Пыль столбом. По потолку волокут рельсы, что ли. «Не рухнет?» – осторожно спрашиваю заместителя директора 818-й Зою Алексеевну Блинову. Уныло, неприютно, стыло. Одним словом, капремонт.
Рок и рок
«Тайная встреча», «Зимняя фантазия», «Амбиана»… Фиалки, фиалки, фиалки… в кабинете Зои Алексеевны.
Такой зеленый рай, где посреди нынешнего хаоса можно расслабиться и плыть дальше.
– А вот Елена Анатольевна всегда надо мной смеется: «Это, наверно, у нас филиал Ботанического сада».
Елена Анатольевна Челнокова, классный руководитель 11-го «А», в хлопотах: пять минут до окончания 7-го урока, и надо быстро собраться – одиннадцатиклассники едут в театр на «Амадея».
– Обратили внимание на интересное объявление на дверях туалета для мальчиков? – Зоя Алексеевна умеет быстро спустить с неба на землю – «По поводу курения – будете иметь дело с Челноковой Еленой Анатольевной».
Факультатив. На доске так называемый вопрос «С»: 11-й «В» готовится к ЕГЭ. Ребята должны представить, что произойдет, если гранулу цинка опустить в раствор хлорида цинка и описать признаки реакции. Работают, но краем уха прислушиваются к негромкому нашему разговору в дверях со своей учительницей Натальей Юрьевной Волжской.
– …Потом появилось то, что выросло в проблему наркомании. Причем никто совершенно не знал, что с этим делать в школе. И, собственно, до сих пор очень мало кто занимается конкретным содержанием проблемы. Это происходит потому, что человек, работающий по ней, функционально к ней не привязан. У нас к этому вопросу самое непосредственное отношение. Два года назад наши девочки, Марианна Занога, Дарья Сушкова и Ксюша Грачева, делали интересный проект «Наркотические вещества: иллюстрирование химическими опытами» и заняли 3-е место на конкурсе «Проектная неделя на Северо-Западе». А Матвей Солодков предложил свой компьютерный проект «Рок и наркотики».
11-й «В» окончательно «уходит» от дела, готовый вступить в открытый диалог.
Матвей Солодков:
– Прямой связи рока с наркотиками нет. Например, художественная богема увлекалась ими. Напрямую связывать «травку» с молодежной субкультурой… Ну, не знаю. Я сам хожу на дискотеки, но наркотики не пробовал.
– Почему вы вообще решили заняться этой проблемой? – спрашиваю Наталью Юрьевну.
– На мой взгляд, существуют некоторые общечеловеческие проблемы, которые можно рассматривать с разных сторон. Они в какой-то степени связаны с наукой и могут быть объяснены с научной точки зрения. И это проблемы социальные. А это как раз та уникальная ситуация, когда проблема общечеловеческая может быть конкретной для каждой семьи. То есть действительно значимой. Мне кажется, школа – это то место, где у человека закладывается мощное глубинное отношение к тому или иному явлению. В школе, на мой взгляд, возможно создавать такую среду, когда ребенок получает подобную внутреннюю убежденность. А делается это, конечно, разными способами.
– Согласитесь, Наталья Юрьевна, проблемные семьи есть в любом классе. Обычно ребенок из такой семьи стесняется говорить о своей беде.
– Когда ребенок видит, что это обсуждается и осуждается, но об этом можно спокойно говорить, ситуация меняется.
Разговор наш с Натальей Юрьевной совсем не случаен: 818-я – участник экспериментальной площадки «Наркомания: система профилактической работы в школе». Причем Волжская, почетный работник образования, лауреат премии мэра, – организатор площадки.
…Только ведь химия – не просто металл и пластмассы, лекарства и еда, да за что ни возьмись, на нее выйдешь. Для Натальи Юрьевны это еще и… поэзия.
– Химия – самый прелестный предмет. От математики и физики – работа с цифрами, с уравнениями. Интересные химические реакции, превращение чего-то во что-то, трогает тех, у кого преобладает эмоциональное восприятие. С другой стороны, есть и свои сложности, потому что нужно и какие-то вещи зубрить. Я убеждена, что химия – наука, которая объясняет мир. Кстати, всегда обращаю внимание учеников, что у многих великих химическое образование: Маргарет Тэтчер по специальности химик. Юрий Лужков закончил Губкинский институт. Владимир Путин – школу с углубленным изучением химии. Наконец, Ходорковский кончал РХКУ. Вся мировая элита. Не говоря уж о Конан Дойле и Шерлоке Холмсе – там химия сплошная кругом.
…Всегда трудно прощаться с выпускниками. Наталье Юрьевне – вдвойне. Она ведь классный руководитель 11-го «В».
– Вас воспитанники чаще радовали?
– Если б дети только радовали, было б скучно. А вот когда они сначала огорчают, а потом радуют, тогда да, все идет нормально.
Благословенный четверг
Все началось с… истории. В 1987-м в 818-й под руководством учителя Ирины Павловны Сафоновой открылись классы с углубленным изучением истории. Заключены договоры сотрудничества с Государственным Историческим музеем, его фондами и филиалами.
В 1988-м открылись физмат-классы, спрофилированные на МАИ. Затем – классы с углубленным изучением химии под кураторством Российского государственного технологического университета…
Проекты, проекты, проекты…
После занятий в фонде оружия ГИМа ребята берут интервью у организаторов французской выставки в Москве.
– А это оружие, с которым выходили декабристы на Сенатскую.
Подлинник. Как он читается, изучается, как, наконец, формируется устный рассказ о событии… Ученики Ирины Павловны Сафоновой «снимают кино»: их компьютерные проекты доведены до совершенства – до собственного озвучания.
– …Для того чтобы углубленно изучать историю, необходимо открыть все пласты – идейные, экономические, архивные, археологические… Чтобы ученик почувствовал себя в состоянии поиска. А это в массовом порядке делать нелегко. Большинство из тех, кто начинал в Москве, давно бросили, – рассказывает Ирина Павловна. – Если говорить о моей идее, то для ученика должна открываться наука – увлекательная, трудная, неподъемная.
Историческая библиотека, Российские государственные архивы, в том числе и военный архив – история Белого движения, история Красного движения Советской армии… Центр информационных технологий и учебного оборудования – система складывается поэтапно. В библиотеке проводятся семинары, идут специальные занятия, там дети пишут свои первые исследовательские работы. Плюс ко всему там они получают профессию младшего библиографа. В первый год обучения, в 10-м классе, ученики занимаются в основном историческим краеведением. В 11-м – фондовой работой, то есть изучением источников.
…Первый компьютер появился в 818-й не в кабинете информатики, в историческом. Подростки работают со всеми видами звукозаписывающей, видео- и телекомпьютерной аппаратурой. Это позволяет осваивать историю многомерно.
Кстати, свои проекты разрабатывают не только ученики, но и учителя. Сафонова – доцент Института открытого образования.
– У меня уже 17 учеников – лауреаты конкурса «Лидер».
– Я прихожу в школу без десяти восемь – дети уже сидят и работают. Уходишь в восемь – Ирина Павловна с детьми за компьютером. На последних звонках, – продолжает Зоя Алексеевна, – зал приветствует ее стоя.
Тут Ирина Павловна негодующе ворчит. Типичная учительская реакция, понятно. Но правда есть правда. Через исторические классы за эти годы прошли 376 ребят. Все они успешны, закончили вузы. Между тем…
– Приходили они к нам разными, – говорит Ирина Павловна. – Например, 8 детей – из классов коррекции. И я особенно горжусь тем, что семеро выпускников завершили историческое образование, защитив кандидатские диссертации. Одна девочка сделала открытие в археологии, будучи девятиклассницей. Домонгольский браслет, найденный во время раскопок на Манеже, был записан на нее. Несколько месяцев назад она стала кандидатом исторических наук. Редкое попадание. Наша профессия много дает. И разочаровывает много. Кажется, столько вложил в ученика. Но что-то в нем потом не получилось. А иногда «слабенький» приходит: «Ирина Павловна, вы знаете, мне так не хватает наших четвергов».
Четверг – выездной день, который отдается работе в музее или библиотеке. День поездок, споров, знакомств.
Флигель Карамзина
– «Ой, Елена Васильевна, вот здесь же, в этом флигеле писал «Историю государства Российского» Карамзин!» В октябре 9-классники ездили на экскурсию в Остафьево. И вот теперь на уроке увидели фрагмент видеофильма о «Русском Парнасе», – рассказывает Елена Васильевна Губенко, председатель методобъединения учителей русского языка и литературы. – В течение года мы достаточно часто выезжаем на экскурсии, связанные с литературным образованием. Причем не с развлекательной целью, а с определенным заданием. Я, например, свой класс вывозила в Ярославль. Главная цель – узнать все о том, где было написано «Слово о полку Игореве». Хотя музея как такового там нет, но есть отдельная экспозиция внутри Спасо-Преображенского монастыря. В прошлом году мы взяли для внеклассного чтения прекрасную книгу Ивана Шмелева «Богомолье». Прочитали и поехали в Троице-Сергиеву лавру. После этого на уроке обсуждали книгу. А там паломничество в лавру описывается. Так вот и мы прошли по пути паломников: а что увидели мы, что изменилось за 100 лет? Как мы воспринимаем все это? В результате два мальчика из моего тогда 8-го класса, кстати, математического, сделали компьютерный проект по литературе. Очевидно, их захватила живая история.
– Елена Васильевна, сложно сегодня заставлять ребят читать?
– Ну, наверно, когда поездишь, посмотришь, прикоснешься сам, вот и начнешь читать.
Парковые жемчужины
Кабинет у Ольги Ивановны Протасовой, как и у коллег, полностью оснащен, богат видеоматериалом, компакт-диски буквально по всем курсам. Есть и специфический гербарный. Что дает возможность работать на углубление изучения биологии.
– На мой взгляд, – говорит педагог, – это неплохо удается. Выпускники поступают и в Тимирязевскую академию, и в МГУ на психфак, и в стоматологический институт. И учатся увлеченно, возможно, потому что со школы захвачены исследовательской деятельностью.
– Речь идет о создании проектных материалов?
– Конечно. Но и маленькие дети, изучая курс зоологии, подготовили обзорную презентацию «Насекомые-архитекторы» по всем отрядам.
«Маленькие», замечу, для Протасовой – 7-классники.
– Не забывайте о музеях. Скажем, в Дарвиновском есть замечательная возможность для детей поработать самостоятельно. Они ходят со специальными брошюрами, а в витринах прописаны задания для них… Замечательное подспорье – материалы Палеонтологического, Тимирязевского музеев. Мы проводим там практические занятия. Дети берут материалы из музеев для того же оформления проектов.
– Ольга Ивановна, я наслышана о вашем с детьми совместном сборнике «Парки столицы». Это и было началом проектной работы?
– Да, «маленькие» пришли в 7-й класс. Ботаника, по старой программе. Их нужно было как-то заинтересовать Москвой и в то же время – растениями. Вот мне в голову и пришла такая тема. С папами и мамами они объездили все парки столицы, фотографировали Измайловский и Лосиный остров, Лефортово, Царицыно, Сокольники… Параллельно собирали информацию, касающуюся истории этих мест. Дети были очень довольны. Потом у нас было совместное занятие, где они презентовали все эти работы друг другу. Не представляете, насколько это внутренне обогатило каждого. А потом уж, когда появилась техника, возможности расширились, мы начали брать более сложные, более серьезные проекты.
– А сейчас?
– Хочется заняться, используя возможности оформления презентации в комплексном варианте, серьезной исследовательской работой, непосредственно биологической.
…В живом уголке живут пока очаровательные японские мышки. Не смейтесь, они здесь – для дела. У Протасовой есть задумка проводить с «маленькими» исследования разных раздражителей.
Конечно, перемена статуса – большое благо для детей, а для нас – большая ответственность. Лично я должна спланировать, придумать какие-то новые формы работы для того, чтобы детей еще больше заинтересовать, обеспечить их потребность в знаниях.
Стоп. Вот мы и подошли к той самой ступени, на которую предстоит подняться 818-й. С будущего учебного уже не школа – лицей №1571 – будет встречать своих учеников, да нет, уже лицеистов. А ведь Ольга Ивановна Протасова права: теперь семиклассники станут теми самыми «маленькими». Хотелось бы поздравить директора 818-й, а ныне лицея №1571 Марину Викторовну Варгамян, так много сделавшую для того, чтобы ее «звезды» оставались в состоянии «стабильно приподнятом». Ох, как это непросто – даже двум звездам под одной крышей.
Комментарии