В 90‑е годы минувшего века в нашей стране произошли важные изменения, затронувшие различные сферы нашей жизни, в том числе культурное пространство. В чем-то это было оправданно, что-то происходило благодаря смене политического курса, приоритетов в духовной жизни, снятию цензуры. Часть песен, популярных в советские годы, на какое-то время потеряли свою значимость, они перестали отвечать ритмам, энергетике нового времени. Сформировался запрос на песни нового характера и новые имена авторов. Статика на сцене начала уступать место движению.
На Первом канале российского телевидения появилась детская образовательная программа под названием «Домисолька». Ее автор и ведущая – композитор Ольга Юдахина – получила возможность транслировать в эфир новые принципы детского музыкально-театрального творчества, свои новые песни, исполнение которых обязательно сопровождалось театрализацией.
Из этой телепрограммы вырос детский музыкальный театр, известный сегодня всей стране. И в период становления его главной отличительной чертой от других подобных образований было то, что эстрадные номера состояли из вокала и танца, они были мюзикловыми, театральными. Этот подход был новаторским. Такие концертные номера нравились и зрителям, и детям, и родителям. Высочайшая востребованность коллектива, восторженные отзывы зрителей, внимание ведущих продюсеров, режиссеров подтвердили, что найденный формат обучения – тот самый счастливый лотерейный билет, который приносит неизменный успех и увеличивает популярность, а значит, хореографическую/театральную составляющую в вокальном коллективе необходимо развивать.
Хореографического отделения в театре тогда еще не было. С детьми работал один хореограф. Между тем количество детей в «Домисольке» росло. Менялись запросы на модные танцы. Хореография усложнялась: появились факультативы брейк-данса, хип-хопа.
Сольный концерт «Домисольки» в 2005 году в концертном зале «Россия» и успех этого шоу подвели черту под первым этапом становления нового вокально-танцевального жанра.
Руководителям «Домисольки» стало понятно, что песня может быть успешной только в сочетании с танцевальным оформлением. Педагоги стали отмечать большой интерес детей к занятиям хореографией.
При подготовке новых концертных программ стали использоваться новейшие танцевальные направления. Возникла потребность в новых педагогах-хореографах. К этому времени концерты с участием юных артистов «Домисольки» стали профессиональными шоу-программами.
Участие хореографов в подготовке каждого нового спектакля возросло. Появились хореографы-постановщики.
И в это время возникло хореографическое отделение театра. Структура учебных программ стала меняться. Возникла проблема: как выстроить логику учебного процесса, как найти баланс между классическим, народным и современным танцем? Это был серьезный вопрос, потому что нам важно найти равновесие между творческой задачей концертного номера и органичным развитием ребенка.
И в итоге появилось семь оригинальных программ по хореографии. Все программы по хореографии взаимосвязаны. Для детей младшего возраста разработана программа «Танец. Общая хореография», для более старшего возраста – программа «Хореографическое искусство». Изучение таких направлений, как хип-хоп, степ, выведено в отдельные программы. И это оправдано тем, что при постановке концертных номеров очень часто используется современная лексика танца.
Занятия хореографией имеют традиционную структуру и направлены на получение танцевальных навыков. Отдельная часть занятия всегда посвящена работе с микрофоном, так как это важнейший элемент в общем визуальном ряду. Очень важно отметить, что танец в «Домисольке» органичен песне. Ребенок одновременно поет и танцует. Поэтому в постановке вокально-хореографического номера должен учитываться подбор движений исполнителей.
И как говорит художественный руководитель театра:
– Организация подготовки в Детском музыкальном театре «Домисолька» позволяет проявить талант каждому ребенку независимо от его способностей. Особенно это касается хореографии.
Елена ПЕШКОВА, заместитель директора Детского музыкального театра «Домисолька»
Комментарий
Нина ЦУЛЕВА, старший методист Детского музыкального театра «Домисолька»:
– В начале 90‑х я руководила центром детского и юношеского творчества и досуга «Хорошево». Однажды к нам пришел молодой педагог с интересным предложением. Это была Ольга Юдахина – талантливая, полная сил и творческого порыва. Идея была очень необычная – создать с нуля детский эстрадный ансамбль.
В детстве Оля с родителями жила во Фрунзе. Часто перед их домом устраивались ярмарки, где выступали музыканты. Особенно на маленькую девочку действовала игра духового оркестра. Это и было первое знакомство с музыкой. А еще у нее была бабушка, у которой был великолепный голос. Когда она пела, сердце замирало. Так Оля ознакомилась с вокалом. Повзрослев, она поступила в Академию музыки имени Гнесиных, где педагог по классу гармонии сказал ей, что гармония – это наука трудная, чтобы в ней разобраться, надо начинать писать самой. Вот так началось творчество композитора Ольги Юдахиной.
Мы приняли Ольгу в нашу команду. За короткий период созданный ею театр детской песни быстро стал одним из ведущих творческих коллективов сначала центра, а затем и Москвы.
Желание приобщить детей к музыке, научить понимать, слушать и слышать, не подражать, а вносить свое ощущение каждой песни и стараться создать спектакль даже из маленькой песни захватило Ольгу, стало смыслом жизни. Окружать себя единомышленниками, строго подходить к подбору педагогов и верить, восхищаться детскими талантом и творчеством, бесконечно любить свое дело и стремиться создать особенную территорию детского творчества – все это про Ольгу Леонидовну Юдахину.
Если судьба наделяет человека недюжинным талантом, а человек этот хочет, чтобы от его огня загорелись тысячи новых звездочек, – это тоже про Юдахину, про особенную территорию детства, которой стал Детский музыкальный театр «Домисолька».
Очень важно, чтобы творческий человек смог сформировать рядом с собой успешное командное пространство. И здесь Юдахиной тоже сопутствовала удача. Когда в «Домисольку» пришел в скромном ранге педагога-организатора Иван Жиганов, мы поняли, что рано или поздно наш кружок выпорхнет из родного гнезда. Так и случилось. В 2007 году была создана самостоятельная образовательная организация «Центр детского творчества «Детский музыкальный театр «Домисолька». И.Н.Жиганов стал его директором, а О.Л.Юдахина – художественным руководителем.
Понадобилось 15 лет упорного труда, творческого становления, принятия сложных решений, побед и бесконечной борьбы за качество и творчество, чтобы Детский музыкальный театр «Домисолька» под руководством О.Л.Юдахиной и И.Н.Жиганова из вокального кружка превратился в уникальный детский коллектив.
Сегодня Ольга Юдахина – известный в стране авторитетный композитор, педагог, заслуженный работник культуры Российской Федерации, автор многочисленных музыкальных произведений, концерта для фортепиано с оркестром, симфонической сюиты «Город детства», хоровых циклов, инструментальных пьес. Ею написано более 500 песен для детей. Счастье ее жизни заключается в том, что она постоянно живет в творческом процессе. Созданный ею театр – это не работа, эта часть жизни, это состояние души, это поиск, результаты, откровения коллег, бесконечная и бескорыстная любовь к делу.
Ученики Юдахиной, выпускники с удовольствием встречаются спустя годы после окончания обучения, они дружат и помнят друг о друге. Не все выбрали себе профессию, связанную с творчеством, но все успешны и уверенны в себе, активны в любом виде деятельности.
Ольга Леонидовна является наставником для педагогов театра, она помогает им в создании коллектива, дает советы по репертуару и постоянно напоминает, что от их педагогического и профессионального мастерства зависят и начало, и результат. И если удается покорить детские сердца, заинтересовать и убедить, то коллектив будет жить долго и творчески.
Детский музыкальный театр «Домисолька» – это не просто детский музыкальный коллектив – это визитная карточка детского творчества Москвы и России.
А когда у руля стоят профессионалы, люди с открытой душой, большим сердцем, творческим потенциалом и любовью к делу, значит, путь выбран верный.
Счастливого пути и удивительных открытий!
Комментарии