Итак, главная проблема, которую обозначил в своем письме Геннадий Стальных, – это опасность того, что школу могут закрыть, как отнимающую у бюджета слишком много средств на ее содержание. Чтобы выяснить, какое будущее ожидает Павловскую основную, звоню начальнику Томского областного управления образования Леониду Глоку.
– Планов ликвидировать школу у нас нет, – твердо констатирует Леонид Эдуардович. – Автобусом в район возят ведь ребят 10-11-х классов, все остальные как учились, так и будут учиться дома, в родном селе. Павловским родителям и учителям не стоит беспокоиться. Хотя село и находится всего в семи километрах от Каргасока, мало того – на трассе и проблем с подвозом нет: теплые автобусы, непьющие водители, поставка бензина без перебоев – школу мы не закроем. Такова наша политика.
– Леонид Эдуардович, в письме директора затронута еще одна проблема – кадровая. Прокомментируйте ее, пожалуйста.
– Вынужден сказать банальность: старение кадров – не только наша, это всеобщая проблема. Молодые учителя после вуза не возвращаются в школу. Я считаю, из-за жилья. Хотя в последние два года педагоги получили 58 квартир по Томской области. Неплохо, согласитесь? К тому же пенсионерки-то в Сибири молодые. У нас имеют право на заслуженный отдых не как везде: женщины в 50, а мужчины в 55 лет. А что касается самого школьного здания в Павлово, то звоните в район.
В Каргасокском районном отделе образования на мой звонок отвечает заместитель начальника Александр Шамраев.
– Капитальный ремонт Павловской школы запланирован на 2007 год. Когда мы сравнили состояние нескольких школ (в разных селах), то решили, что Павловская вполне может годик подождать. По требованию главы района Анатолия Михайловича Рожкова, который, кстати, внимателен к проблемам образования, мы делаем в сельских школах евроремонт.
– И что же входит в это понятие?
– Во всем здании – гомогенный пол. Это специальный пожаростойкий настил, который держится в эксплуатации не менее 30 лет. На окнах – стеклопакеты. Новая современная штукатурка. Новая электропроводка. Современная пожарная сигнализация. Элегантный дизайн, наконец!
– Но это же дорого! Кто берет на себя расходы?
– Район, конечно. А помогают газовики – такая организация, как «Востокгазопровод», например, отметьте ее, пожалуйста.
– А построить новую школу в Павлово, как мечтает директор, не получится? Раз уж газовики помогают.
– Новую нет резона. Зачем же бездумно расходовать деньги? В нашем районе 22 школьных здания и каждое заботы требует. В 2006 году будет построена школа в отдаленном поселке Вертикос. Потому что детей на учебу оттуда ни на чем не подвезешь. Наши края – это знаменитые на весь мир Васюганские болота. Разве что на вертолете летать… А из Павлово в Каргасок автобусы ходят.
– Ну хорошо. А как вы считаете, почему в Павловскую школу молодые специалисты не едут. Жилья нет? Я слышала такую версию.
– Не думаю, что это так. Жилья у них более чем достаточно. Дома пустуют, брошенные. Разъезжается народ. Совхоз-то развалился. Молодым интереснее у нас работать, в районе. Но повторяю: и тем, кто сегодня трудится в Павлово, мы создадим условия, капитально отремонтируем школу. Надо только еще немного подождать.
– Директор Стальных упомянул в своем письме о переходе на подушевое финансирование. Он совсем не рад. И, честно говоря, я его понимаю: если совхоз развалился, молодых мало, откуда возьмутся дети? Не старикам же рожать! Значит, новые ребятишки в его школу не придут? И, следовательно, «не придут» деньги? Я права?
– Да, в 2006 году мы действительно переходим на нормативно-подушевое финансирование. И Геннадию Николаевичу придется теперь покрутиться…
Вопрос о том, научили ли директора Павловской школы «крутиться», а также понимать, что такое новая финансовая политика в образовании, я решила задать теоретикам. А заодно спросить, почему, как утверждает Стальных, ученые уже много лет носа в его село не показывают. Снова звоню в Томск, в Институт развития образовательных систем Российской академии образования. На звонок отвечает заместитель директора Сергей Ануфриев.
– Вообще-то это не совсем так, – изумился Сергей Иосифович. – Два серьезных семинара по профилизации сельской школы провел в Каргасоке старший научный сотрудник Константин Павлович Свидерский в 2004 году. Приезжает туда и директор томской школы «Эврика – развитие» Людмила Михайловна Долгова. Ей всегда есть что рассказать сельским учителям. Ее школа – опытно-экспериментальная площадка нашего института. Встречается с педагогами и сотрудник Центра развития образования Александр Иванович Панов.
– Может, этого мало?
– Более частые поездки проблематичны. Томская область – тайга и болота. Автобус до Каргасока идет более 8 часов.
Вот так ответ на мой вопрос по поводу экономической учебы директоров сельских школ остался, что называется, незамеченным. У меня сложилось впечатление, что его не столько обошли молчанием в нашем телефонном разговоре, сколько об этом вообще просто-напросто забыли позаботиться.
Напомню, что наша газета регулярно проводила в 2005 году теоретические занятия на эту тему в специальной рубрике «Управление: школа для менеджера». Мы будем их продолжать и дальше.
P.S.
Читайте «УГ». И пишите нам в «Директорский клуб». Рассказывайте о своих проблемах. Мы будем стараться разрешать их вместе с вами. А что касается капитального ремонта Павловской школы, состоится ли он в 2007 году, мы вам расскажем через год. Обещание районного отдела образования у нас на контроле.
Комментарии