В последние годы в России растет число детей с различными отклонениями в физическом и психическом развитии, нарушением речи. В каждом регионе в дошкольных образовательных учреждениях создаются коррекционные группы, с детьми работают квалифицированные специалисты по самым современным программам и технологиям. В этом направлении особых успехов добились в Сургуте, где во всех 48 дошкольных образовательных учреждениях работают педагоги-психологи, созданы логопедические пункты и группы для детей с тяжелым нарушением речи.
Лечение заикания – тяжелый труд
Детский сад №56 «Искорка» города Сургута, наверное, единственное в своем роде дошкольное образовательное учреждение не только на территории Ханты-Мансийского автономного округа, но и Тюменской области. Здесь воспитываются дети со сложным нарушением речи, созданы три группы для детей с заиканием. В «Искорке» воспитываются 192 ребенка, детский сад сотрудничает с Сургутским государственным педагогическим университетом, институтом специальной педагогики и психологии в Санкт-Петербурге. Преподаватели этих вузов проводят курсы повышения квалификации для педагогов и воспитателей детского сада.
Больше половины из педагогов и воспитателей – люди с высшим образованием. Последние три года идет приток квалифицированных молодых специалистов, которые успешно перенимают опыт у старшего поколения. Кроме логопедов, в детском саду работают психолог, специалист по логоритмике, массажист, врач-невролог и врач-педиатр.
– Пласт, который мы подняли, очень тяжелый, им мало где занимаются. Я знаю это по себе, у меня с раннего детства заикается младший сын, – говорит заведующая «Искорки», специалист с 28-летним стажем, Людмила Питенина. – За восемь учебных лет через наших педагогов прошли 98 детей с заиканием. Наша самая главная задача даже не коррекция речи, а социализация детей, чтобы они по мере взросления становились полноправными членами общества. Как правило, дети с заиканием имеют огромные неврологические проблемы. Второй год у нас работает группа 7-го вида, где содержатся дети с задержкой психического развития.
Информация о каждом ребенке еженедельно размещается в специальных папках, которые есть у педагога-психолога, учителя-логопеда, ведется папка детских работ. В детском саду оказываются платные услуги, работает группа продленного дня, проводятся занятия по изобразительному искусству. Воспитанники участвуют в фестивалях детского творчества «Чудо-чадо», «Звездная капель», соревнованиям по шашкам, театральных постановках «Кошкин дом», «Под грибом», «Муха-цокотуха».
– Мы планируем оказывать помощь по лечению заикания и взрослым людям, – продолжает Людмила Георгиевна. – Заикание – одно из самых сложных речевых нарушений, имеющее тенденцию прогрессировать. Растет ребенок – растет и болезнь, форма заболевания усложнилась. Если раньше дети приходили к нам в основном с невротическим заиканием, то сейчас почти все – с поражением центральной нервной системы. По статистике, 85 процентов детей выходят из детского сада практически с чистой речью, остальные остаются на повторный курс.
В детском саду созданы группы круглосуточного пребывания для детей с заиканием. Дело в том, что родители не в состоянии обеспечить тот длительный речевой режим, который необходим ребенку. В «Искорке» действует режим молчания. В течение месяца, а то и больше дети не говорят ни слова. Для чего нужен такой жесткий режим? У ребенка, который заикается, при разговоре нарушаются дыхание, ритм. Когда ребенок молчит, у него начинает пропадать судорожное состояние, комплекс неправильной речи, он успокаивается. Длительность режима молчания индивидуален для каждого ребенка, дети могут общаться между собой специальными жестами.
В детском саду проводятся функциональные тренировки. Логопед учит детей с заиканием элементарному – говорить по телефону, спрашивать на улице у прохожего, сколько сейчас времени. Для детей это очень важно. Педагоги общаются с родителями, рассказывают им об уникальной методике. Если родители идут на сотрудничество, понимают всю сложность проблемы, то и результаты, как правило, положительные. Родители сдают зачеты, учатся правильно дышать, работать с ведущей рукой. На выходные дни родители получают домашнее задание от логопеда и воспитателя, ведут дневник. Потом специалист его прочитывает и строит работу на неделю. Когда родители начинают работать с ребенком по методике, то обстановка в семье становится теплее, доверительнее.
Мне показали отрывок из специального музыкального занятия с детьми с заиканием. Дети водили хоровод, танцевали, потом садились возле пианино, слушали песню, жестами отвечали на вопросы педагога.
Удалось пообщаться с Натальей Назаревич. Ее сын Никита – бывший воспитанник «Искорки». Сейчас мальчику десять лет. С раннего детства у него была средняя степень заикания, невроз. Сегодня у него много друзей, он учится в музыкально-хоровом училище. В школе успевает, хорошо учится по русскому языку, занимается в двух секциях. Конечно, заикание бесследно не прошло, но ребенок умеет себя контролировать, говорит вполне нормально.
По мнению Натальи Назаревич, методика методикой, но без чуткой заботы и пристального внимания к детям работать нельзя. Наталья благодарна логопедам и воспитателям за их колоссальный труд.
В гостях у «Снегурочки»
Яркое здание детского сада компенсирующего вида второй категории №40 «Снегурочка» видно издалека. Иду под золотом осенних деревьев по дорожке, на которой нарисованы звезды с надписями фамилий. Как потом я узнаю, это аллея родительской славы. На асфальте увековечены имена тех родителей, которые активно участвуют в жизни детского сада.
В этом году «Снегурочке» исполнилось 25 лет, здесь воспитываются 165 детей, действуют 11 возрастных групп, есть группа ночного пребывания, 10 детей тубинфицированных. Родители не платят за пребывание и воспитание детей, дошкольное образовательное учреждение содержится за счет городского бюджета.
Знакомлюсь с молодой заведующей детским садом Яной Белик. В ее сопровождении совершаю экскурсию по современным комнатам, кабинетам и залам дошкольного учреждения.
– У нас воспитываются дети группы риска по туберкулезу с 2 до 7 лет, – рассказывает Яна Белик. – Дети проходят специальное лечение по направлению городского тубдиспансера. Заболеванием туберкулеза страдают, как правило, дети из неблагополучных семей. В нашем детском саду в штатное расписание включен социальный педагог, который работает с семьями, педагог-психолог.
В детском саду прекрасная материально-техническая база. Современное медицинское оборудование, отличный пищеблок и прачечная. Просторный спортзал и зал для хореографии, живой уголок, зимний сад. Соляная шахта, два раза в год детям делают массаж, есть солярий, специальные тренажеры для дыхания, богатейший инвентарь для занятий физической культурой.
В «Снегурочке» работают по программе «Воспитание и обучение в детском саду», цель которой – всестороннее развитие детей с учетом их физиологических и индивидуальных особенностей. В прошлом году детский сад прошел аттестацию, 80 процентов коллектива имеют квалификационную категорию. Три педагога – победители и призеры конкурса профессионального мастерства «Педагог года», шесть специалистов с высшей категорией.
Регулярно проводятся дни открытых дверей, родительские собрания проходят не в традиционной форме. В этом году к Дню защиты детей в «Снегурочке» провели акцию «Все для маленькой мамы». Дети нарисовали красивые картины и в одном из городских кафе продемонстрировали выставку своих рисунков, на которую с удовольствием пришли посмотреть большинство родителей. Благодарные спонсоры подарили детскому саду игрушечные коляски.
Многие выпускники «Снегурочки» поступают в гимназии, лицеи и подготовительные классы при школах с углубленным изучением отдельных предметов. Дети из подготовительных групп ходят на экскурсию в начальную школу №37, лицей № 3, учителя-предметники посещают детский сад. После того как ребенок поступает в первый класс, социальный педагог с интервалом в три месяца обходит всех детей, выпускников детского сада, узнает, как учится первоклассник.
Комментарии