Педагогам вынесены обвинения в плохом воспитании
Якутск в трауре, горожане ошеломлены и подавлены: три шестнадцатилетние школьницы зверски убили свою ровесницу и ее младшую девятилетнюю сестру. Заранее зная, куда и зачем идут, убийцы спокойно пришли в гости в квартиру своих будущих жертв, сначала попили приготовленный радушными хозяйками чай, поиграли с ними в жмурки и в прятки, а потом методично, без паники учинили расправу над ними, перерезав сестрам горло.
Они были нормальными
Первое, что приходит в голову: они, без сомнения, ненормальные, эти девчонки. Подобные преступления совершаются обычно взрослыми людьми в пьяном угаре или матерыми преступниками за большие деньги. Кто они, эти девочки-нелюди? Наркоманки? Малолетние преступницы? Сумасшедшие? Нет, девицы были совершенно обычными: жили в центре города, учились во вполне приличных школах, семьи благополучные, то есть родители вполне приличные, даже с высшим образованием, дома всегда есть что поесть и надеть. Трое даже держали очень престижных питбультерьеров. На этой почве владелицы бойцовских собак и сошлись. Говорят, те, кто любит животных, тем более собак, не могут быть злыми. Это неправда. Троица благодаря роковой случайности засветилась в местной прессе еще год назад. Тогда журналисты одной из городских газет выбежали на улицу спасать дворняжку от собак-монстров, жаждущих ее крови. Каково же было их удивление, когда они увидели, что питбулей нарочно натравливают на собачонку три хрупкие школьницы…
Пошли на дело
“В подъезде мы завели разговор о том, что мне хочется чего-то экстравагантного. Люда сказала, что они завтра пойдут на дело. Я сказала: “Возьмите меня с собой…” (Из протокола допроса одной из соучастниц убийства).
Мотив нечеловеческого преступления кажется придуманным наспех: “У них нормальная квартира и есть что взять”. И все же, если разобраться, у каждой был свой интерес. Кашу заварила Алла – одноклассница своей жертвы Светланы – очень надменная, грубая и презирающая слабых. Так, как она, обычно ведут себя мальчишки: спуску никому не давала, дома часами тренировалась на боксерской груше, а в школу приходила в ботинках, в которые были вбиты гвозди острием наружу – “для самообороны”. В будущем Алла хотела стать учительницей, воспитывать детей! Чем ей невзлюбилась Света, с которой они в младших классах были в очень хороших приятельских отношениях? Своей добротой, отзывчивостью, спокойствием? Остается думать, что только этим, чего не было у самой Аллы. Жестокая девчонка оказалась не промах: она точно вычислила двух алчных подружек не разлей вода Люду и Яну, с которыми она познакомилась в клубе собаководства. Они обе были не прочь поживиться чужим добром. Предложение убить находящуюся в это время в квартире хозяйку не вызвало у них тоже никаких протестов. Последней в дело была взята безотказная Кира, которая раньше училась вместе с Людой и Яной в одной школе. Это она, отзывчивая тихоня, страдала, что в последнее время ей не хватает чего-то экстравагантного. Приятельницы пожалели ее и предложили развеять тоску и печаль, поучаствовав в деле. Алла не имела ничего против.
Хладнокровно читать протоколы показаний убийц, написанные детскими руками, невозможно. Кажется, это какой-то страшный фильм, перенесенный на бумагу – настолько все четко и без эмоций записано. Страшное действие разворачивается невыносимо долго, тягуче, оно как будто специально замедлено. Невидимая видеокамера – память – последовательно зафиксировала все события. Девочки собираются на дело: берут пакеты для шмоток, молоток, веревку. Они уже “в гостях”. Садятся пить чай. Ничего не подозревающая Света показывает якутский охотничий нож: “Может, этим ножом хотите намазать масло?”. Неожиданно приходит младшая сестренка хозяйки Ирочка с девочкой-соседкой. Все вместе смотрят сериал. Гости делают вид, что уходят, на самом деле в подъезде еще раз обсуждают план убийства. Возвращаются под невинным предлогом. Начинают играть. В процессе подружки-собачницы играючи убивают старшую сестру (вот когда пригодился якутский нож), а ничего не соображающая Кира (так записано в ее показаниях) – младшенькую Ирочку. Видавшие многое “оперы” позднее скажут, что многочисленные смертельные раны были нанесены очень профессионально.
Алла никого не убивала. Попробовала, правда, придушить свидетельницу-соседку, но не вышло. К тому же та пообещала сказать, что убивали трое неизвестных мужчин. Сделав дело, преступницы спокойно выгребли из шкафов наиболее ценные вещи (их было совсем немного), не забыв прихватить Светину косметичку, и отправились домой. Непрошеная маленькая свидетельница сделала все, как обещала. Приехавшая милиция без всяких подозрений пошла по ложному следу. Маловероятно, чтобы кто-то заподозрил в страшном деле шестнадцатилетних девчонок, если бы в милицию не позвонила испуганная Кира – у нее единственной не выдержали нервы.
Кто виноват?
Жители злополучного микрорайона, в одном из домов которого все и случилось, обратились к президенту республики с открытым письмом, в котором, кроме призыва оградить своих граждан от пропаганды насилия, главное обвинение в случившемся выносят… школе. “…Школа самоустранилась от вопросов воспитания. Школа не учит детей, как выживать в тяжелых условиях. Школа не вооружает детей знаниями, которые способны были бы защитить их от агрессии. Школа не готовит детей к жизни” и т.д. Под этими словами стоят подписи пятисот человек, подавляющее большинство которых – родители. Вот так. Потому что семья, оказывается, “уже не в силах оградить ребенка от всеобщей деградации”. Это все, что там сказано о семье. Да и во взбудораженной местной прессе почти совсем ничего не говорится о семьях малолетних преступниц. Известно только, что Аллу воспитывала при живой матери-пьянице тетка. А Кира родилась в семье глухонемых, заговорила поздно и, видимо, постоянно испытывала недостаток в общении.
Беспредел
Следователь встретил Светлану Егоровну, бывшего классного руководителя Люды и Яны, более чем сурово. В его глазах это была училка, затюкавшая девочек бесконечными придирками. Так по крайней мере предварительно описала ситуацию мама Яны.
Светлана Егоровна, конечно, помнит, какими были ее ученицы в младших классах, помнит их немногочисленные увлечения. Еще в младших классах у Яны обнаружилась явная склонность к языкам. Учительница французского приходила в умиление от того, насколько легко удавалось Яне переводить незнакомые тексты. Кроме того, девочка успешно занималась в музыкальной школе, играла на виолончели. Даже частые пропуски не мешали ей отлично сдавать экзамены по предмету. У Люды не было ярких способностей, зато она возилась со своей собакой и увлекла этим Яну. У обеих были неплохие организаторские способности. Как-то они даже организовали игру в классе “Любовь с первого взгляда”, но вопреки их ожиданиям мальчишки их не выбрали. Сколько было злости! Слава Богу, учительница смогла отвлечь детей. В пятом или шестом классе на одном из родительских собраний Светлана Егоровна сказала: “У нас в классе появились лидеры. Это Яна и Люда. Ребята к ним тянутся”.
До неузнаваемости девчонки изменились в девятом классе, придя в школу после летних каникул. За лето они успели отведать “взрослой” жизни, школа им только мешала жить так, как они хотели. Даже самые отъявленные сорвиголовы класса не решались на то, что позволяли себе Яна и Люда. Они громко хохотали на уроках, в лицо “посылали” учителей. Мама Люды, когда дочь училась еще в среднем звене, дала понять, что ее девочка уже взрослая и сама разберется, что к чему, а ее незачем тревожить по пустякам. Яниной матери было не до дочери, она в то время разводилась с мужем, папой Яны, и была крайне раздражительна. Светлана Егоровна стала вести специальный дневник, где фиксировала все встречи, разговоры, собеседования с девочками и их мамами. Теряя драгоценные минуты своих собственных уроков, бегала по школе проверять, явились ли на очередной урок ее ученицы. Кто же тогда мог подумать, что это добросовестное выполнение обязанностей классного руководителя через некоторое время станет подспорьем следствию. Дневник превратился в письменное доказательство того, что школа постоянно контролировала своих учениц. А кто спросит за воспитание дочерей с их мам? Обе мамы предпочитали появляться в школе как можно реже, считая, что к их детям просто придираются. Их высокомерное и пренебрежительное отношение к учителям дочки копировали с большим успехом.
Их терпели, терпели из последних сил. Крайней мерой, на которую все же решились учителя, стала городская комиссия по делам несовершеннолетних. Поводом для нее послужило огромное количество прогулов. Накануне девчонки со своей компанией ночью устроили пьяный дебош на квартире. Они ничего не боялись. В самом деле, бояться было нечего. Мама Люды оказалась знакомой председателя комиссии, и дело ограничилось обсуждением. Они опять победили. С тех пор школа была забыта. Весной довольные подружки принесли справку о направлении в вечернюю школу.
Самое невероятное и страшное, что и сейчас эти две девочки не раскаиваются ни капельки. Спокойно смотрят видеокадры оперативной съемки, как будто это финальная сцена очередного интересного боевика. Только “герои” в нем они сами.
Когда же эти девочки-убийцы стали нелюдями? В какой момент умерли их души? Размышляем, недоумеваем, сокрушаемся и боимся признаться себе, что это мы сами, то через меру сердобольные, а то вдруг равнодушные, сделали их такими.
Максимум, что грозит убийцам, – 10 лет лишения свободы. Какими они выйдут из тюрьмы, если до нее они уже превратились в монстров?
Ольга СЛЕПЦОВА
Якутск
Комментарии