Младшие школьники любят и хотят играть. Это желание вытекает из потребности детей компенсировать ограниченность учебной деятельности в движениях, в положительных переживаниях, в свободе выбора интересной для себя роли и позиции, в возможности проявить свою активность.
Я стараюсь использовать нетрадиционные формы уроков: интеллектуальные игры “Умники и умницы”, “Банановая лихорадка”, “Великолепная дюжина”, “Интеллектуальное казино”, урок-сказка, урок-путешествие, урок-телепередача. Все это помогает детям грамотно излагать свои мысли, подбирать необходимые слова, рассуждать, фантазировать. Интерес к игре, требующей напряжения мысли, появляется не всегда и не у всех детей сразу. Предложенные трудные, непосильные задания могут ребенка отпугнуть, поэтому я соблюдаю принцип “от простого к сложному”. Но зато, когда ребенку удается осилить вопрос, преодолеть первые трудности, он испытывает большую радость и готов перейти к более сложной игре. У него появляется вера в свои силы, развивается “умственный аппетит”. Значит, цель игры достигнута.
В каждом классе есть ученики, которых мы относим к разряду “незаметных и тихих”, но коллективный командный дух, желание одержать победу часто преображают этих робких детей и дают возможность показать себя с неожиданной стороны. После проведения многих игр я заметила, что у детей возникало стремление к самостоятельному получению знаний через общение с книгой. Ведь книга помогает ученику утверждаться в собственных мыслях, взглядах. Нельзя недооценивать роль подготовки к игре. Нужно учитывать ряд условий:
а) задания не должны дублировать учебный материал, а носить нестандартный характер, чтобы ученики могли усвоенные знания перенести в новые условия, проявить смекалку;
б) задания должны быть разными по степени трудности: наряду с несложными должны быть и трудные;
в) важно продумать критерии оценки деятельности участников и формы поощрения победителей игры – это будет стимулом для дальнейшего изучения предмета и первым шагом к началу следующей игры.
Атмосфера праздничной приподнятости, сопровождающая финал игры, позволяет детям испытать ощущение радости знания и творчества. Высокую эффективность приносят интеллектуальные игры, если они проводятся не от случая к случаю, а в системе. Через игры у детей происходит воспитание души и ума. Участие в играх помогает им глубже осознавать практическую значимость учебных предметов. Интеллектуальная игра создает благоприятные условия для формирования таких психических процессов, как внимание, память, воображение, мышление и познавательные действия, формирует готовность к самооценке и самоконтролю.
Урок “Счастливый случай” по теме “Состав слова”.
Организационный момент.
Давайте настроимся на работу и улыбнемся друг другу. Теперь сядьте удобно, закройте глаза и повторяйте за мной:
Я в школе на уроке.
Сейчас я начну учиться.
Я радуюсь этому. Внимание мое растет.
Я, как разведчик, все замечу.
Память моя крепка.
Голова мыслит ясно.
Я хочу учиться.
Я очень хочу учиться.
Я готов к работе.
Работаю.
Сообщение темы урока
Урок русского языка мы проведем в форме игры “Счастливый случай”. Продолжим учиться красиво писать, будем думать, рассуждать. Сегодня встретятся 3 команды друзей – товарищей. Наша задача – выявить команду-победительницу и лучших знатоков в каждой из них. За правильный ответ – жетон. Итак, начнем, но сначала дадим командам названия. Для этого вспомним, какие части слова вы знаете.
1-я команда: “Приставка”.
2-я команда: “Суффикс”.
3-я команда: “Окончание”.
Минута чистописания.
Давайте сделаем небольшую разминку. Отгадайте, какая буква похожа на лесной шалашик. (Буква Л).
Дайте характеристику этому звуку.
Будем писать строчную букву л с элементами скорописи. Но сначала подготовим пальчики к работе.
Дети соединяют поочередно пальцы, затем хлопают в ладоши и говорят:
Вышли пальцы погулять
(массаж пальцев).
Этот пальчик самый сильный;
Самый толстый и большой,
Этот пальчик для того…
Чтоб показывать его,
Этот пальчик самый длинный,
И стоит он в середине,
Этот пальчик безымянный,
Он избалованный самый,
А мизинчик, хоть и мал,
Очень ловок и удал.
Обобщение по теме.
1-й ГЕЙМ
“Найдите друзей”
Прочитайте слова. Определите часть речи. От данных слов образуйте однокоренные слова. Запишите в тетрадь:
1) лень, …
2) боль, …
3) соль, …
(Проверка задания осуществляется с помощью доказательства. За правильный ответ – жетон).
2-й ГЕЙМ
“Домашнее задание”
Составить слова и разобрать по составу:
1) и, ник, под, снеж
2) а, к, по, сад
3) а, ушк, корм.
Физкультминутка “Не ошибись, пожалуйста”.
Я буду подавать команды, но выполнять их надо только тогда, когда я скажу волшебное слово “пожалуйста”:
1. Встаньте, пожалуйста.
2. Поднимите руки.
3. Будьте добры, похлопайте.
4. Потопайте, попрыгайте, пожалуйста.
5. Тихонько сядьте.
6. Тихонько сядьте, пожалуйста.
3-й ГЕЙМ
“Кто больше?”
Запишите как можно больше слов за 1 минуту.
I вариант – при помощи приставок от корня ход образовать и записать новые слова. Приставки выделите.
II вариант. От заданных слов при помощи суффиксов образовать и записать новые слова. Суффиксы выделить. (Во время проверки выдаются жетоны).
Что в них общего? Чем различаются приставка и суффикс?
4-й ГЕЙМ
“Это мы все проходили”
(игра “Грамматическое лото”)
Во время игры используются карточки двух видов: на одних написаны вопросы, на других ответы. В каждой команде имеются по две такие карточки.
Команды задают друг другу вопросы.
1-я команда
1. Что вы знаете о родственных словах? (Родственные слова имеют общую часть, они близки по смыслу).
2. Какая часть слова бывает во всех словах? (Главная часть слова – корень).
2-я команда
1. Что называется корнем? (Корнем называется общая часть всех родственных слов).
2. Что называется окончанием? (Окончанием называется изменяемая часть слова, окончание служит для связи слов в предложении).
3-я команда
1. Что такое приставка? (Приставка – часть слова, которая стоит перед корнем, при помощи приставок образуются новые слова).
2. Что такое суффикс? (Суффикс – часть слова, которая стоит после корня, при помощи суффикса образуются новые слова). (Во время проверки жетоны выдаются тем, кто правильно отвечает).
Татьяна МУСИЕНКО,
учитель начальных классов
средней школы N 12
Яровое,
Алтайский край
Комментарии