Сегодня классный руководитель является основной и подчас единственной фигурой в воспитательном процессе, непосредственно и ежедневно выходящей на своих воспитанников. К сожалению, нередко его деятельность сводится к организационным моментам: проверке дневников, посещаемости уроков, организации дежурства, а собственно воспитывающая деятельность достаточно ограниченна и связана с проведением классных часов, подготовкой школьных мероприятий.
В то же время в массовой практике существует уникальный опыт деятельности классных руководителей, носящей неординарный творческий характер. Классные руководители, а это в основном представительницы женской половины человечества, нередко становятся вторыми мамами для своих воспитанников.
Поэтому проведение конкурса “Самый классный классный” ставило задачей выявить интересный опыт деятельности классных руководителей различных регионов России и сделать его достоянием широкой педагогической общественности.
Конкурс проводился по пяти номинациям:
I. Конкурс сочинений “Портрет классного руководителя”. (Классный руководитель глазами учеников, родителей и коллег).
II. Методические разработки классных дел: родительских собраний, классных часов, вечеров, походов, дискотек и т. д.
III. Сценарии школьных праздников.
IV. Концепции и модели воспитательной деятельности в школе; диагностические и аналитические материалы по воспитательной работе; документация классного руководителя: функциональные обязанности, права и обязанности, дневник наблюдений, план работы; анализ работы освобожденного классного руководителя- куратора, положения и инструкции о работе классного руководителя и т. д.
V. Биржа идей. Предложения новых нестандартных идей, проектов, программ в системе воспитания. Описание успешного опыта работы с “трудными”, одаренными, “безразличными” детьми.
Жюри конкурса рассмотрело более 100 работ, которые распределились по номинациям следующим образом:
I номинация – 7 работ.
II номинация – 17 работ.
III номинация – 63 работы.
IV номинация – 12 работ.
V номинация – 10 работ.
В нем приняли участие классные руководители из Москвы, Пскова, Нововоронежа, Челябинска, Усть-Илимска, Новочеркасска, Тулы, Калуги, Архангельска, Йошкар-Олы, Ульяновска, Кирово-Чепецка и многих других городов.
Среди конкурсантов представлены Воронежская, Ростовская, Челябинская, Белгородская, Кемеровская, Волгоградская, Владимирская, Ленинградская, Новосибирская и другие области.
Особенно проявили себя классные руководители Челябинска, Усть-Илимска, Пскова, Архангельска и Ленинск-Кузнецкого.
Следует обратить внимание на то, что участники конкурса относились к разным возрастным категориям. Были представлены материалы как опытных педагогов, так и учителей с небольшим стажем работы.
Хотелось бы отметить активное участие в конкурсе классных руководителей сельских школ, которые, судя по представленным материалам, работают творчески и с интересом.
При анализе работ учитывались: актуальность, современность темы классного или общешкольного дела; его соответствие возрасту учащихся; наличие разнообразных видов деятельности; позиция педагога при организации и проведении классных и общешкольных дел; оригинальность формы проведения.
Анализ присланных работ вызывает противоречивые чувства. С одной стороны, безусловно, следует отметить творческий подход классных руководителей к решению задач воспитания.
Представленные работы отличают актуальность и разнообразие тематики. Наряду с классными, общешкольными делами, посвященными темам войны (“900 дней. 900 ночей. Блокада Ленинграда”, “Хатынь: боль и гнев” – Кузьмина С.И., “От всей души” – Коваленко В.В., “Фронтовые сатира и юмор” – Красникова В., “Я из тех, кто не видел войны, но она и меня опалила” – Фадина А.А.), любви к родному краю (“Людьми своими славен Тихий Дон”, “Русь моя, люблю твои березы!” – Чибисова В.Н., “Край ты мой, родимый край…” – Майорова А.Н., “Родной мой край, Калужская земля!” – Сачиян К.А.), национальной культуре (посиделки “Кузьминки” – Язвенко О.А., посиделки “В нашей светлице”, “Скоморошьи игры” – Брызгалина Н.Х., “Гостиная свеча” – Максимова Н.), присутствуют и дела, тематика которых стала актуальной в последние годы. Это экология ( “Мы и наша Земля” – Красникова В.А.), здоровье ( Марафон “Твое здоровье – в твоих руках” – Бабкина Е.И., “Алкоголь – это порождение варварства” – Каверин Ю.А.), информационные технологии (“Этих окон негасимый свет. КВН по информатике” – Куделина Г.), риторика (“Праздник по риторике” – Ладыженская Н.В.).
Привлекает и разнообразие форм организации деятельности: конкурсы, вечера, посиделки, мастерские, телемосты.
Радует, что многие педагоги в своей деятельности учитывают большой потенциал игры и не отказываются от такой формы организации деятельности. На конкурсе были представлены игры-сказки(“Колобок” – Ботова В.), сюжетно-ролевые игры (“Расти большой, не будь лапшой” – Суханова О.), семейные игры (“Каково в дому – таково и самому” – Шашкова О.), игры-путешествия (“Путешествие на сказочный остров” – Юдина Е.) игры-соревнования (“Великолепная девятка” – МОУ N 130 г. Челябинска).
При выборе содержания и форм деятельности учащихся классные руководители пытаются учитывать особенности возраста, а соответственно их потребности в той или иной работе.
Особенно много материалов – для учащихся начальной школы. (“Любовь с первого взгляда” – Николаева И.В., “Новый год в лесу” – Иванова З.М., “Путешествие Маши и Саши” – Астраханцева Т., “Смешная Даша” – Захламина С., “Неряшуля меняет платье” – Сахарова Е.).
Значительно слабее представлены материалы для детей старшего школьного возраста.
Содержание общешкольных и классных дел информационно насыщено. Используемый материал не избит и достаточно интересен.
Классные руководители не замыкаются на собственном классе, а расширяют связи не только в “параллели”, но и выходят на общешкольный уровень. Многие материалы, подготовленные классными руководителями для школьных дел, достойны внимания:
“Уходит детство… Сегодня вечер выпускной…”, “Все начинается со школьного звонка” – Чемодурова В., “Эстафета трех поколений” – Запашная Л.Ф.
Сценарии же некоторых классных дел вполне могут служить основой для проведения общешкольных мероприятий. (“Праздник мам и девочек” – Федотова Л.Ф., “Что за прелесть эти сказки!” – Симанова Л.Я., “Рождественские встречи”, “Масленица” – Кравцова Г.Я.)
Как отмечалось выше, участники конкурса опровергли утверждение о том, что занятия сельских школьников по разным направлениям досуговой деятельности менее насыщенны в творческом отношении.
Многие учителя сельского социума прилагают все усилия, чтобы превратить школу в центр творчества и развития сельского школьника. (Шурыгина С., Ситкина Л.В., Фадина А.А., Мансурова Т.С., Язвенко О.А.)
Конкурс позволил выявить и слабые места в работе классных руководителей, нашедшие свое отражение в присланных материалах.
Несомненно, что на любом мероприятии, проводимом на уровне класса или школы, реализуются конкретные цели. И, оценивая результаты, мы во многом говорим об их достижении. Не хотелось бы быть формалистами, но большинство работ, пришедших на конкурс, не содержало ни воспитательных, ни развивающих целей.
Нередко в представленных классных, общешкольных делах роль самих детей сведена к минимуму. К сожалению, достаточно распространенной формовой является монтаж, когда из класса выделяются чтецы или ведущие, которые проводят вечер или классный час “от” и “до”.
Следует отметить преобладание словесных форм в организации внутриклассных и общешкольных дел над деятельностными.
Стремление некоторых педагогов к оригинальности названий проводимых мероприятий иногда приводит к курьезам. Так, план воспитательной работы школы носит название “Веселые барабашки”.
Слабо улавливается реализация дифференцированного подхода.
В конкурсе практически не было описания опыта работы с детьми девиантного, агрессивного поведения. Тем не менее это то направление работы классного руководителя, которое требует повышенного внимания. В настоящее время появляется все больше детей с асоциальным поведением, которое становится причиной их беспомощности и изолированности. Целенаправленная компенсаторная деятельность и психолого- педагогическая помощь классного руководителя могут помочь таким детям.
В равной степени не учитываются возможности и одаренных детей.
Известно, что классный руководитель испытывает большие трудности в работе с современной семьей, и это нашло отражение в материалах конкурса. Только три работы посвящены решению проблемы взаимодействия школы и семьи.
К сожалению, мало материалов представлено в номинации I – Конкурс сочинений “Портрет классного руководителя”. (Классный руководитель глазами учеников, родителей и коллег).
Возможно, администрация школ не отнеслась достаточно серьезно к конкурсу и у нее нет потребности поощрять работу своих педагогов, представив на конкурс их творческие портреты. На самом деле это одна из немногих возможностей подчеркнуть важность и ценность труда классного руководителя для школы.
Известно, что составление концепций и моделей воспитательной деятельности в школе – одно из наиболее сложных направлений в работе любого педагога. Видимо, именно с этим связано небольшое число концепций, присланных на конкурс. В некоторых присутствует терминологическая путаница: тождественно употребляются такие понятия, как воспитательная система и воспитательная работа, концепция и программа.
Практически отсутствуют дневники наблюдений классных руководителей, анализ их деятельности, что на самом деле отражает реальную ситуацию: современный педагог в большинстве случаев отказывается от ведения дневника.
Несмотря на указанные недостатки, материалы, представленные на конкурс, вселяют оптимизм.
Совершенно очевидно желание классных руководителей расширить сферу своей деятельности, сделать жизнь своих воспитанников насыщенной и интересной.
В школу ребенок приходит не только учиться, но и полноценно жить. И пока у классных руководителей есть стремление к поиску и творческой деятельности, существует надежда, что школа для многих детей станет теплым домом.
Наталья СЕЛИВАНОВА,
руководитель научного Центра современных проблем воспитания, профессор, доктор пед. наук;
Ирина ПАРФЕНОВА,
научный сотрудник Центра
Комментарии