В N45 “УГ” за прошлый год мы начали актуальный разговор о проблеме выстраивания отношений, человеческого взаимодействия, общения, без которого человек не может стать человеком. Потому что, по мнению нашего собеседника, практического психолога 1243-й московской школы и преподавателя факультета психологии МГУ Натальи Евсиковой, нет иного способа передачи опыта, культуры, искусственных средств познавательной активности и вообще любых форм деятельности.
Общение как таковое – это естественная
среда обитания, в которую ребенок попадает с рождения. Как рыба живет в воде и не замечает ее, точно так же и человек живет в общении, не замечая его. Как же научить общаться? Задача…
В прошлый раз разговор шел вокруг игры, столь важной для развития ребенка. Напомним, в 6-7 лет пойдут игры по правилам, с точно оговоренными ролями. И это очень значимый период, готовящий малыша к школе, к тому особому факту, что он попадает в сложную социальную среду, где отношения тоже будут строиться по правилам, качественно иным.
Игра по правилам
– Да, это более сложные правила, но ребенок готов к этому шагу: опять “включается” зона ближайшего развития. Почему школу и называют институтом социализации: здесь ребенок не только получает модель поведения, но и находит свое место в очень сложных и разнообразных отношениях со сверстниками. Скажем, деловых, которых у него раньше не было и быть не могло; с разными взрослыми.
Так что мы все время будем говорить о личностном росте и социализации, которая происходит в школе.
– А помните, одно время очень активно проходила тема детей-вундеркиндов, которые перескакивали через класс. Как вы к ней относитесь?
– Все основные проблемы возникают у них в средней школе, где ребенок в силу того, что он резко моложе других, не может правильно выстроить отношения. И это сопровождается, как правило, реальными конфликтами. Но мало того, такой ученик не получает возможности проиграть те жизненные модели, которые можно проиграть только в определенном возрасте. Скажем, в подростковом – возрасте дружб. Когда это уже не просто совместная деятельность или интересы, а сложные чувства, которые охватывают человека. Когда потеря друга – уже трагедия. Подростковая влюбленность. Любовь. Понятно, что она обречена, не имеет развития, но задача ее – дать возможность вовремя отыграть роль. Подготовиться к тому настоящему серьезному шагу, который предстоит сделать позже. И очень часто человек, который не пережил подобных отношенческих вещей, “созревает” гораздо позже. Говорят: “Да что ж такое, была одна жена, теперь вторая…”. А все дело в том, что тот нигде не умеет выстраивать устойчивые эмоциональные отношения. И все время эта личностная незрелость идет за социальной ситуацией. Ну в какой институтской среде приживется 14-15-летний выпускник? Конечно, разрыв этот со временем как-то сгладится, но пока он дорастет до возраста зрелости, станет профессионалом, его догонит “нормальный” студент. Единственное, что вундеркинд умеет, – это хорошо учиться. Есть, конечно, одаренные дети, которые рано находят свой путь в спорте, в музыке. Невооруженным глазом видно, что там их жизнь, среда обитания, и все, что с ними происходит, случается именно там. Школа для них лишь ненужная “отношенческая нагрузка”.
“Достиженческие” дети
– А домашнее обучение вы воспринимаете со знаком плюс?
– Тут все решается индивидуально. Если ребенок учится вне школы, мы должны понимать, почему так случилось. Например, он слаб физически. Не выдерживает многочасового сидения за партой, школьного шума.
– Сейчас многие родители сами обучают своих детей…
– Они берут на себя большую профессиональную ответственность. Это не факт, что можно действительно передать знания, культурные навыки, умения, даже если они есть. Нас все равно учили люди, которые делали это профессионально.
А второе “но”: ребенок исключен из среды общения. Когда его общение ограничивается только взаимодействием со взрослым, это тоже будет иметь свои последствия и проблемы.
– Ну а если это многодетная семья, разновозрастный коллектив, где ребята учатся друг у друга?
– Да, но есть очень красивые исследования в Западной Европе, да и у нас, которые показывают, что в многодетной семье каждый ребенок выполняет свою роль. Она уже предписана ему местом, временем рождения. Как говорят, первые дети – “достиженческие”, у них мотив достижения очень силен. На первом отрабатываются педагогические технологии. Он должен вовремя чистить зубы, садиться за уроки, учиться на пятерки… И родители очень ревниво к этому относятся. Второго воспринимают как просто ребенка. Наслаждаются общением, его нелепыми словечками, его неумением завязывать шнурки…
Третий редко общается с родителями, в основном со старшими братьями и сестрами. Ну как в ершовском “Коньке-Горбунке”. Словом, общение в большой семье не столь сложно, как в некоей социальной группе. Когда в классе 25 человек, и все такие разные, то нужно строить отношения. А семья уступчивая. Все знают: этот у нас мягкий, а тот вспыльчивый, но отходчивый, а к этой вообще лучше не лезть. В семье можно приспособиться…
Елена КОМАРОВА
Комментарии