Активность каждого полушария мозга требует соответствующей организации процесса обучения
На старте – нейропедагогика
ти настойчивые звонки из Тольятти вызывали недоумение и некоторую гордость: надо же, как долго помнятся наши публикации! А недоумение – потому что обращался человек вроде бы не по адресу. “Моего сына не взяли в гимназию. Но это единственная школа, которая ему подходит! В обычной мальчик просто пропадет! Директор сказала, он набрал слишком мало баллов. А по статьям в “Учительской газете” она знает, что есть только один человек, с которым есть смысл проконсультироваться. Это Тамара Хризман. Помогите разыскать телефон или адрес…” Доктор биологических наук, руководитель многолетних исследований, связанных с функционированием детского мозга, Тамара Хризман действительно специалист уникальный. Но у нее, как мы писали, проблемная научная лаборатория, где индивидуальным консультированием никогда не занимались. Здесь и условий нет для этого! А голос молодой женщины звучал так отчаянно, столько было в нем веры в то, что нужна тут именно нейропедагогика… Потом звонила директор гимназии. Сказала, что год назад прочитала все наши публикации под этой рубрикой, очень жалеет, что не сумела попасть на семинар, организованный “Учительской газетой” вместе с лабораторией Хризман, существовавшей тогда в Институте образования взрослых РАО. И Тамара Петровна дрогнула, согласилась встретиться с мальчиком.
Малыш оказался действительно довольно необычным ребенком. При весьма высоком интеллекте – психологические тесты свидетельствуют об этом достаточно убедительно – вел себя порою как трех-четырехлетний несмышленыш. А если прибавить сюда эмоциональную истощаемость, которую сразу отметила коллега Хризман, ведущий специалист лаборатории Валентина Еремеева, обучать такого первоклассника в обычных условиях было бы весьма трудно. Энцефалограмма же (запись электрических токов мозга) показала отклонения, которые могут свидетельствовать о разном, в том числе – о талантливости. Во всяком случае невропатолог, со своей стороны осмотревшая мальчика, присоединилась к мнению, что все эти особенности могут скомпенсироваться, если ребенок попадет в руки хорошего педагога и будет обучаться в щадящем режиме. Откладывать на год поступление в школу, как предлагали некоторые специалисты в Тольятти, не следует.
Но если ситуация с мальчиком стала более-менее ясной, непонятно было все-таки, что же там за гимназия. По рассказам мамы, школа в лесу, маленькие классы, много времени для отдыха, игр и в то же время – музыка, два языка, хореография… Детей возит специальный автобус. Утром – на уроки, вечером – домой.
Через месяц после начала учебного года – новый шквал звонков. И мама, и директор гимназии зовут Тамару Петровну в гости: посмотрите на своего “клиента”, он – прелесть, и на других ребят. У нас столько интересных наблюдений, вопросов, планов… В Новосибирск Хризман не смогла выбраться. В Красноярск сьездить здоровье не позволило. А тут все сложилось на редкость удачно, и поездка в Тольятти наконец-то состоялась.
Наверное, всегда немаловажно, где именно расположено учебное заведение, как выглядит. И очень здорово, если можно уединиться с ребятишками где-то в лесу, помочь им сосредоточиться, отвлечься от пестрой городской среды. Но тогда и ответственность взрослых особенно велика: удастся ли им создать тут мир по-настоящему добрый, умный, наполненный занятиями увлекательными и единственно полезными для ребят. Не окажутся ли они лишенными чего-то очень важного – ну хотя бы умения адаптироваться и успешно существовать в условиях большого города? Вопросов много. А пока за время недолгого визита Тамара Петровна увидела здесь людей, действительно полностью сосредоточенных на детях. Учителей и воспитателей, задавшихся целью создать условия, максимально благоприятные для развития всех способностей ребенка, воспитывать не только разум, но чувства, волю, интуицию. Общаясь со своими подопечными с восьми утра до пяти вечера, имея возможность наблюдать, сравнивать, думать, многие из взрослых научились чутко замечать детали, тонкие особенности отношений, поведения, обычно ускользающие в будничной школьной суете. А в чем причины, каков психологический механизм тех или иных реакций ребенка, изменений, продвижений, какова, если так можно выразиться, анатомия чувств и деятельности мозга – этого никто, нигде и никогда учителю не рассказывает. Все его пробы, поступки, находки – порою поистине гениальные! – все на ощупь, наугад. За пять дней, проводя семинары с учителями, встречи с родителями, обследования первоклассников и некоторых из старших ребят, Тамара Петровна успела сделать достаточно много. Но, как выяснилось, все-таки мало для того, чтобы директор гимназии Эмма Гурциева хотя бы на время успокоилась.
Потрясенная “новым открытием мира”, как назвала она эту встречу с Хризман, Эмма прилетела в Санкт-Петербург, в центр “Талант”, где работает одна из лабораторий нейрофизиологов, чтобы познакомиться с коллегами Тамары Петровны, с директором центра Ольгой Гордеевой, встретиться со здешними педагогами и психологами. Здесь все вместе мы еще раз убедились, насколько неисповедимы пути Господни. Беженка из Душанбе, так много там потерявшая, учительница русского языка и литературы осетинка Эмма Гурциева в абсолютно незнакомом ей прежде городке Тольятти открывает негосударственное учебное заведение, о каком прежде могла только мечтать, только в самых счастливых снах видела. Сначала ее проект совпадает с намерением руководителя банка “Лада” Вячеслава Смирнова. Под его покровительством гимназия создается. Потом, после краха банка, осиротевшее учебное заведение поддерживает глава администрации города Николай Уткин. Но это – потом. А тогда, весной и летом 1993-го, за несколько месяцев удалось не только надежно отремонтировать для круглогодичного пользования один из брошенных загородных пионерских лагерей, но и собрать замечательный педагогический коллектив, сделать единомышленниками людей, многие из которых были раньше незнакомы друг с другом. Установить прочные связи с разными лабораториями РАО в Москве. Привезти туда на стажировку своих будущих коллег, заключить договор о сотрудничестве.
Теперь, через четыре года, можно сказать, что программа с мощным блоком предметов эстетического направления, а главное – люди были собраны здесь безошибочно. Занятия для всех детей без исключения в полном обьеме музыкальной школы, хореография, изо, история искусств, культура общения с первого класса плюс общеобразовательные дисциплины с углубленным изучением двух иностранных языков – этот набор стал почти классическим для многих гуманитарных школ. И поездки по России – на родину Есенина, в Ясную Поляну, Болдино, Михайловское – тоже довольно обычны – для тех, конечно, кому удается найти спонсоров! Но особо стоит отметить, наверное, счастливую возможность создать в этой гимназии такие условия для учителей, чтобы они не брали большую нагрузку, могли здесь же, в лесу, отдохнуть, почитать, подумать или заняться любимым делом в городе. Отсюда спокойные, улыбчивые лица, внимательные глаза, готовность терпеливо выслушать каждого ребенка – в классах от 6 до 16 человек, работа без оценок, итоги подводятся с помощью тестирования по тематическим блокам.
Казалось бы, живите и радуйтесь! Зачем вам какая-то нейропедагогика, если за ней приходится ездить так далеко? А Эмма Ильинична, взволнованная, яркая, с сияющими черными глазами, выглядит человеком, у которого именно сейчас решается судьба. На Тамару Петровну и ее коллег смотрит, как на спасителей: “Мы же должны понимать, что делаем! Результаты получили, а почему, отчего толком-то не знаем. Какие именно механизмы детского мозга запускаем, правильно ли используем, какие потенциальные возможности ребенка оставляем невостребованными, понятия не имеем. Индивидуальный подход на уровне догадки, интуиции нас больше не устраивает. А чтобы разобраться глубже, нужны специальные знания. Вас сам Бог послал!” – темпераментно радуется Эмма.
Выходит, спрос на знания о механизмах мышления, эмоциях, латеральных (лево-правополушарных) предпочтениях – этап, который начинается лишь после того, как учитель получает возможность вздохнуть свободнее, внимательнее вглядеться в каждого ребенка, задуматься, что происходит, когда дети выполняют то или иное задание взрослого. Эмма Ильинична, например, и ее коллеги видят, как разительно отличаются их воспитанники от новичков в той же гимназии и от других ребят в городе. Однако даже определить эту разницу, описать ее могут только в самых общих выражениях. Но не зная, когда и почему, какие именно перемены происходят, невозможно грамотно управлять этими процессами, предвидеть последствия. До сих пор школу вполне удовлетворял сиюминутный видимый результат. Но та же музыка может преподаваться совершенно по-разному, если иметь в виду не подготовку инструменталистов и солистов, не хор – победитель областных и республиканских смотров, а максимальное развитие слуха, воображения, чувства ритма, темпа и умение отмечать сразу несколько параметров – высоту звука, его силу, длительность, эмоциональную окраску… А работа с цветом, линией, пространством листа – сколько она таит возможностей для развития самых разных способностей, особенно в младшей школе! Педагоги, которые уже увидели это, чувствуют, как не хватает им новых знаний о ребенке, как необходимо более тонкое изучение его психики, способов восприятия и переработки информации. Его и своей! Прелесть освоения нового пласта знаний, их особая притягательность в том, что и в себе самом учитель сможет тогда разобраться гораздо лучше, глубже. И это абсолютно безопасно, приятно, поскольку речь идет вовсе не о показателях: плохой-хороший, лучше-хуже. А о таких особенностях, которые не оцениваемы и не судимы. Лево-правополушарная активность мозга, к примеру, обьективна. Она не плоха или хороша, а просто требует соответствующей организации процесса обучения.
Похоже, несмотря на все наши беды и трудности, все-таки приходит время нового отношения к ребенку, его способностям, возможностям, потенциалу, заложенному природой. Потенциалу, о котором мы лишь догадывались прежде, но никогда не изучали, не умели, а то и боялись использовать. И в детях, и в себе.
Нина ПИЖУРИНА
Санкт-Петербург
Проблема
Компьютер, скажи “А”
ертовщиной” называют компьютер бабушки и дедушки, а те, кто помоложе, зачастую теряются, видя массу кнопок и слыша таинственные слова “Пентиум” или “Виндоуз”. Между тем сегодня умение обращаться с “чертовщиной” становится одним из основных условий приема на работу, как умение читать или писать. Школа взялась помочь растущим поколениям освоить компьютер, и тогда в расписании (где-то между историей и геометрией) поселилась ИНФОРМАТИКА.
Денег у нашего образования на заграничные “агрегаты” не было, да и кому они нужны, заграничные. Ведь у нас свои есть: в классах стали появляться “Агаты”, ДВК и УКНЦ. Посему дети занялись усиленным изучением языков программирования, двоичных кодов, жутких алгоритмов и адресов памяти (и зубрят все это… до сих пор). Родители гордятся: наши дети будут умнее нас, будут знать то, чего никто из нас не знает… И действительно, домашнее задание за ребят никто, кроме студентов специальных технических вузов, не сделает, да и те обычно не могут понять, зачем школьникам доисторические палки-копалки типа “бейсика”, ведь вряд ли школа сознательно готовит специалистов по истории программирования… Но так уж сложилось, что наша промышленность всерьез “персоналками” не занималась. В то время как за рубежом развивались компьютерные гиганты, сделавшие ставки на производство персональных компьютеров.
Пока же лишь шесть процентов российских школ обладают современной зарубежной техникой, а значит, во всех остальных – наши “гробы” или совсем ничего.
Вопрос “что делать?” мучил многих: от богатых родителей, которые в итоге покупали в школу компьютеры (повезло!), до депутатов Государственной Думы. По ходу дела уходили и время, и деньги: для избранных школ закупались, таким образом, даже “Пентиумы” и “Эпл-Макинтоши”, а в остальных было хоть шаром покати!
В конце концов нашлись-таки светлые головы, предложившие оптимальный по времени и деньгам, а главное, эффективный проект. Идея принадлежала инженеру-расчетчику систем космической энергии Э.Е.Новицкому, а поддержал и развил ее тогда еще депутат Гос.Думы, а сейчас эксперт группы поддержки парламентской работы в ДВР Г.И.Задонский. Он обьяснил суть проекта так: государство, вместо того чтобы тратиться на дорогие “Пентиумы” для избранных школ, могло бы на те же деньги скупать гораздо большее количество IbM-286-х. Ведь общий принцип работы у всех поколений – один и тот же: от пользования “двушкой” (так называют 286-й) можно, не ломая голову, перейти к “трешке”, “четверке” и т.д.
Да и запросам школьника 286-е полностью соответствуют: они информативны, удобны в обращении. При желании их можно модернизировать, и “подтянуть” компьютеры до уровня следующих поколений. К тому же на той же “двушке” (было бы желание!) можно научить любого общению с компьютером. А этого для большинства не имеющих пока ничего вполне достаточно. Тем более что приобрести 286-е можно и на благотворительной основе в США.
И поэтому депутат Задонский с помощью спонсоров оснастил 286-ми три московские школы. Но как здесь “обойдешься” без специального документа Министерства образования – в других школах ни о каких компьютерах без такой бумаги ничего не хотели слышать. Из министерства же отвечали Задонскому словами о том, что нужно “переломить ситуацию” и во что бы то ни стало дать детям все самое лучшее, т.е. компьютеры на уровне “Пентиумов”. Но прошло уже два года, и министерство наконец одобрило проект Задонского, о котором уже не раз успели написать в прессе, а главное, который смог бы сдвинуть с мертвой точки проблему многих школ в обучении компьютерной грамотности! Но “одобрять” не значит “содействовать”, а тем более “действовать”. Поэтому “воз и ныне там…”
Возможно, что Задонский и прав, считая, что проект следует как можно скорее вывести на уровень целевой правительственной программы. Конечно, эта проработка по инстанциям – сложная, напряженная работа (странно, если бы было иначе, учитывая количество инстанций!)
– Еще этот вопрос о правительственной программе, очевидно, можно было бы решить в рамках комиссии “Гор – Черномырдин”, связанной с техническим обеспечением, – говорит Задонский, – но в принципе регионы могли бы принять решение и без федерального правительства, “на местах”, ведь речь идет о времени и о поколениях тех, кто останется за пределами современного информационного общества.
Но слова словами, а дела делами: авторы “одобренного” проекта так и не получили ответа на письма к правительству, тогда еще вице-премьеру Ю.Ф.Ярову с просьбой рассмотреть вопрос о правительственной программе. Время идет. Возможно, есть и другие пути. Конечно, проблему компьютеризации школ можно решать по-разному. Предложить способ – один из реальных. А дети растут… Ведь иные так и не узнают даже, как включить компьютер и набрать на его экране свое имя. Пусть хоть знают имена тех, кто хочет им помочь и кто не очень торопится этому содействовать.
Виктория МАКСИМОВА
Комментарии