search
main
0

Звонки отменяются. Методическая разработка урока-похода «Малая родина»

Творческая активность учащихся значительно возрастает, если в учебный процесс включена система полевых занятий. Научная географическая картина мира, возникающая в сознании школьника, становится более яркой, насыщенной, запоминающейся, значимой, близкой. Таким образом, природно-социальное окружение превращается в учебно-тренировочный полигон, активно и постоянно воздействующий на физическое и эмоционально-психическое развитие подростков. Это в свою очередь помогает увидеть, понять и полюбить свой родной край, свою малую родину. Полевые занятия, экскурсии – необходимый элемент гражданского и патриотического воспитания учащихся.

Высокая педагогическая цена учебного дня на природе объясняется тем, что здесь ребенок самостоятельно осваивает предметы и явления в их подлинном, натуральном виде, а не опосредованно через рассказ учителя, часто довольно скучный, хотя и сопровождаемый демонстрацией иллюстраций и наглядного материала. Только здесь, вне стен школы, есть то, чего так не хватает «учебной скамье», – живое восприятие реального мира и личный практический опыт его освоения. Практико-ориентированное образование готовит школьника к жизни в современном обществе.

Я не ратую за разрушение до основания обязательной системы «класс – урок – предмет». Но я за постоянное расширение форм проведения урока.

Уже давно вошли в практику предметные экскурсии и комплексные уроки. Одна из радикально новых форм – урок-поход, т.е. учебный день на туристской тропе. Учитель географии может рассказать детям об истории родного поселка, географических аспектах расположения населенного пункта, о его экономических связях, об экологической ситуации.

Первое приближение к цели

Проведение учебного дня на местности, как и всякое новое дело, требует основательной подготовки. Сначала надо решить несколько принципиальных вопросов, а именно:

1. С кем будет проводиться урок-поход (сколько классов и какие именно будут в нем участвовать)?

2. Какие учебные предметы (история, экология, а возможно, и физкультура) и какие именно темы войдут в расписание учебного дня (с вариантами)?

3. Кто из учителей будет проводить такие уроки и кто будет помогать им в этом необычном предприятии?

4. Где будет проводиться урок-поход (полигон, маршрут с вариантами)?

5. Сроки проведения.

На первых порах не следует увлекаться количественной стороной дела. Сначала лучше провести однодневный урок-поход с двумя-тремя классами одной параллели и включить в него не более двух, от силы трех учебных предметов.

В отношении даты проведения надо учесть еще одно обстоятельство: успешное проведение учебного дня на природе в значительной мере зависит от погодных условий, а их заранее предугадать невозможно. Планировать проведение урока-похода надо на благоприятный в погодном отношении период, который известен в данной территории по многолетним метеорологическим наблюдениям, но все же назначение конкретной даты будет условным, предположительным.

Главному организатору урока-похода (в нашей школе эту должность занимаю я) прежде всего надо хорошо вникнуть в общие требования к полигону для проведения мероприятия. А требования эти таковы:

1. Полигон должен как можно более полно удовлетворять учебным, познавательным задачам урока (т.е. быть информационно насыщенным).

2. Полигон должен быть комфортным, т.е. обеспечивать безопасное и компактное прохождение маршрута без лишних затрат времени на подходы к объектам изучения. Кроме того, он должен также максимально удовлетворять бытовым потребностям участников.

3. Полигон должен быть красивым в природном отношении, чтобы участники были очарованы красотой окружающих мест.

Продумывая второй пункт проекта мероприятия (учебные предметы и темы уроков), нужно заранее составить список природных объектов, которые должны быть на полигоне для успешной реализации задуманного дела. Ведь учителю биологии, например, нужен не лес вообще, а такой участок, где можно показать ребятам сплошной ельник, или минерализованную защитную полосу в сосновых посадках, или лесовосстановительные работы, в которых школьники примут посильное участие. То же самое можно сказать в отношении гидрологических объектов. Учителю географии по теме урока нужны пологие или обрывистые берега, участок русла с хорошо выраженными меандрами, пойма залесенная, пойма заболоченная, старицы, перекат, канализованный участок русла и т.д.

Главный организатор должен сразу же позаботиться о картографическом материале: для общей ориентировки он может обойтись обзорной административной или тематической картой области, а когда будет разработан маршрут или экскурсия, необходимо самостоятельно составить карту района.

Вполне вероятно, что после консультаций с краеведами или работы с картами у главного организатора появится несколько вариантов разных районов для проведения учебного дня на местности. Но даже если полигон намечен только один, ему придется выйти на место для обследования. Организатор должен заранее там побывать, чтобы получить представление о местности, объектах занятий, путях подходов, а также для того, чтобы договориться с местными работниками об их участии в мероприятии.

Второй этап – интенсивная подготовка

Теперь всем учителям и организаторам урока-похода необходимо собраться вместе, все обсудить в деталях и затем утвердить окончательный план-график учебного дня.

Конечно, идеально было бы такое совещание провести не в здании школы, а на месте будущих педагогических действий. Здесь каждый учитель смог бы глубже вникнуть во все детали, нашел бы интересные варианты хода будущего урока и во всяком случае имел бы свое собственное живое и конкретное представление о предметах, которые предстоит использовать на уроке в качестве «наглядных учебных пособий».

На совещании должна быть окончательно выработана графическая схема урока-похода. Ведь урок-поход отличается тем, что проходит в постоянном движении. Практически каждое новое знание, новое впечатление от изучаемого объекта или его частей требует перемещения, т.е. передвижения по какому-то маршруту.

Краткое содержание экскурсии «Русско-Высоцкое и его окрестности»

Село Русско-Высоцкое расположено к западу от центра Санкт-Петербурга, на 25-м километре Таллинского шоссе (раньше старинный Ямбургский почтовый тракт).

История села уходит в далекое прошлое. Свое название «Высоцкое» оно получило от одноименного подмосковного села, жители которого были переселены сюда по приказу Петра I в начале XVIII века.

В 1770-е годы село принадлежало графу Г.Г.Орлову (1734-1783 гг.). В это время здесь была построена для крестьян церковь Святого Николая Чудотворца. Во времена правления Павла I село было подарено полковнику Федору фон Шацу, который в 1836 году пристроил к церкви придел Святого Дмитрия Ростовского. В 1841 году его наследник продал имение Фекле Крестовской, поэтому мызу иногда называли Крестовской. По завещанию помещицы при церкви был выстроен второй придел, названый в честь равнопрестольной Феклы. Строительством руководил архитектор Львов. Сейчас от этой церкви остались лишь фундамент и полуразвалившиеся стены.

В 1863 году, после смерти Феклы Крестовской, село перешло по наследству ее родственнику – помещику С.Д. Вальватьеву. Позднее владельцем стал его сын Н.С. Вальватьев, который увлекался садоводством. У него были сад и оранжерея, где росли кокосовые пальмы, виноград, цитрусовые и другие субтропические растения. Террасы дома были увиты виноградом. В парниках был выведен сорт капусты «Вальватьевский», который выращивали жители близлежащих деревень до войны.

На карте Петергофского уезда 1898 года, составленной земской управой, можно видеть, что село Высоцкое относилось к Витинской волости. В селе было 155 домов и проживало 906 человек, в основном русских. Возможно, поэтому позднее его стали называть Русско-Высоцкое. На его территории находилась школа, земское училище, в котором учились 36 учеников, мыза. Крестьяне занимались земледелием, скотоводством, торговали глиняной посудой.

После революции Н.С. Вальватьев уехал за границу, оставив земли и усадьбу крестьянской коммуне. В годы гражданской войны Русско-Высоцкое оказалось под ударами войск Юденича. Когда установилась советская власть, здесь был организован колхоз «Завет Ильича», началась мирная жизнь. Крестьяне выращивали картофель и овощи.

Мирный труд селян был нарушен Великой Отечественной войной. Село было оккупировано немцами. При прорыве кольца блокады Ленинграда в Русско-Высоцком встретились передовые отряды советских войск.

После войны здесь был образован совхоз. Восстановились основные направления хозяйства: полеводство, животноводство, но особенно славился совхоз своими парниками и овощами.

Преобразилось Русско-Высоцкое в 70-е годы. В 1968 году на территории поселка вступила в строй птицефабрика «Русско-Высоцкая» мощностью 2 млн. бройлеров в год. С 1970 по 1990 год сильно изменился и облик поселка: появились многоэтажные дома, средняя школа, школа искусств, два детских сада, Дом культуры, поликлиника и больница, почта, магазины.

Сейчас Русско-Высоцкое – это административный центр Русско-Высоцкой волости, в состав которой входит 7 деревень с населением 7500 человек. Из-за близости к Санкт-Петербургу наша территория оказалась в высшей степени привлекательной для дачников, которые невольно вносят свои негативные коррективы в условия нормального существования животных и растений. Недостаток природоохранной культуры каждый год усиливает отрицательное воздействие человека на природные комплексы.

Культурно-исторические объекты:

1. Развалины церкви Святого Николая Чудотворца и часовня XVIII века, построенные из плит известняка на территории сельского кладбища.

2. Дот у дороги в поселок Русско-Высоцкое памяти Павлика Филимонова и ополченцев, оборонявших в 1941 году подступы к Ленинграду.

3. Дот в 500 метрах от Таллинского шоссе. На нем мемориальная доска, посвященная подвигу 12 бойцов. Окруженные врагом, они вызвали огонь на себя и погибли в неравном бою.

4. Обелиск на окраине поселка. Он установлен в конце 1944 года в память о снятии блокады Ленинграда, в честь встречи 19 января в районе Русско-Высоцкого воинов 2 и 42 ударных армий.

Природные объекты, нуждающиеся в охране:

1. Родник, дающий начало ручью Тяпка, который питает реку Стрелку, как и десятки других родников, текущих в лесу на западе от поселка. В ручей Тяпка стекают воды с очистных сооружений поселка, поэтому вода в нем очень грязная.

2. Старинный усадебный парк XVIII века, на территории которого находился усадебный дом Вальватьевых. Этот дом был варварски разрушен в 1978 году во время учений по гражданской обороне. До 1971 года здесь находилась начальная школа. На территории парка сохранились единичные экземпляры старых кленов. Особенно красив парк осенью. Его площадь ежегодно сокращается из-за строительства сараев, гаражей, погребов, стоянки для автомашин и других хозяйственных построек.

3. Лесопарк, площадь которого около 8 га. На его территории можно наблюдать разнообразные природные комплексы: еловый и лиственный лес с преобладанием березы и рябины, дубовая и березовая рощи, смешанный лес. Здесь встречаются популяции редкого для Ленинградской области вида семейства орхидных – венерина башмачка настоящего, занесенного в Красную книгу РСФСР. Кроме того, здесь произрастают большие популяции ландыша майского, ветреницы дубравной и купальницы европейской. Лесопарк играет важную санитарно-гигиеническую роль, очищая воздух, и служит любимым местом отдыха жителей поселка. Но необходимо заметить, что сами отдыхающие загрязняют его, вырубают деревья и кустарники, рвут в букеты охраняемые растения.

4. Родники в смешанном лесу на северо-западе от поселка, питающие лесное озеро и р. Стрелку.

Источники антропогенного воздействия на природу:

1. Несанкционированная вырубка деревьев и кустарников в лесопарковой зоне.

2. Свалка бытового мусора и отходов АОЗТ «Русско-Высоцкое» на поле за территорией фабрики.

3. Таллинское шоссе, связывающее Санкт-Петербург со странами Балтии. Из-за очень интенсивного потока автотранспорта происходит загрязнение воздуха выхлопными газами.

4. Котельная и кормокухня загрязняют воздух. Когда работает кормокухня, в поселке стоит неприятный запах, что, возможно, является причиной аллергических заболеваний жителей.

5. Сточные канавы, компостные кучи, хранилища помета являются основными источниками загрязнения грунтовых вод.

Рабочие площадки (остановки), на которых учитель будет обращать внимание учащихся на те или иные детали и признаки природного объекта, объяснять факты, отвечать на вопросы, можно обозначить цифрами. Необходимо рассчитать и записать в плане-графике (в виде таблицы) время, которое учитель затратит на продвижение по маршруту, объяснение учебного материала и наблюдения на рабочих точках.

Таким образом, в дополнение к схеме маршрута надо составить план-график, в котором учитель наметит, что он будет объяснять, показывать учащимся на каждой рабочей точке. (См. таблицу).

Для локальных объектов и некоторых уроков (например, урок труда – сбор семян, приготовление пищи на костре; урок геометрии – измерение высоты дерева, разбивка площадей и т.п.) нет надобности составлять схему маршрута.

Урок-поход может безболезненно продолжаться 90 мин и более (если вслед за теоретической частью проводятся практические работы, то и дольше).

Конечно, никаких звонков, оповещающих о начале и окончании урока, в лесу делать не следует. Поэтому должно быть заранее строго установлено расписание уроков и перемен, у каждого учителя должны быть сверены часы, и он сам должен следить за соблюдением режима занятий.

В день проведения данного мероприятия действует принцип кабинетной системы, т.е. каждый учитель должен находиться перед началом урока в начальной точке своего «предметного кабинета» – маршрута, встречать здесь класс, а по окончании урока провожать его в точку окончания (которая иногда может совпадать с начальной точкой урока-похода). Из этого следует, что каждый класс должен прибыть в точку сбора и находиться здесь в сопровождении другого учителя. Лучше всего – классного руководителя, если он сам свободен в лесу от уроков.

Но необходимо делать и общую пространственно-временную увязку всех уроков дня – их маршрутов и перемещения классов в пространстве и во времени.

Маршруты уроков, как правило, не должны быть очень длинными (в пределах километра), чтобы не расходовать много учебного времени на переходы между объектами наблюдений. Желательно, чтобы маршруты уроков выстраивались в цепочку друг за другом или замыкались на одну общую точку – центр. То есть нежелательны разрывы между уроками в пространстве. Но иногда ситуация диктует так называемые «холостые» маршруты, когда между двумя соседними по территории уроками необходим значительный переход (порядка километра и даже больше). Такой разрыв надо заполнять проходными наблюдениями (какие всегда делаются в обычных туристских походах), даже если они тематически никак не связаны ни с предыдущим, ни с предстоящим уроком.

Есть и другой вариант – превратить «холостой» переход в короткий (20, 30, 40 мин) «встроенный» урок, например, по ориентированию на местности или даже просто в активную переменку с игрой, загадками, викториной на ходу.

Разрывы могут быть не только пространственными, но и чисто временными (занят «кабинет»). Их также можно заполнять «встроенными» уроками или другими полезными делами.

Подготовка классов к уроку-походу

Теоретическая подготовка

Прежде всего необходимо привлечь детей к сотрудничеству. Можно, например, поставить перед ними вопрос: «Как вы думаете, ребята, зачем наша школа решила провести такой урок-поход?» Затем надо обсудить ответы-размышления ребят, может быть, поспорить вместе с ними и подвести их к верному пониманию задач предстоящего необычного учебного дня. Можно также предложить им понаблюдать за собой во время урока-похода, а после его окончания сделать небольшой анализ-заключение на тему «Что мне дал, чем понравился (не понравился) урок-поход».

Организационная подготовка

Учащихся надо познакомить с расписанием уроков на этот день и порядком их проведения, точно оговорить все сроки: когда сбор у школы, через сколько минут выход, сколько времени займет дорога и когда все вернутся по домам.

Затем необходимо подготовиться к практическим работам по учебным предметам: соответственно их содержанию распределиться по рабочим группам (звеньям), выбрать в каждой группе старшего. А главное – первично осмыслить содержание и задачи предстоящих практических работ.

Как и перед всяким туристским походом, надо распределить обязанности среди участников. Желательно, чтобы в группе были фотографы, художники, нужен ведущий дневника. Конечно, должна быть санитарка, вероятно, нужны дежурные по «кухне», дежурные по биваку (уборщики мусора). Если предстоит проходить автономно (без сопровождающего) какую-то часть маршрута до начала и после окончания уроков, нужны проводники, ведущие группу по маршруту.

С детьми, впервые собирающимися в поход, нужна обстоятельная беседа о правилах поведения, но не в форме голых запретов установок, а в виде ответов на вопросы: почему в походах возникает повышенная опасность для жизни и здоровья? Почему не следует шумно вести себя, громко включать магнитофоны? Почему у людей в походе возникает повышенная возбужденность и зачем ее нужно стараться сдерживать?

Надо объяснить ребятам, что нельзя после себя оставлять на поляне мусор, незагашенный костер, что после преодоления хотя бы и незначительного препятствия первые, кто его прошел, должны остановиться и дождаться, когда подойдут все остальные. Рассказать, кто такие проводники и замыкающие в туристской цепочке, какие у них обязанности.

Хозяйственно-техническая подготовка

Прежде всего – личное снаряжение. Бывалые туристы уже знают, что в поход всегда надо собираться по заранее подготовленному списку, и умеют составить для себя такой список личного снаряжения. Новичкам же придется его продиктовать и объяснить требования к каждому из предметов, назначение многих незнакомых им предметов и правила их подготовки.

Однако у нас поход необычный, и тут помимо обычного турснаряжения требуется еще и специальное, о котором ребята должны узнать от учителей подробнее. Портфели брать на такой урок нельзя – руки должны быть свободны, нужны маленький рюкзак или ранец или на худой конец плечевая сумка; простая школьная тетрадь тоже не годится без планшета из жесткого картона, на котором она закрепляется резинками. Надо рассказать, как сделать такой планшет с резинками и тесьмой (шнуром), чтобы надевать его на шею, объяснить, что в полевых условиях бумага может сыреть и поэтому лучше писать не ручкой, а простым карандашом, а к карандашу, линейке, компасу прикрепить шнур с петлей, чтобы надевать на руку или вешать на шею.

Учителя-предметники должны заранее познакомить учащихся с содержанием практических работ, дать им общее представление о специальном оборудовании: дети должны знать, что такое, например, вешка, мерная лента, маркировка и т.д., и научиться пользоваться всем этим, иначе урок-поход превратится в простое ознакомление с учебным оборудованием.

Полезно напомнить учащимся о бытовом снаряжении для похода. Надо обговорить и групповое снаряжение: костровище, посуду, клеенку-стол для раскладки пищи на земле, большой тент из полиэтилена – и, конечно, договориться об общих продуктах.

Дмитрий ЩЕРБАКОВ, учитель географии Русско-Высоцкой СШ Ломоносовского района, учитель года Ленинградской области-2003

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте