«Сколько вам ни объясняй тему, никакого толку – в одно ухо влетает, из другого вылетает!» – частенько многим из нас приходилось слышать от учителей подобные нелестные слова. «Как заставить вас запомнить то, что я вам рассказываю?»
Действительно, как? Ведь многое из того, что включает в себя школьная программа, не задерживается в головах учащихся надолго. А может быть, материал стоит зазубривать?
Нередко именно метод механического заучивания и постоянного повторения пройденного дает неплохие результаты. Недаром, например, самым популярным учителем начальной школы в Японии является Хидео Кагэяма – главный пропагандист бесконечной зубрежки. Он считает, что только зазубривание материала заставляет мозг работать, подобно персональному компьютеру. В прошлом году, прежде чем Кагэяма был назначен директором начальной школы в Цутидо, ее ученики показывали довольно скромные результаты по чтению и арифметике. По оценочной шкале государственной 100-балльной тестовой системы они набрали около пятидесяти баллов, а в январе этого года результаты большинства учеников повысились на девять баллов, превысив средний уровень. Несомненно, на подобный успех обратили внимание японские СМИ, сравнив данный метод с чудом. После этого учитель Кагэяма стал очень популярен. Когда он выступает с лекциями, аудитории переполнены. В Цутидо приезжают педагоги со всей страны, дабы посмотреть, как Кагэяма занимается со школьниками. Проводятся его уроки неординарно. Когда дети изучают японские поэмы XIX века, то текст каждого произведения повторяют много раз, при этом темп чтения постоянно увеличивается. Или, например, на занятии дети дожидаются задания, сидя за партами, на которых разложены листы бумаги и карандаши. Сразу после того как учитель задает вопрос, дети набрасываются с карандашами на бумагу и начинают со всей скоростью что-то писать по памяти. Они торопятся, ведь учитель засекает время сдачи ответов по секундомеру. А на уроке английского языка все повторяют хором такие фразы: «У меня хорошие результаты по физкультуре», или «Вы любите жареного цыпленка?» Будто роботы, сидят ребята и учат наизусть одно и то же – и так по много-много-много раз.
Такой «метод интенсивного режима подготовки» считается чрезмерным даже по достаточно жестким стандартам японских школ и подвергается резкой критике со стороны учителей государственных школ. Но Кагэяма все равно остается самым признанным учителем. Он говорит, что его метод не только повышает результаты учеников во время экзаменов, но и развивает в детях творческие и аналитические способности. Постоянная тренировка памяти прежде всего является умственной гимнастикой, которая укрепляет мозг, развивает чувство уверенности в себе и помогает составить собственное мнение, когда дети получают новую информацию. Так ли это на самом деле? Вспоминаются известные слова: «Образование – это то, что остается, когда все выученное забывается». Так не забудется ли в скором времени все то, что было вызубрено? Вот в чем вопрос.
Комментарии