«Снится мне часто сибирский лес. Снится он мне зеленый, глухой, полный тайны своих непроходимых болот, «окон», с бездонной топью, прикрытых изумрудно-ярким мхом, над которым высится богун-трава да лютик легкокорный» – так отзывалась о Сибири писательница Надежда Лухманова, петербурженка по рождению, прожившая со своим мужем – инженером – несколько лет в Тюмени в XIX веке. К 130‑летию Транссибирской магистрали в Государственном историческом музее уже в нашем столетии представлена выставка «Сны Сибири».
Строительство столь масштабного железнодорожного пути – явление чрезвычайной важности для России. Путь должен был соединить (и соединил) обширную территорию России, места, богатые природными и промышленными ресурсами. Приведу слова директора музея Алексея Левыкина: «Строительство Транссибирской магистрали, соединившей европейскую часть страны с восточносибирскими и дальневосточными промышленными городами, стало поистине историческим событием для России. Именно поэтому мы с радостью согласились принять участие в проекте «Сны Сибири».
И эта лестница из шпал,
Пройдя Заволжье,
Предуралье,
Взойдет отлого на Урал.
Урал, чьей выработки сталью
Звенит под нами магистраль.
А за Уралом –
Зауралье,
А там своя, иная даль.
А там Байкал, за тою далью, –
В полсуток обогнуть едва ль, –
А за Байкалом –
Забайкалье.
А там еще другая даль,
Что обернется далью новой…
А.Твардовский. «За далью – даль»
О быте и людях Урала, Сибири, Дальнего Востока – краев, далеких от столицы, писали Вячеслав Шишков и Павел Бажов, Дмитрий Мамин-Сибиряк и Федор Решетников, снимали фильмы Ярополк Лапшин, Иван Пырьев, Виталий Мельников, Владимир Мотыль, Николай Гусаров, Акира Куросава.
Выставка же – путешествие в историю, сказка, объединившая научное знание, новейшие технологии, иммерсивность, искусство, этнографию районов Сибири. По Транссибу – Великому сибирскому пути – пролегает наш путь в царство предков, невиданных зверей, очень самобытной, порой таинственной и магической культуры. Предметы из собраний Государственного исторического музея, Томского областного краеведческого музея имени М.Б.Шатилова, Чердынского краеведческого музея имени А.С.Пушкина, Музея истории и культуры народов Сибири и Дальнего Востока Института археологии и этнографии Сибирского отделения РАН составляют значительную часть экспозиции. Артефакты неолита, экспонаты археологических собраний соседствуют со специально созданной трехмерной моделью каменных стел, сделанных в натуральную величину, голографических изображений диковинных зверей и существ.
Остановиться стоит и на пермском зверином стиле – не только совершенно уникальном явлении железного века, но и становлении ремесла, металлургии. Этот стиль – культовое бронзовое литье, на которое в свою очередь повлияла скифо-сарматская, угорская культуры. Звериный пантеон божеств представляют изделия из бронзы, украшения, композиции, расположившиеся в витринах музея. Много легенд, верований, сказок связано с медведем, лосем, птицами. Три мира – верхний, небесный, которому сопутствовала фигурка орла, души-птицы, средний – с человеколосями, нижний – с изображениями коней, гибрида-ящера – сопровождают бронзовые фигурки. Все это край Чердыни, города, в котором история краеведческого музея (год основания – 1899‑й) очень тесно связана с научным Обществом любителей истории, археологии и этнографии данного края. Общество же в свою очередь составляла местная городская интеллигенция – учителя, врачи, купеческое сословие, духовенство, технические сотрудники предприятий.
Не правда ли, в этом дивном трехмирье угадываются исторические параллели с античной мифологией Древней Греции, или душой-птицей Катериной Кабановой из «Грозы» Александра Островского? «Отчего люди не летают так, как птицы? Знаешь, мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, так тебя и тянет лететь. Вот так бы разбежалась, подняла руки и полетела», – говорила героиня из города Калинова, что на Волге.
Одно в истории и природе сменяет другое: «С высоты птичьего полета граница тайги, по выходе в долину Амура, представляется в виде ажурных кружев. Чем ближе к горам, тем они казались плотнее, и чем ближе к Амуру, тем меньше было древесной растительности и больше луговых пространств. Лес как-то разбился на отдельные куртины, отошедшие в стороны от Хунгари», – писал в рассказах Владимир Арсеньев.
Выставка сопровождается и специальной обширной лекционной программой для детей и взрослых, а также серией встреч с известными учеными, экскурсиями для слабослышащих на русском жестовом языке. В залах представлено и специальное оснащение тактильными моделями, а также этикетажем со шрифтом Брайля.
Мир далекого и часто непознанного прошлого перекликается с современностью – на выставке можно полюбоваться на работы Даши Намдакова, серию эмали «12 шаманов» Сергея Ануфриева, керамику Татьяны Ярошенко – художников и мастеров нашего времени. Все представленные работы – диалог настоящего и прошлого. Многое выполнено из бересты, кожи, дерева – природных материалов, а изделия легки, интересны, заманчивы. Увидеть выставку «Сны Сибири» – одну из вселенных России, край лесов, рек, степей, женщин-колдуний и мастеровитых крестьян – занятие полезное и нужное. Организатор выставки – фонд «Таволга», генеральный партнер – ОАО «РЖД». Сроки экспонирования: 28 октября 2022 – 30 января 2023 года.
Марина АБРАМОВА, фото автора
Комментарии