Судьба сериала схожа с судьбой героини
Информация о том, что сериал «Зулейха открывает глаза», снятый режиссером Егором Анашкиным по одноименному роману Гузель Яхиной, вот-вот выйдет в эфире телеканала «Россия 1», появлялась в СМИ еще прошлой осенью. Однако премьера была перенесена на январь – февраль этого года. Зимой уже измаявшимся от нетерпения поклонникам книги было обещано: сериал стартует в марте.
Действительно, на 20 марта был намечен торжественный показ двух серий в кинотеатре «Октябрь», планировалось, что там же будет презентовано новое издание романа в так называемой кинообложке. После этого сериал должен был выйти на экран. Увы, как говорится, жизнь внесла свои коррективы – в связи с известными событиями мероприятие было отменено.
Сама Гузель Яхина недавно в прямом эфире своего Инстаграма с улыбкой сказала, что о выходе экранизации говорится давно, но точной даты сейчас никто не может назвать. И вот наконец 13 апреля первая серия вышла на экран. Ранее в своем аккаунте в Facebook Яхина поделилась с подписчиками, что, посмотрев первые черновые серии, осталась довольна результатом. «Это кино взрослое, – написала Яхина. – Оно не заигрывает со зрителем, не развлекает, а предлагает думать: здесь не будет лишнего пафоса, гонки за сюжетом, кульминаций в каждой сцене и «крючков» в конце серии. Будет неспешное повествование, атмосфера, настроение. Будет дыхание Большой Истории».
Кино действительно получилось качественным. В основе бестселлер, удостоенный множества литературных премий, включая «Ясную Поляну» и «Большую книгу». События разворачиваются в 1930‑е годы. Хрупкая на вид, а на деле сильная женщина, татарская крестьянка Зулейха остается вдовой. Ее погибший муж Муртаза отнюдь не был ангелом и даже частенько бил жену, но и после его кончины жизнь героини не становится легче: ее отправляют в Сибирь, на каторгу. В тяжелых условиях вместе с другими обездоленными людьми – представителями интеллигенции, крестьянами, уголовниками – она борется за жизнь, причем не только за собственную, но и своего ребенка, появившегося на свет в этом ужасном пути.
Главную роль в фильме исполнила Чулпан Хаматова, которой, безусловно, в силу национальности, корней была очень близка эта история. Автор романа говорила, что она рада этому обстоятельству. Что примечательно, Гузель, почти не задумываясь, ответила на вопрос читателей о том, кто мог бы создать кинообраз Зулейхи в прошлые десятилетия. По ее словам, в 1960‑е годы ее выбор пал бы на Татьяну Самойлову, в 1970‑е – на Жанну Болотову, а в 1980‑е – на Маргариту Терехову. Сегодня же пальма первенства по праву отдана Чулпан. В фильме также заняты такие звезды российского кино, как Сергей Маковецкий, Юлия Пересильд, Роман Мадянов, Роза Хайруллина и другие.
Гузель Яхина не зря говорила о дыхании Большой Истории. Для нее самой важно, чтобы историческая правда была своего рода гвоздем, удерживающим основу произведения.
– Я стараюсь, чтобы все крупные события, детали, а также, конечно, психология героев соответствовали этой исторической правде. Чтобы даже историк, взяв в руки эту книгу, не нашел в ней серьезных ляпов, – подчеркнула писательница, общаясь с подписчиками в Инстаграме.
Вольности, которые Гузель, по ее словам, могла позволить себе, – это, например, то, что путь героев на место ссылки длится полгода. «Но мне хотелось показать как бы бесконечность их страданий, плюс мне было необходимо, чтобы ребенок был выношен Зулейхой. Поэтому я позволила себе предположить, что дорога заняла именно столько времени. Было ли это на самом деле, не знаю, но в это читатель верит», – призналась Яхина.
Читатель действительно поверил Зулейхе, проникся ее судьбой. Сейчас у него есть шанс познакомиться с сильной женщиной на экране, и он наверняка полюбит и ее.
Анна САМАРСКАЯ
Комментарии