Каменноостровский дворец создал талантливый архитектор. Талантливым было решение отдать помещения дворца детям. И закономерным стало то, что в этом здании с 2015 года располагается одна из ведущих образовательных площадок Санкт-Петербурга – Академия талантов. Как видим, слово «талант» здесь является определяющим, и поэтому понятно, почему директор академии Ингрид Пильдес утверждает, что с юными талантами должен работать талантливый педагог.
Но найти такие кадры непросто. По словам руководителя образовательной организации, отличие Академии талантов от многих учреждений допобразования в том, что здесь проводится более углубленная подготовка по ряду направлений.
– Мы, можно сказать, заинтересованы в кадровых звездах, мы их ищем, – признается Ингрид Валерьевна. – И нужно заметить, у нас работает много молодых педагогов и молодых специалистов. Причем это не только педагоги дополнительного образования, но и педагоги-организаторы, на чьи плечи ложится функция проведения встреч, ознакомительных программ, позволяющих вовлечь детей в систему дополнительного образования, внеурочной деятельности. У нас также есть тьюторы, которые сопровождают индивидуальное развитие детей, проявивших себя в том или ином направлении. Есть и специалисты профильных смен, где ребята занимаются по краткосрочным углубленным программам, здесь, конечно, важен уровень экспертной компетентности педагога или специалиста. Опять же это человек, который не только владеет методикой, дидактикой, психолого-педагогическими навыками, но и человек, который может дать предметные знания, заинтересовать ими.
– Ингрид Валерьевна, все-таки почему вы делаете ставку на педагогическую молодежь?
– Мы ориентируемся на молодых педагогов, потому что они способны привнести межпредметность в то или иное направление. Они более гибкие, более коммуникативные. При всей консервативности системы образования мы понимаем: конкурентоспособность можно приобрести, если легко ориентироваться в быстро меняющемся мире. Современная педагогическая молодежь в этом преуспела, и нам есть чему у нее поучиться.
– Сложно ли вам как управленцу работать с такой разноплановой и талантливой педагогической молодежью?
– Очень сложно, потому что, как правило, молодые ученые, магистранты, аспиранты, специалисты погружены в свой предмет и как таковой методикой преподавания не владеют. Приходится их обучать, огромное спасибо за это нашей службе наставничества, нашим методистам. Возвращаясь к вопросу о ставке на молодежь, хочу дополнить свой ответ: мы видим точку роста нашей академии в том, что ищем поддержки методистов и специалистов с опытом, формируя, таким образом, разновозрастной коллектив.
– Зрелые, опытные специалисты и молодежь смотрят в одном направлении или бывают разногласия?
– Мне кажется, что разногласия – тоже своеобразная точка роста. Молодежь всегда амбициозна, ей всегда хочется большего, и это хорошо. Благодаря этому мы тоже выходим из зоны комфорта и, значит, не стоим на месте, развиваемся. В какой-то степени амбиции молодых дают возможность посмотреть на себя со стороны и понять, в чем есть дефициты, в каком направлении появляется возможность двигаться дальше.
Нас очень радует, что педагоги, в том числе молодые, приходят уже с пониманием ценности академии и тех целей и задач, которые мы транслируем. Большинство из них посещали наши семинары, бывали здесь на практике, становились участниками образовательных встреч. У нас много преподавателей, прошедших программы образовательного центра «Сириус», и этот опыт мы приветствуем, поскольку являемся региональной моделью центра и несем в себе его программные принципы.
– Но есть ведь таланты, которые уходят, не прижившись в коллективе.
– Среди преподавателей таких очень мало, и дело здесь не в «прижились – не прижились». Просто людям науки сложно вписываться в такой долгосрочный проект, как регулярные занятия с детьми. Хотя есть и обратные примеры, когда к нам приходят профессора из Санкт-Петербургского национального исследовательского академического университета имени Ж.И.Алферова Российской академии наук, Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого. Это исключительно люди науки, которые проходят путь от эксперта до педагога допобразования. И это счастье, когда понимаешь, что твоя система интересна людям глубоким, имеющим фундаментальные знания, глобально мыслящим, способным анализировать процессы в перспективе. Это в который раз убеждает, что мы все делаем правильно.
– Вы давно работаете с одаренными детьми, нет ли ощущения, что земля скупится на таланты?
– Конечно, нет! Сегодня идут тектонические сдвиги в обществе, в образовании. Наука молодеет, становится совершенно другой. Это какая-то новая взаимообогащающая история между молодежью и мэтрами науки, носителями фундаментального знания. Стираются границы, доминирует междисциплинарность, знания переносятся в реальный сектор экономики. Все это отражается на детях. Они занимаются инфогенетикой, инфохимией, биоэкологией, биотехнологиями, биоартом, развивают научную коммуникацию, работают с большими данными и т. д. Мультифункциональность – конкурентное преимущество современных школьников. Сейчас детям интересно все, и те, кто хочет идти вперед, используют для этого все возможности. Мотивация у детей очень высокая, причем не только на творческое, научное, но и на личностное развитие, и мы в академии стараемся поддерживать это в каждом ребенке. Нужно заметить, что большинство ребят понимают: талант – это не только увлеченность, но и трудолюбие. Поэтому в процессе обучения они стремятся получить новые знания, освоить новые компетенции, впитывают как губка все, что дает педагог.
Это накладывает на нас большую ответственность, ведь, что вложим, то и увидим на выходе. Дети, которые у нас занимаются, приходят «на педагога», и нам тоже важно, насколько ему комфортно в процессе педагогической работы. Нужно ведь не только выполнять системные задачи, которые от него требуются как от педагога допобразования, но при этом еще заниматься творчеством и способствовать личностному росту ученика. Так что, как хотите, но без педагогического таланта не обойтись.
В этом году мы открыли 120 групп дополнительного образования – это долгосрочные образовательные программы, где сейчас обучаются 1684 ребенка. И еще 4500 детей в течение этого учебного года станут участниками краткосрочных программ – профильных смен. Чтобы обучать всех этих ребят, уровень компетентности кадров должен быть достаточно высоким. Наши педагоги постоянно повышают свою квалификацию, участвуют в конкурсах, разрабатывают авторские методики, выступают экспертами на различных образовательных площадках, представляют свой педагогический опыт на международных и всероссийских конференциях. Так, например, в прошлом году на ежегодном всероссийском конкурсе в рамках федерального проекта «Успех каждого ребенка» команда наших педагогов стала абсолютным победителем в номинации «Художественная направленность», а медиапроект «Детское радио «Перемена» завоевал 3‑е место в номинации «Социально-гуманитарная направленность». Также в региональном конкурсе программно-методических материалов дополнительного образования детей Академия талантов получила Гран-при и стала победителем в номинации «Цифровые возможности». Мы гордимся победами наших педагогов и всегда поддерживаем их инициативы и стремления.
Справка
С 2018 года Академия талантов работает в статусе регионального центра по выявлению и поддержке одаренных детей. Стратегическим партнером академии является образовательный центр «Сириус», выстраивающий свою работу по направлениям «Наука», «Искусство» и «Спорт». Работа регионального центра согласуется с опытом ОЦ «Сириус» и ориентируется на специфику и образовательные возможности Петербурга.
Коллектив академии осуществляет подготовку и сопровождение школьников Санкт-Петербурга, направляющихся на тематические смены «Сириуса», развивает федеральные инициативы «Большие вызовы». Ключевыми образовательными форматами центра являются проектные программы, программы дополнительного образования, а также профильные смены, разрабатываемые в сотрудничестве с ведущими образовательными организациями города.
Наталья АЛЕКСЮТИНА, Санкт-Петербург
Комментарии