Общались ли вы с коллегами с бухты-барахты? Да еще в окружении соснового леса, да еще на берегу Финского залива. Нет? Очень жаль. Преувлекательное, наиполезнейшее занятие, оказывается. Приехать, с бухты-барахты познакомиться, погрузиться в совместную деятельность, стать командой. Думаете, только на два дня? Нет, навсегда!
Впрочем, понятно, что «с бухты-барахты» – всего лишь веселый фразеологизм, характеризующий одну из активностей II Межрегионального фестиваля профессионального мастерства педагогов дошкольных образовательных организаций «Орбита профессионалов». На самом деле фестиваль «случился» не случайно, был востребован и имеет все шансы превратиться в хорошую традицию.
Организаторами встречи педагогов-дошкольников в Петербурге стали Общероссийский Профсоюз образования и Всероссийский клуб воспитателей года «Созвездие». Клубные команды гостеприимно встретил детский оздоровительно-образовательный лагерь «Заря». Себя показать и других посмотреть приехали более 130 участников из 23 регионов России, в том числе из Волгоградской, Воронежской, Кемеровской, Курской, Московской областей, Республики Калмыкия, Приморского края, Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов. Среди них представители 17 региональных клубов воспитателей.
О том, как родилась идея фестиваля, рассказывает секретарь – руководитель департамента общественных связей аппарата Общероссийского Профсоюза образования Елена Елшина:
– В 2010 году состоялся первый конкурс «Воспитатель года», учредителем которого является профсоюз. После объявления победителя, а им стала воспитатель из Мурманской области Юлия Маляшок, пора было расходиться, но… расставаться не хотелось. И тогда у команды организаторов конкурса родилась идея создания Всероссийского клуба воспитателей. Юлия Маляшок стала его председателем, и все последующие годы клуб работал плодотворно, но в основном в онлайн-формате. Было придумано и проведено множество интересных конкурсов, вебинаров. А затем родился закономерный вопрос: почему бы нам всем не встретиться, наконец, вживую? По инициативе пермского клуба «Воспитатель года» и при поддержке Государственного гуманитарно-технологического университета (Московская область) в 2023 году был проведен первый фестиваль «Орбита профессионалов». Тогда собралось порядка 60 участников. Была насыщенная программа, в рамках которой с педагогами-дошкольниками поделился опытом абсолютный победитель Всероссийского конкурса «Учитель года»-2022 Дмитрий Лутовинов. И тогда же стало ясно: потребность в общении у педагогов-дошкольников есть, и она реализуется как раз в рамках фестиваля. Педагогам хочется ездить, обмениваться опытом, расширять кругозор, поэтому второй фестиваль принял уже более 130 участников. Основная задумка, как была, так и остается в том, чтобы показать воспитателям, что звезды – это они сами. Хочется, чтобы каждый педагог в ходе всего фестивального действа понимал и чувствовал, что он представляет большую ценность для системы образования.
Безграничные возможности «дошколки»
В принципе, стать звездой можно было уже с первого дня фестиваля. Например, когда клубные команды представляли свой опыт работы в регионе. Нужно заметить, что многие подошли к этому заданию креативно. Например, педагоги из клуба «Дошкольная лига» (Рязанская область) практически по-кавээновски объяснили, кто и за что в их команде отвечает и точно ли эти обязанности соответствуют желаниям самого члена клуба. А команда «Педагогический С.А.Д» из ХМАО – Югры придумала целое представление, наполненное народным эпосом и рассказывающее о зарождении жизни на Земле. Орловчане из клуба «Новое поколение» сделали акцент на том, что помогают тем, кто только начинает свою педагогическую деятельность, проводя такую трогательную акцию, как «Посвящение в воспитатели», а педагоги из клуба «Зорко лишь сердце» (Волгоградская область) придали своему выступлению философский оттенок, сообщив, что для них в объединении энергия и сила, движение вперед, ресурс и пространство для поиска смыслов. В общем, на сцене «дошколка» пела, плясала, шутила, заражая и заряжая коллег из зала.
Ну а если серьезно, то клубное движение существенно расширилось. Сегодня насчитывается уже 43 клуба воспитателей года, тогда как недавно эта цифра не достигала и 10! Почему подобные сообщества столь востребованы, поясняет координатор клуба «Воспитатель Подмосковья» Елена Казакова:
– Изначально наш клуб был создан с целью показать педагогам, что жизнь есть не только на конкурсе, но и после него, и она многообразна. А когда мы объединили воспитателей всей Московской области в педагогическое содружество, то задумались о повышении престижа профессии педагога дошкольного образования. Поэтому главной задачей на сегодняшний день является повышение компетентности молодых педагогов дошкольного образования. Наш проект «Ступени к мастерству» направлен на то, чтобы молодежь работала в тандеме с наставниками. Наставник является действующим членом нашего клуба, и на сегодня в нем уже более 600 педагогов. Каждый участник областного конкурса «Воспитатель года» становится членом сообщества. Он берет под крыло молодого педагога, который только пришел в систему дошкольного образования, и ведет его. Вместе они работают над различными проектами, изучают технологии, методики. Затем молодой педагог принимает участие в региональном конкурсе «Открытие», где демонстрирует опыт, полученный вместе с наставником. Но главный результат заключается в том, что молодые педагоги, которые активно работают в паре с наставником, остаются в дошкольном образовании. Сейчас появляются новые образовательные программы, новые форматы взаимодействия с родителями, новые технологии и методики, поэтому помощь наставника – объективная необходимость. Молодому педагогу, который преодолевает первые трудности при поддержке наставника, уже не страшно работать одному, он многое знает и умеет.
Для плодотворной деятельности профессионального объединения важна мотивация его участников, считает председатель рязанского клуба «Дошкольная лига» Екатерина Смалева:
– Если будет желание работать, меняться и менять дошкольное образование, все обязательно получится! Мы стараемся привлечь в свою команду как можно больше людей, зарядить их позитивом и уверенностью в том, что дошкольное образование имеет безграничные возможности и каждый может внести свою лепту.
В нашем клубе более 200 человек, есть совет клуба, где 9 супермотивированных педагогов, с которыми мы решаем все вопросы. Я как председатель не упускаю ни одной идеи, поддерживаю любое начинание, пусть даже самое элементарное, потому что часто оно потом перерастает в проект. А человек, зная, что его идеи принимаются, его мнение важно, начинает в сто раз активнее работать. Также мы обязательно организуем мероприятия для поддержания командного духа, то есть выезжаем куда-либо вместе, чтобы поделиться своими эмоциями, мыслями и просто отдохнуть. Эти встречи еще больше сплачивают. Мы не ставим целью в год провести столько-то мероприятий, наш клуб – это про эмоции, дружбу, взаимопонимание и взаимопомощь. Совет клуба придумывает акции, конкурсы, но ничего бы не получилось, если бы нас активно ни поддерживали Министерство образования Рязанской области, Рязанская областная организация Общероссийского Профсоюза образования.
Угощения кулинарные и интеллектуальные
В этом году в программу фестиваля добавились новые активности. Например, «дошкольников» пригласили на «Клубное чаепитие». Каждая команда привезла из своего региона те блюда, продукты, которыми он славится, и поставила все это на общий стол. Чего здесь только не было: и смоленская смоква, и орловский каравай, и приморское птичье молоко, и курский яблочный пирог, и кузбасские кедровые конфеты, и рязанские «грибы с глазами», и ямальские ягоды, и волгоградские конфеты, и петербургские пирожные, и тверской мармелад, и подмосковные пряники! Звучали и частушки, и песни! Каждая клубная команда, представляя вкусности, подумала, как связать угощения с работой профсоюза. И точнее всех оказались педагоги из Смоленска, которые сказали, что цель поделиться с другом совпадает у профессионального объединения и приглашения к общему столу.
Во второй день фестиваля в ходе «клубной карусели» команды из регионов более детально рассказывали о своем опыте работы. К примеру, педагоги из ассоциации «Воспитатели Калмыкии» открыли лэптоп «Кибитка», чтобы ознакомить коллег со своей национальной историей, традициями, культурой. В частности, с рецептом знаменитого калмыцкого чая, в состав которого входит не только заварка, но и масло, молоко, мускатный орех, соль. Также калмыцкие педагоги научили коллег четверостишию (шаваши), с помощью которого малыши в детском саду учат движения национального танца.
Команда из ассоциации «Воспитатели Томской области» предложила коллегам стать сибирскими зодчими и смастерить свой деревянный домик с наличниками, коньками и т. д. Здесь же можно было поиграть в «эмоции», давая им смешные, детские названия, и придумать собственную игру с природным материалом: камушками, корой, ветками дерева. Томские воспитатели рассказали о том, что коренных жителей края – чулымцев и селькупов – осталось очень мало, но их культурные традиции стараются сохранять, и научили коллег, как водить сибирский хоровод, чтобы не замерзнуть.
Клуб «Исток» из Тверской области развернул большое познавательное пространство, где поместился даже музей «Путешествие по Тверской земле». Среди интересных экспонатов – кукла «Ржевское счастье». Это маленькая кукла без лица (а значит, недоступная для вселения недобрых духов), вся сила которой… в косе. Чтобы кукла принесла счастье, мастерица не должна была касаться ее иглой, так что все «счастливые» куколки сделаны на стежках и узелках. Примечательно, что музеи, посвященные той или иной традиции, открыты практически во всех детских садах Тверской области.
В гостях у рязанского клуба «Дошкольная лига» можно было раскрасить матрешку, а также узнать о том, что в клубе жизнь бьет ключом. Например, проходят такие увлекательные акции, как «Педагогический пинг-понг», когда коллегам из другого региона дается задание, и они его выполняют, а затем в ответ присылают свое. Также рязанские воспитатели активно работают со студентами педколледжей, проводя для них тренинги, мастер-классы, открытые занятия.
О мастерстве и сущности
На «Орбите профессионалов» были не только рождающиеся, но и уже сияющие звезды, которые провели для коллег мастер-классы. Так, дважды победитель региональных этапов Всероссийского конкурса «Воспитатель года» (2020 и 2024 годы) Юлия Копылова из Приморского края придумала «Умные игры» и предложила воспользоваться навигатором для их создания. Победитель Всероссийского конкурса «Воспитатель года»-2023 Дарья Глебова из Московской области рассказала коллегам о педагогическом конструкторе «АИСТ», который помогает определить детские предпочтения и на этой основе предложить ребятам тот вид деятельности, в котором они могли бы успешно себя реализовать. Победитель Всероссийского конкурса «Педагогический дебют»-2022 Дарья Головастова из Рязанской области уверена, что детская инициатива – это прекрасно, и показала на мастер-классе, как создать пространство, для того чтобы детям хотелось творить, придумывать, предлагать. У абсолютного победителя Всероссийского конкурса «Воспитатель года»-2022 Юлии Дорониной из Волгоградской области тоже нашлись авторские секреты, которыми она поделилась с коллегами. В своей работе педагог использует карточки-головоломки – друдлы, которые позволяют фантазировать, видеть необычное в обычном. А победитель регионального этапа Всероссийского конкурса «Воспитатель года»-2023 Юлия Воронежских из Ленинградской области выстроила алгоритм движения детей к выразительному звучанию. На ее взгляд, все начинается с погружения в эмоцию, затем эмоцию можно обсудить, выразить и попробовать понять друг друга. Итогом этой предварительной работы становится музыкальный номер, который дает ребенку возможность «почувствовать» песню или танец.
Важно заметить, что победители и призеры различных профессиональных конкурсов с удовольствием включались в командные активности на фестивале. Как сказала Юлия Копылова, такие встречи обогащают, потому что дают возможность общаться с единомышленниками, знакомиться с опытом коллег из других регионов, позволяют профессионально расти.
– Мне нравится, что фестиваль – практико-ориентированное мероприятие, встречается много моментов, которые фиксируешь, запоминаешь и хочешь увезти с собой. Кроме того, важно, что ты сам можешь предложить свои наработки, а также практику коллег из своего региона, – пояснила Юлия Копылова.
Для заведующей детским садом «Искра» поселка Яшкуль Республики Калмыкия Лидии Аристаевой участие в фестивале было дебютным, и, как она призналась, эмоции зашкаливали:
– Я впервые на таком масштабном, ярком мероприятии, так много для себя почерпнула! У нас в республике ведется большая работа по продвижению дошкольного образования, но хотелось бы приехать на фестиваль большой командой, чтобы наши молодые педагоги набрались опыта и напитались положительной энергией. Здесь очень неформальная обстановка, все доброжелательны и открыты для общения, поэтому впечатлений масса! Я убеждена, что сообщества «дошкольников», представители которых здесь собрались, очень нужны. Да, Закон «Об образовании в РФ» указывает, что «дошколка» – это первое звено образования, но пока ей мало уделяется внимания. Клубное движение, проведение фестиваля еще раз демонстрируют, какое мы важное звено и как важен тот фундамент, который мы закладываем в детях.
На протяжении всех фестивальных будней от участников звучали слова благодарности Общероссийскому Профсоюзу образования за организацию и поддержку не только данного события, но и конкурсного, клубного движения.
– Для нас это действительно важная история, – подчеркнула Елена Елшина. – Не нужно мотивировать вступать в профсоюз через рассказ о том, как это хорошо. Нужно, чтобы люди сами почувствовали заботу профсоюза. И тогда не возникает вопроса, куда девается пресловутый «один процент». Мало того, люди сами готовы своим процентом делиться с другими, потому что профессиональный союз – это не только про то, чтобы себя защищать, но и про то, чтобы другим помогать. Например, когда белгородский клуб «Воспитатель года» готовил защитные сетки для бойцов СВО, денег не хватило, и педагоги бросили клич другим клубам. Люди моментально откликнулись, и необходимая сумма была собрана. Я убеждена, что именно через такие сообщества, а не через лозунги сплачивается профсоюз и открывается его истинная сущность.
Второй Межрегиональный фестиваль «Орбита профессионалов» завершился. Но так уж устроено в космосе, что, попав на орбиту, сойти с нее невозможно. И это, пожалуй, лучшее, что можно пожелать педагогам – звездам фестиваля, настоящим и будущим.
Наталья АЛЕКСЮТИНА, Санкт-Петербург. Фото автора и сообщества детского оздоровительного лагеря «Заря» в сети «ВКонтакте»
В рамках фестиваля прошло расширенное заседание Совета Всероссийского клуба «Созвездие», на котором был обновлен состав совета и переизбраны руководящие органы. Председателем клуба единогласно избрана Анастасия Шлемко, методист тридцать первой школы города Химки, абсолютный победитель Всероссийского конкурса «Воспитатель года»-2018, заместителями – Екатерина Смалева, абсолютный победитель Всероссийского конкурса «Воспитатель года»-2016, председатель рязанского клуба «Дошкольная лига», и Оксана Биглова, лауреат Всероссийского конкурса «Воспитатель года»-2017.
Члены совета:
Татьяна Беседина, председатель белгородского клуба «Созвездие Белогорья»;
Светлана Шаламова, председатель смоленского клуба «Импульс»;
Дарья Курасова, председатель орловского клуба «Новое поколение»;
Юлия Копылова, председатель клуба «Волна» Приморского края;
Юлия Доронина, председатель волгоградского клуба «Зорко лишь сердце»;
Мария Гаврикова, председатель воронежского клуба «Высота»;
Наталья Заборовская, председатель тверского клуба «Исток»;
Татьяна Беляева, председатель ассоциации «Воспитатели Томской области»;
Светлана Горбачева, председатель Совета дошкольных работников Ленинградской области.
Комментарии