Любой спектакль начинается со звонка. Со звонка начинается и урок…
Сергей ЛЯШКО, учитель истории и обществознания средней школы №16 р. п. Заветы Ильича Советско-Гаванского района, участник Всероссийского конкурса «Учитель года России»-2017, член Ассоциации молодых педагогов Хабаровского края
19 ноября 2015 года, рабочий поселок Заветы Ильича, прохладное утро, лицо обжигает легкий морской ветер, дышится легко. Порог школы, куда я впервые пришел не как ученик, а в качестве педагога. Учительская. Светлый, приятный кабинет, так располагающий к позитивному началу. Звонок.Дети встретили меня дружелюбно. Я понял, что они жаждут знаний, понял, что нужно делать. Нужно учить учиться. И для достижения поставленной цели я стал обучаться сам. Не могу сказать, что обучение давалось мне легко. Я спотыкался, осваивая понятия «предметность» и «метапредметность», путал этапы уроков, забывал про рефлексию, расстраивался, переживал, мне казалось, что никогда не получится… Но мне помогли разобраться, что и как нужно делать. Под руководством учителя-наставника Натальи Александровны Котик я понял, что такое современный урок истории и обществознания, заразился ее оптимизмом, подвижностью, умением превращать урок в событие. Заместитель директора по учебно-воспитательной работе Анжелика Васильевна Мусатова – прекрасный методист, она помогла мне понять структуру урока – от постановки проблемы до рефлексии, открыла способы формирования универсальных учебных действий. Наставники задали нужное направление в моей профессиональной деятельности. Мои переживания оказались напрасны.Все стало получаться. Открытые уроки, семинары, курсы повышения квалификации – я для всего был открыт, готов к инновациям. Время шло, звенели звонки, пролетел учебный год, экзамены, отпуск. Что же готовит для меня новый учебный год? Что принесет мне? А принес он немало хорошего!Я стал классным руководителем 5‑го «А», детей, которые пришли от любимой учительницы начальных классов в среднее звено. Я должен был с ними подружиться – работать, учиться, жить единым организмом. С лекций и семинаров по педагогике я четко вынес для себя, что доверительные отношения с детьми строятся через коллективно-творческую, внеурочную деятельность, внеклассные мероприятия. На практике понял, что они действительно сближают. Я очень люблю свой 5‑й «А» класс и вижу, что это взаимно. Поэтому с гордостью могу сказать, что я учитель.Быть учителем в наши дни – огромная ответственность. В современном обществе с избыточным количеством информации нам необходимо помочь детям получить действительно ценные знания, а еще важнее помочь школьникам социализироваться. Помочь сформировать чувство патриотизма, такие качества, как толерантность, уважение к окружающим. На мой взгляд, все это пригодится им после школы в поликультурном, многонациональном мире.Мы, учителя XXI века, наравне с медицинскими работниками должны заботиться о сохранении здоровья ученика, а также вести пропаганду здорового образа жизни. Показываю на собственном примере, что спорт – это здоровье, а здоровье – это круто, организую велосипедные и лыжные прогулки, спортивные квесты, игру в настольный теннис, катание на коньках. Я твердо убежден, что это важно для ученика в любом возрасте. «Здоровья ради», – как говорил мой армейский старшина.В учебной деятельности нужно быть новатором, идти в ногу со временем. Для школьников нужно организовать не просто урок, а учебное событие. Важно помочь ученику сформировать культуру предметного мышления. Для этого необходимо достичь взаимопонимания с учениками. Свести к минимуму конфликты. На мой взгляд, самые серьезные обиды в отношениях «учитель – ученик», оставляющие долгий след в памяти, возникают при выставлении оценки.Традиционно в дидактике под оценкой понимается процесс соотношения реальных результатов образования с планируемыми целями. Основные функции оценки – информационная, контролирующая, регулирующая. Все мы люди, а людям свойственно ошибаться. И чтобы не ошибиться, не допустить конфликтных ситуаций, я использую формирующее оценивание. Плюсы в том, что данное оценивание происходит в процессе обучения, когда анализируются текущие знания, умения школьников, запускается механизм обратной связи. Ученик сравнивает полученные результаты со своими предыдущими успехами, совместно с учителем ставит новые образовательных цели и пути их достижения.Готовность к новому – это не только методики, технологии. Это еще и способность принимать новые концепции, новые тенденции в философии образования.А еще всегда нужно помнить: только учитель своим примером и своей любовью может вести детей через тернии к звездам, от одного действия к другому.
Прозвенел звонок с урока, опустился занавес, педагог отпускает детей и ждет продолжения «спектакля».
Комментарии