на самообучение.
Технологическая схема. (См. рис.)
Технологическая карта
1. Коррекция устной речи:
определение уровня развития фонематического слуха;
ознакомление с понятием “звук”;
определение 1-го звука в слове;
определение последнего звука в слове;
определение каждого конкретного звука в составе слова;
порядок звуков, составление одноцветной схемы (красной);
звуки твердые и мягкие, двухцветная схема (красно-голубая);
гласные звуки, составление трехцветной схемы (гласный-черный);
слоги;
ударение;
рифма;
дифференциация звуков, с восприятием и воспроизведением которых возникли затруднения.
2. Обучение чтению целыми словами:
чтение слов-схем по “Самоучителю”;
самостоятельное составление слов-схем из 2-3 звуков;
самостоятельное составление слов-схем из 4 звуков с 2 гласными;
составление слов-схем из 4 звуков с одним гласным;
составление слов-схем из 5 и более звуков;
введение звукобукв (голубая – мягкий звук, красная – твердый);
замещение звукобукв буквами, чтение одноцветных слов (черных);
ознакомление с понятием “буква”;
разница между буквой и звуком;
чтение слов различной сложности по картам.
3. Коррекция письменной речи (“копилка” – преобразование количественных изменений в качественные):
алфавитные игры;
игры с замещением букв;
игры на восстановление слов (пропущены буквы, перепутаны, рассыпаны слоги, добавлен лишний слог; шарады, ребусы, кроссворды, речевые загадки);
игры на составление третьего слова из элементов двух (по схеме);
кодировка и декодировка (замещение букв символами и наоборот);
чтение звуковой записи слов;
чтение “зеркального” текста;
дифференциация гласных звуков и букв.
А теперь о “материальных” составляющих технологии. “Звуковая мозаика” представляет собой три полотна 3х3, 4х4 и 5х5 клеток и набор цветных жетонов, обозначающих определенный звук (зеленый – [З], синий – [С] и т.п.). Ребенок выкладывает определенный узор мозаики, ориентируясь на конкретные звуки в словах, которые произносит педагог. Разноцветные жетоны развивают и укрепляют память, тренируют мелкие мышцы пальцев. На жетонах написаны буквы, но специально внимание на них не заостряется.
“Звуковая схема” – жетоны красного (твердый звук), голубого (мягкий) и черного (гласный) цветов без написанных на них букв. По форме отличаются от жетонов “Мозаики”.
“Бутылочка”. Схемы слов ребенок может составлять при помощи мелких пуговиц-игрушек соответствующих цветов, что способствует развитию мышц пальцев.
“Самоучитель” – учебное пособие для чтения со схемами слов, составленных из первых звуков названий нарисованных предметов.
“Зоопарк” – набор игрушек, названия которых начинаются с каждого изучаемого звука. Из игрушек, так же, как и из рисунков, ребенок учится составлять звуковые схемы слов.
Наталья АЛТУХОВА,
педагог дополнительного образования Центра художественно-эстетического развития детей
Златоуст,
Челябинская область
Комментарии