search
main
0

«Звери мои за меня говорят…». Первый литературный труд Крылова – письмо императрице

«Дедушка Крылов», так звали и зовут его многие – с любовью и бесконечным уважением за все, что он сделал для русской литературы. Уже современники баснописца, что бывает нечасто, хорошо понимали ему цену. К примеру, Пушкин в своей работе о русском театре привел такие, уже популярные, слова из басни Крылова: «По мне уж лучше пей, Да дело разумей».

А красавица Анна Петровна Керн рассказывает в воспоминаниях, что на одном из вечеров у Олениных (знаменитый в Петербурге дом, любимый служителями муз) она встретила Пушкина и не заметила его, потому что все столпились вокруг Крылова, читавшего басню «Осел и мужик». «…И теперь мне еще слышится его голос и видится его разумное лицо и комическое выражение, с которым он произнес: «Осел был самых честных правил!» И не случайно Пушкин в знаменитой строке из «Евгения Онегина» – «Мой дядя самых честных правил» – словно проводил ироничную аналогию с басней Крылова, в которой осел, гоняя птиц, все потоптал в огороде, который охранял.

Язык басен Крылова – народный по сути своей, остроумный, меткий, во многом для того времени смелый, без труда входил как в наивное сердце ученика младших классов, так и в светские гостиные, в коих Иван Андреевич чувствовал себя вполне комфортно, как повествуют многочисленные воспоминания о нем. Положа руку на сердце, признаемся, что редко можно услышать нынче произведения Ивана Андреевича. Не потому ли, что слишком часто басни его бьют не в бровь, а в глаз?.. Потому что сам человек мало в чем изменился. Окружив себя техникой, он «свято» сохранил в себе многие вечные недостатки: жадность, лень, предательство, скудоумие, невежество, стремление к незаслуженным почестям, угодничество перед теми, кто выше по должности, чванливое равнодушие к судьбе другого, и так далее, и тому подобное. Не стареют басни дедушки Крылова, и все тут! И как важно, чтобы с раннего возраста наши дети впитывали эту народную мудрость, копили его крылатые строки на все случаи жизни, так как Иван Андреевич сумел, кажется, объять все стороны человеческого характера. И копили не только для красного словца, что тоже очень неплохо, но и почаще взглядывали на себя со стороны.

На знакомство с яркими людьми Ване везло с детства. Так везло, что в январе 1774 года знаменитый и коварный атаман Емельян Пугачев поклялся повесить капитана Андрея Прохоровича Крылова со всей его семьей, поскольку тот организовал яростное сопротивление при защите Яицкого городка. Мать вывезла маленького Ваню, спрятав в большом глиняном сосуде.

И вот они, удивительные повороты судьбы: много лет спустя Пушкин подробно расспрашивал Ивана Андреевича про то самое время. И вполне вероятно, что образ капитана Крылова ожил многими красками в «Капитанской дочке».

Первым литературным трудом было для Вани письмо аж самой императрице с просьбой о пенсии, которое они сочиняли вместе с мамой, когда умер его отец. Ваня очень надеялся, что императрица растрогается от этих искренних и горестных строк и обязательно решит помочь семье своего верного слуги, храбро сражавшегося с самим Пугачевым. И тогда он, Ваня, и его младший брат Левушка пойдут учиться, как их товарищи, бабка Матрена будет угощать пирогами с мясом, а мама не будет работать по чужим домам, ведь у нее и так неважное здоровье.

Однако письмо государыне осталось без ответа, и в Твери, где они тогда жили, он поступил на работу канцеляристом, будучи еще подростком, волею судеб ставшим главой семьи. Есть о чем задуматься нашим акселератам, ждущим родительской помощи и в самом зрелом возрасте. В эти годы он много читал и однажды попробовал перевести басню француза Лафонтена «Ворона и Лисица». Так был перекинут мостик в само будущее… А когда довелось впервые побывать в театре, в душе его уже не осталось сомнений кем быть, и в 14 лет он пишет в стихах комическую оперу «Кофейница». И был первый успех, правда, до первого гонорара дело не дошло.

За пьесы, обличающие пороки современного общества, его подвергали обструкции, ставили препятствия, лишь бы не допустить до сцены. Немало нервов и душевных сил отнимало издание с другими писателями таких сатирических журналов, как «Почта духов», «Зритель», «Санкт-Петербургский Меркурий». Одно время над Крыловым был установлен полицейский надзор. Вот почему все чаще Иван Андреевич стал доверять свои мысли и мнения героям басен, которые в конце концов и сделали его истинно знаменитым. Не случайно Варвара Алексеевна Оленина, одна из дочерей того самого Александра Оленина – члена Государственного Совета, вспоминает в своих записках: «Я осмелилась раз, еще в юных летах, заметить И.А. Крылову, зачем он выбрал такой род стихотворений. Отвечал он мне: «Ах, фавориточка, ведь звери мои за меня говорят».

Цитаты из басен расходились по Северной столице быстрее курьерской почты, становились на века крылатыми:

«А вы, друзья, как ни садитесь, –

Все в музыканты не годитесь».

«А Лев-старик поздненько спохватился,

Что Львенок пустякам учился».

Думаю, у каждого по этому поводу есть свои примеры из сегодняшних дней.

«Есть много богачей, которых смерть одна

На что-нибудь годна».

«Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать».

«А воз и ныне там».

Последняя строка ну просто создана для вечности, а уж для нас – тем более.

«Неистовый Виссарион» (Белинский), слова которого и ждала, и побаивалась литературная общественность, в своей статье отметил: «Кто-то и когда-то сказал, что в баснях у Крылова медведь – русский медведь, курица – русская курица; слова эти всех насмешили, но в них есть дельное основание, хотя и смешно выраженное. Дело в том, что в лучших баснях Крылова нет ни медведей, ни лисиц, хотя эти животные, кажется, и действуют в них, но есть люди, и притом русские люди».

Надо сказать, с личностью Ивана Андреевича связано много историй, подчас юмористических. Так бывает, когда рассказывают о человеке, которого уважают за главное и потому прощают иные слабости. Некоторые из баек, чаще всего правдивых, я и приведу «на десерт».

Известно, что Крылов не был женат, в бытовом плане был предоставлен самому себе и не раз выслушивал упреки друзей относительно своего внешнего вида. Художник Федор Солнцев вспоминал о том, как однажды Крылов собирался на маскарад и спрашивал совета у жены и дочерей Александра Оленина, какой наряд выбрать. Они предложили ему помыться и причесаться, тогда бы он, без сомнения, остался неузнанным.

Когда Варвара Оленина его спросила: «Отчего вы не женились?» – он ей ответил: «Оттого, фавориточка, что ту, которую бы я хотел, то за меня бы не пошла, а которая бы на это решилась, ту бы я не взял».

Крупная фигура Ивана Андреевича требовала должного питания, и больше всего баек было на эту тему, тем более что Крылов постоянно давал для этого повод. Вот как он рассказывал о званом обеде в царском дворце:

«…А индейка-то совсем захудалая, благородной дородности никакой, жарили спозаранку и к обеду, изверги, подогрели! А сладкое? Стыдно сказать… Пол-апельсина! Нутро природное вынуто, а взамен желе с вареньем набито. Со злости с кожей я его и съел. Плохо царей наших кормят – надувательство кругом. А вина льют без конца… Вернулся я домой голодный-преголодный… Пришлось в ресторацию поехать».

У Крылова над диваном, где он обыкновенно сиживал, висела большая картина в тяжелой раме. Кто-то ему дал заметить, что гвоздь, на котором она была повешена, непрочен и что картина когда-нибудь может сорваться и убить его. «Нет, – отвечал Крылов, – угол рамы должен будет в таком случае непременно описать косвенную линию и миновать мою голову».

И будто наперекор басням о лености Крылова – Александра Осиповна Смирнова-Россет:

«…Весьма немногие знают, что Крылов страстно любил музыку, сам играл в квартетах Гайдна, Моцарта и Бетховена, но особенно любил квартеты Боккерини. Он играл на первой скрипке. Тогда давали концерты в Певческой школе».

В одном из бенефисов знаменитая актриса Катерина Семенова решила сыграть с оперной актрисой Софьей Самойловой в комедии Крылова «Урок дочкам». К той поре они были уже в почтенных летах и полноте. По окончании комедии кто-то спросил мнения Ивана Андреевича.

– Что ж, – отвечал он, – они сыграли очень хорошо; только название комедии следовало бы переменить: это был урок не «дочкам», а «бочкам».

Когда будете в Санкт-Петербурге, обратите внимание на памятник Ивану Андреевичу Крылову в Летнем саду, изображающий баснописца в окружении его героев. А то и поклонитесь замечательному русскому писателю на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры. Ведь не случайно гениальный Гоголь назвал басни Крылова «книгой мудрости самого народа».

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте