search
main
0

Звонкие принцессы и глухие принцы Урок в 6-м классе на тему “Правописание приставок на “З-“, “С-“

Цель: Познакомить учеников с написанием изменяемых приставок на “з-“, “с-“.
Задачи: Образовательная: научить правильно писать приставки.
Развивающая: Научить детей способу различения букв з и с на конце приставки, рассуждению, логике ответа.
Воспитательная: воспитывать внимание, умение объективно оценивать свои знания.
Коммуникативная: учить ребят умению общаться друг с другом, умению убедительно доказать свою точку зрения, тактично сделать товарищу замечание по ответу, исправить его.

Ход урока
Проверка домашнего задания:
1. Игра “Четвертый лишний” (3-4 мин.)
На доске слова: “подосиновик”, “подорожный”, “подоконник”, “пододеяльник”.
Задание: Найти четвертое лишнее и обосновать свое утверждение.
Ответ ученика: Четвертым лишним является слово “подорожный”. Оно отличается от других слов по двум пунктам.
Во-первых, во всех словах приставка “под-“, а в слове “подорожный” – приставка “по-” (графически выделяет корень и приставку); во-вторых, все слова отвечают на вопрос “что?” и являются именем существительным, а слово “подорожный” отвечает на вопрос “какой?” и является именем прилагательным.
Учитель: Какой вывод можно сделать на основе этой работы?
Ученик: Для того чтобы правильно писать приставку, надо ее видеть, правильно найти корень, учитывая лексическое значение слова.
Учитель: Какой тип речи был использован при ответе на вопрос?
Ученик: При ответе на вопрос было использовано рассуждение.
Проверка письменного домашнего задания (7 мин.)
1-й вариант: N 405 – взаимопроверка, выставление оценки за домашнюю работу. Устный ответ друг другу на устный вопрос упражнения. (Или работа консультантов до урока).
2-й вариант: N 407 – на доске ученик выписывает слова с пропущенными буквами, объясняет задание всего упражнения.
3-й вариант: Чтение самостоятельно подобранных пословиц, ученик называет слова с неизменяемыми приставками.
(1-й в. и 2-й в. показывают готовность воспроизвести правило, применение усвоенных знаний в стандартных ситуациях; 3-й в. – творческое использование знаний и умений в личностно-ориентированных заданиях).
Обобщение повторения
Как называются приставки, с которыми мы познакомились на предыдущем уроке и вы работали дома? (Неизменяемые)
Почему они так называются? Назовите их.
(При проверке и повторении репродуцируются, воспроизводятся знания).
Почему нужно изучать эти приставки?
Ученик: Чтобы правильно писать.
Учитель: А еще для чего?
Ученики затрудняются ответить.
Учитель: Прочитайте еще раз правило, там есть подсказка.
Ученик: Есть другие приставки, например на “з-” и “с-“, которые подчиняются другому правилу, следовательно, надо уметь отличать их.
Учитель: Итак, какие приставки мы изучили?
Ученик: Приставки, написание которых не зависит от произношения, так называемые неизменяемые приставки.
Учитель: А какие приставки мы сегодня будем изучать?
(Ученики не просто повторили изученное, но уже актуализировали те положения, которые необходимы для дальнейшей деятельности на уроке).

Сообщение нового материала
(Посредством следующего логического ряда вопросов и лингвистической сказки учитель подводит класс к формулировке поисковой (учебной) задачи, ориентирам и мотивам ее изучения).
На доске:
И…давала
ра…грузила
во…двигала
и…писала
ра…пустила
во…кликнула
Задание: Прочитайте слова, выделите корень, обратите внимание на первую согласную корня.
Проблемный вопрос: Почему одна и та же приставка пишется то с буквой “з”, то с буквой “с”?
Учитель: А теперь послушайте сказку и, подумав, постарайтесь дать ответ на вопрос, который поставлен.

Сказка – ложь,
да в ней намек
Сказывают, жила когда-то гордая королева З в стране Грамматики. И были у нее прекрасные дочери: Низ-, Воз-, Вз-, Из-, Раз-, Чрез-. Были они звонки и дружили только со звонкими согласными. Но принцессы были до того любопытны, что отпросились у матери посмотреть соседнее королевство. Ранним утром, когда все спали, они выбрались из замка. Путь предстоял нелегкий. Они шли и шли, но вдруг вдали, сверкая на солнце, показался прекрасный город. Сестры обрадовались. Но в этом городе жили только глухие согласные. Когда они постучали в ворота, показалась глуховатая буква С и спросила: “Что вам угодно?” – “Мы пришли посмотреть, как вы живете”, – ответили принцессы звонкие. “Милости просим. Но вы войдете в наш город, когда расстанетесь с буквой “З” и поменяете ее на меня”, – ехидненько улыбнулась “С” и добавила: “Не забудьте, принцессы, что приставки “раз-“, “воз-“, “чрез-“, “без-” быстро меняют “з” на “с”!”
Принцессы согласились и сумели войти в город. Но при каком условии им это удалось, ребята?
Ответ учеников на проблемный вопрос сказки.
Ребята вновь обращаются к словам на доске.
Работа в группах.
Задание N 1 (для всех): Запишите слова, данные на доске, в тетрадь в два столбика, вставьте пропущенные буквы в приставки, выделите корень, приставку, проанализируйте слова, обратите внимание на первую согласную корня.
Задание N 2 (1-я группа): Произнесите вслух слова первого столбика и сделайте вывод о том, что слышится и что пишется на конце приставки, выясните причину написания, посоветуйтесь и обсудите его друг с другом.
Один ученик говорит вывод вслух: В словах первого столбика (читает их) в приставках “из-“, “раз-“, “воз-” слышится и пишется звонкая “з”. Это зависит от первой звонкой согласной корня. Перед звонкой согласной пишу звонкую “з”.
Учитель: Проговорите этот вывод друг другу, потом повторите в уме, про себя. Оцените свой ответ, поставив оценку на полях тетради.
Задание N 3 (2-я группа): Произнесите вслух слова второго столбика и сделайте вывод о том, что слышится и что пишется на конце приставки, выясните причину написания, посоветуйтесь и обсудите его друг с другом.
Ученик говорит вывод вслух.
Учитель, выслушав его ответ: Проговорите этот вывод друг другу, потом повторите в уме, про себя. Оцените свой ответ, поставив оценку на полях тетради.
Задание N 4: Теперь попытайтесь ответить на главный вопрос урока: почему одна и та же приставка пишется то с буквой “з”, то с буквой “с”.
Посоветуйтесь друг с другом, постарайтесь сформулировать общий вывод, то есть составить правило о написании “з” и “с” на конце приставок.
(Ученики работают в парах, обсуждают и проговаривают вывод). Выслушиваются ответы 1, 2, 3, 4 детей, учитель с помощью учеников правит их ответы и приближает к правилу, лучшие высказывания проговариваются вслух, а затем друг другу).

Закрепление изученного материала
Задание N 5 (выполняет весь класс):
1. Графически смоделируйте (обозначьте) ваши знания о правописании приставок на “з-“, “с-“, придумав свои слова.
На доске и в тетрадях запись:
Разговаривать Рассуждать
(Проговаривание и рассуждение хором).
2. Сформулируйте алгоритм, порядок рассуждения при написании приставок на “з-” и “с-“.
(Обсуждение и запись алгоритма на доске и в тетрадях).
Алгоритм:
1. Выделить корень.
2. Обозначить первую букву корня.
3. Определить, глухая или звонкая согласная буква.
4. Применить правило.
(Проговаривание алгоритма хором).
Учитель дополняет информацию: на странице 172 даны еще приставки на “з-“, “с-“, прочитайте их, проговорите их друг другу.
Задание N 6 (для всех) – первичная тренировка.
Выполнить N 408, провести взаимопроверку, взаимооценку.
Подведение итогов (рефлексия)
Проговаривание ответов в группах.
Вопросы:
1. Какая была цель нашего урока?
2. Какие приставки на “з-” и “с-” вы запомнили?
3. Как они называются в сравнении с приставками, изученными на прошлом уроке?
4. Какую графическую модель вы составили?
5. Каков алгоритм условия выбора написания “з” и “с” на конце приставки?
Оцените теперь каждый свой уровень усвоения темы, поставьте оценку на полях тетради.
Контроль знаний
Диктант по перфокарте с самопроверкой (20-25 слов). Ключ к проверке, данный на доске учителем, открывается после диктанта, ученики сами проверяют свою работу и оценивают ее по критериям, данным на доске:
“5” – 0 или 1 ошибка;
“4” – 2 или 3;
“3” – 4;
“2” – 5 и более.
Хорошие оценки выставляются в журнал и в дневник
Обобщение: На какие две группы делятся все изученные нами приставки?
Ответы:
1) Приставки, написание которых не зависит от произношения, – неизменяемые.
2) Приставки, написание которых зависит от последующей согласной, то есть от первой буквы корня, – изменяемые.

Домашнее задание
3-й в. N 409, правило выучить.
2-й в. Выписать из словаря по два слова с каждой приставкой (12 слов), графически обозначить орфограмму, подготовить объяснение написания слов по алгоритму.
1-й в. по выбору: найти и записать пословицы с данной орфограммой, составить кроссворд, найти стихи, составить лингвистическую сказку.
Любовь КЛИМОВА,
учитель русского языка
Сясьстройской средней школы N 1

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте