Такая восторженная оценка прозвучала в адрес участников Всероссийского конкурса учителей физкультуры
У тебя что, урока сейчас нет? – спрашиваю старшеклассницу петрозаводской школы, прибежавшую посмотреть выступление участника из Ростова-на-Дону.
– У меня “окно”, – поясняет она и восклицает. – А здорово все-таки, что в нашей школе конкурс проходит!
Зрителей – детей, учителей и даже родителей – было очень много во все 12 дней конкурса, прошедшего недавно в Петрозаводске. Его полное название – V Всероссийский конкурс “Мастер педагогического труда по внеучебным формам физкультурно-оздоровительной и спортивной работы”. О том, какое значение придается сегодня физическому воспитанию детей, говорит тот факт, что впервые участникам конкурса прислал приветствие министр образования России.
Первый конкурс прошел в 1990 году тоже в Карелии – в молодом городе Костомукша. Проводился он Российским комитетом ФСО “Юность России” с целью выявить творчески работающих педагогов и создать банк данных. Тогда было всего две номинации – преподавателей общеобразовательных учреждений и НПО. С каждым последующим конкурсом количество номинаций расширялось. Поскольку система физического воспитания начинается с детских садов, привлекли специалистов дошкольного образования. Затем – дополнительного образования, а на четвертом конкурсе – специалистов из детских домов и интернатных учреждений. Теперь в числе организаторов конкурса, кроме “Юности России”, Минобразование и Госкомитет РФ по физической культуре и туризму.
– Конкурс позволил поменять отношение местных органов власти к физическому воспитанию, показать его значение, – говорит “отец” конкурса, председатель “Юности России”, кандидат педагогических наук Александр Зотов. – За десять лет мы создали банк данных почти на полторы тысячи творчески работающих специалистов. Заметно вырос уровень подготовки участников. Больше внимания на местах стали уделять физическому воспитанию детей дошкольного возраста, а главное – в детские сады пришли мужчины.
В Петрозаводск приехали победители зональных этапов – 60 педагогов из 25 регионов России. Они показали такие феерические спортивные праздники, игры, состязания, что захватывало дух. Но не от одного азарта – конкурсанты блистательно продемонстрировали, как можно на внеклассных спортивных мероприятиях пробуждать самые благородные чувства: стремление к доброму и прекрасному, любовь к своей земле, желание ее защищать.
…К Геннадию Ахмадыршину подходит женщина, видевшая накануне его выступление: “Спасибо вам!”. Хочет еще что-то сказать и не может – душат слезы. Он спрашивает: “У вас, наверное, есть сын?” Она молча кивает.
С обычными десятиклассниками, с которыми он познакомился за день до выступления – таково одно из требований конкурса, Геннадий Ахмадыршин показал игру на выживание. По ее условиям участники-“спецназовцы” находятся в тылу врага, их задача – преодолеть все препятствия и невредимыми выбраться к своим. Ребята вступали в рукопашный бой, карабкались по лестнице, стреляли из пневматической винтовки, надевали противогазы, прыгали, лазали, уничтожили встреченных “террористов”… Короткий привал – и под гитару звучат песни с последних войн – афганской и чеченской. Мальчишки поставленную задачу выполнили, ни разу не дав слабину, сосредоточенно и серьезно.
Уже 15 лет Ахмадыршин работает в школе села Светлое Воткинского района Удмуртии. Количество занимающихся в спортивных кружках доходит до 95 процентов! Спортзал открывается в 8 часов утра и закрывается в 10 часов вечера.
…Близкая тема – “Защитники Отечества” – была и у участника другой номинации Геннадия Болонова. Он работает в 30-й школе-интернате Владимира, где обучаются умственно отсталые дети. По замыслу Геннадия, две детские команды должны узнать, какие суровые испытания выпали нашему народу; татаро-монгольское иго, сражение на Чудском озере, битва на Куликовом поле, Отечественная война 1812 года, гражданская и Великая Отечественная войны. Зрители воочию увидели и хана Батыя, и тевтонских рыцарей, и красноармейцев – все роли исполняли дети. Были и тачанки, и вражеский дзот. По ходу игры дети в доступной форме узнавали факты из истории своей страны, соревновались – например, стреляли из пушек в цель пластмассовыми кеглями. Завершилось действо минутой молчания в память о погибших за Отечество.
Помимо того, что участники должны были показать внеклассное мероприятие, конкурс предусматривал еще и защиту реферата. И часто это выливалось не в сухое изложение теории, а в увлекательный рассказ о своей работе, порой – в исповедь. Напряженная тишина сопутствовала выступлению Ольги Геннадьевны Свистушкиной, много лет работающей в Семеновской коррекционной школе-интернате для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находится она в Республике Марий Эл. Кто-то за моей спиной, потрясенный безыскусным рассказом Ольги Геннадьевны, прошептал: “Таким надо ордена за мужество давать”.
Сама детдомовка, Ольга Геннадьевна за все годы ни разу не повысила голос ни на одного ученика: “Мне в детстве окрики надоели”. Почти семь лет она воевала с администрацией за право включить в сетку спортивный час, договорилась с соседними школами о посещении бассейна воспитанниками интерната, проводит с ними соревнования по семи видам спорта. Интернатных детей держит около себя до 24-25 лет. Выпускников старается Христа ради пристроить в спортшколы, вечерами проводит для своих взрослых “детей” тренировки, чтобы зря не болтались. А еще учит их делать разумные покупки на первую зарплату и уговаривает руководителей предприятий не увольнять за нарушения – куда же они тогда пойдут?!
Вообще о каждом из финалистов конкурса можно было бы написать очерк. Поразила биография Алексея Демидова из Омска. Служил в спецназе, окончил политехнический институт, работал инженером. Потом ушел в охранную структуру коммерческой фирмы, получал приличные деньги. И вдруг человек все бросает и приходит работать учителем физкультуры в детский дом. Да еще и поступает учиться в педагогический институт! Надо было видеть, как влюбленно смотрели на него мальчишки, с которыми он выступал на конкурсе, – рядом с этим сильным, невозмутимым человеком они почувствовали себя настоящими мужчинами, готовыми взять на себя любую ответственность.
Во время конкурса меня не покидала мысль: неужели это никто больше не увидит?! Александр Павлович Зотов успокоил: будет, сказал он, выпущен сборник авторских работ, пройдут публикации в специальных методических журналах. Много снимали на конкурсе телеканалы – местные и центральные. И практически каждое выступление записывалось на любительские видеокамеры – так что опыт лучших учителей будут перенимать во всех уголках России.
Победители и призеры конкурса награждаются значком “Отличник народного просвещения”, аттестационным комиссиям рекомендовано рассматривать результат участия в конкурсе победителей и призеров всех этапов конкурса в качестве высшей экспертной оценки. В этом году впервые все лауреаты награждены Почетной грамотой Министерства образования РФ.
…У многих классных руководителей нет даже медицинской характеристики класса, а ведь организация учебного процесса должна исходить из здоровья детей, их физической подготовки! Некоторые ученики уже через 10 минут перестают воспринимать учителя. Когда же ребенок здоров, он и нравственно развивается иначе, и психическое здоровье у него совсем другое.
Александр Павлович Зотов сокрушается, что многие не понимают роли физкультурно-оздоровительной работы. Вот и в проекте Национальной доктрины образования первоначально ни строчки не было о развитии физкультуры и юношеского спорта. “Помаленьку завоевываем пространство, а что делать?” – философски заключил Александр Павлович.
Это пространство, несомненно, помогает завоевывать и конкурс – прежде всего благодаря распространению по стране творческих достижений его участников. По уверению знатоков, сегодня им нет равных в мире по профессионализму. Так что еще в одной области мы – впереди планеты всей.
Наталья МЕШКОВА,
Олег ГЕОРГИЕВСКИЙ (фото)
Петрозаводск
Комментарии