Везению некоторых нынешних школьников так и хочется позавидовать. Познакомишься с отличным педагогом, узнаешь его получше и начинаешь думать: эх, почему такого не было в моем детстве? Мне, допустим, когда-то не повезло с учителем химии. Пришлось добирать знания в книгах.
Хорошей детской научно-популярной литературы становится все больше. Появляются даже целые издательства, ориентированные исключительно на эту сферу. Взять хотя бы основанную года три назад «Абраказябру», где увидели свет уже несколько десятков познавательных книг на темы истории, экономики, биологии и других дисциплин. Не отстают и издательства, существующие гораздо дольше. Так, в редакции «Аванта», входящей в холдинг «АСТ», возникла любопытная книжная серия «Звездный научпоп». Большинство авторов – общепризнанные мастера своего дела, замечательные ученые, популяризаторы науки, способные в максимально доступной форме донести до ребенка даже самый сложный материал. Например, астрономию предлагается изучать в компании кандидата физико-математических наук доцента МГУ Владимира Сурдина, а пресловутую химию – вместе с кристаллографом, материаловедом доктором наук и профессором РАН Артемом Огановым.
Одна из новинок серии – «Русский язык с Сергеем Волковым». Пару лет назад у опытного учителя словесности, работающего в одном из столичных учебных заведений, вышла книга «Загадки литературы» (рецензию на нее вы найдете в «Учительской газете» №35 от 31 августа 2021 года). В этой работе автор в оригинальном стиле попытался подружить детей с соответствующим школьным предметом. И попытка оказалась успешной. Настал черед русского языка.
Каждая глава новой книги – одновременно еще и веселый рассказ. Сперва Волков настраивает читателя на нужный лад и только после того, как мы улыбнемся, переходит к науке. Доброго юмора здесь много. В рассказе «ЕдИте или едЕте?» педагог-писатель делится забавной историей о том, как однажды задумался над полученным письмом с вопросом: «Вы едите в октябре?» Конечно, ему захотелось ответить: «Ем. И в ноябре, и в марте». Нам же наверняка вспомнится знаменитое лермонтовское «Все это было бы смешно, когда бы не было так грустно…», кстати, ставшее присказкой некоторых учителей. Ведь всем очевидно, что именно на самом деле интересовало спрашивавшего. Ошибка привела к искажению смысла предложения. Рядом приводятся другие примеры фраз с ошибками, которые режут не только глаз, но и ухо. И подробное объяснение, что делать, чтобы в таких случаях не сесть в калошу.
Волков точно знает, о чем его могут спросить юные читатели. Думается, потому что сталкивался с однотипными вопросами за годы работы в школе много раз. Прежде чем разобраться, как определить спряжение, автор говорит о том, «зачем эти спряжения вообще нужны» и «кто придумал их определять». В цитатах знакомая недовольная детская интонация. Абсолютно живые вопросы, задаваемые мальчишками и девчонками, у которых не получается самостоятельно разобраться со сложной темой. Учитель таким же живым языком объясняет, помогает понять. И делает это весьма толково. Делится он и филологическими лайфхаками. Например, римская цифра II похожа на русскую букву «И», если дорисовать палочку, а второе спряжение – это и есть «И-спряжение», поскольку относящиеся к нему глаголы как раз заканчиваются на -ить.
Волков не «кошмарит» детей. Словечко, кстати, из книги. Мудрый автор обладает еще одним важным для учителя талантом – он умеет рассеивать беспокойство. Тире или запятая: что поставить в каждом конкретном случае? Что выбрать? Ведь можно и так и так. А как правильно? «Мамочки, спасите!» Волков отвечает: не паникуйте, поскольку «выбор того, а не этого варианта не ошибка», в подобных обстоятельствах нужно просто думать о том, чтобы читающему было удобно.
Книга полна советов, как действовать в той или иной ситуации. Все мы знаем крылатое выражение «Зри в корень!». Волков же призывает к иному: «У прилагательных зри в суффикс: АН, ЯН, ИН пиши с одним Н (кроме всем известных стеклянный, оловянный, деревянный), а ЕНН/ОНН – с двумя (кроме ветреный)». Чуть дальше добавляя: «А у причастий в суффикс не зри – бесполезно». Предвосхищая вопрос о правописании отглагольных прилагательных, он и вовсе атакует авторов отдельных учебников, призывая подрастающее поколение не морочить себе головы: «Правда состоит в том, что, чтобы правильно написать Н/НН в полных формах, нам не нужно понятие «отглагольные прилагательные». Забудем его. Оно действительно есть в учебниках и грамматиках, но для правописания оно совершенно лишнее, только путает дело. В орфографии оно сработает для кратких форм… А для полных форм отглагольным прилагательным – но пасаран. Только учителям не говорите, а то они разволнуются».
Есть в книге и упражнения, хотя превыше всего, наверное, будут «запоминалки». Тоже слово со страниц книги. Еще тут есть «норм», «погуглите» и другая современная детская лексика. Кто-то возмутится: да как может учитель русского языка использовать нелитературные выражения?! Но мне кажется, это как раз хорошо: педагог и ребенок оказываются на одной волне. А занудство оставим на противоположном полюсе.
Сергей Волков. Русский язык с Сергеем Волковым. – М. : АСТ, 2023. – 106 с.
Комментарии