Главным вопросом для родителей ребенка с отклонениями в развитии (у которого существуют проблемы с развитием речи, адаптацией в коллективе сверстников, с коммуникацией, с обучаемостью) является поиск путей оказания своевременной всесторонней помощи ребенку, которая даст возможность малышу жить как их сверстники.
На сегодняшний день инклюзивное образование позволяет родителям решить этот вопрос. Ребенку с особыми образовательными потребностями приходится испытывать определенные трудности при познании окружающего мира, выстраивании отношений со сверстниками.
Самое важное обстоятельство, которое помогает ребенку влиться в социум, – ранняя диагностика нарушений и организация системной помощи ребенку в коллективе и дома. То есть с первого дня выявления проблемы для формирования гармоничной жизни мы обеспечиваем ребенку сопровождение по определенному индивидуальному маршруту начиная с младшего дошкольного возраста и до окончания школы, а возможно, и далее.
Рядом с ребенком находятся специалисты, которые действуют согласно индивидуальной программе развития и образования данного, конкретного малыша. Исходя из практики работы с детьми с ОВЗ, специалисты отмечают, что только грамотно организованное комплексное междисциплинарное сопровождение детей группой специалистов позволяет максимально достичь положительных результатов в их работе.
В эту группу входят воспитатель, педагог-психолог, тьютор, учитель-логопед, учитель-дефектолог, музыкальный руководитель, руководитель по физкультуре, родители. Важным залогом успеха работы является тесная связь всех звеньев цепочки сопровождения и согласованность действий в соответствии с индивидуальной программой развития и образования ребенка.
Психолого-педагогическое сопровождение детей нашего образовательного комплекса (ресурсной школы) начинает осуществляться с групп кратковременного пребывания детей раннего возраста, в последующем в группах дошкольного возраста и далее в школе. Таким образом, осуществляется преемственное сопровождение детей с ОВЗ, в том числе с ЗПР, в междисциплинарной педагогической команде всего комплекса.
В своей практической работе с детьми с отклонениями в развитии основное внимание уделяем психодиагностике. Дети не могут описать, что их беспокоит, с чем у них связаны трудности, поэтому в работе с ними уделяем внимание каждой мелочи, чтобы выявить дисгармонию в развитии и не дать ей усугубиться.
По результатам оценивания делается заключение, где прописываются индивидуальные образовательные потребности ребенка с ЗПР и ставятся первоочередные задачи. Оформляется индивидуальный план развития, где определены место и роль каждого участника сопровождения, организуется предметно-пространственная среда.
Сложность в осуществлении индивидуальной коррекционной работы заключается в поиске ресурсов ребенка и поиске подходов, которые будут гарантировать эффективность затраченного труда. Для начала в этом может помочь наблюдение за поведением ребенка, проводимое всеми участниками процесса. Собранная, зафиксированная информация предоставляет максимальную информированность о внутреннем мире ребенка с ЗПР, его ресурсах и дефицитах, интересах, увлечениях, реакциях, особенностях взаимодействия с социумом.
Поскольку психика ребенка очень ранима, она требует очень бережного к себе отношения. Задания детям предлагаются «от простого к сложному» с обязательным визуальным подкреплением и максимально частым воспроизведением четких, коротких, устных инструкций. Посещение занятий ребенком с ЗПР в подгруппах с малой наполняемостью (2‑3 ребенка сверстника с нормой) позволяет найти детей-напарников, которые являются проводниками постепенной адаптации в микроколлективе.
В последующем через игровые формы, через определенную систему, которая включает в себя технологии социализации, ребенок безболезненно вливается в коллектив сверстников. Он активно перенимает правила детского коллектива, усваивает социально-бытовые навыки, увеличивается объем знаний и умений. Здоровая среда, которая существует в детском дошкольном учреждении, дает возможность малышу развиваться в правильном направлении. Здесь в ходе занятий с детьми отрабатываются необходимые навыки коммуникации и коллективного взаимодействия. Таким образом, ребенок получает возможность социализации путем постепенной адаптации в коллективе.
Елена МАДОНОВА, педагог-психолог школы №2089, кандидат психологических наук
Комментарии