Выжить в этом безумном мире, когда все меняется не по дням, а по часам, очень сложно. Еще вчера обучали по одним программам, сегодня уже по другим, еще вчера были востребованы одни специалисты, сегодня – другие. А за техническим прогрессом вообще не успеть: если у тебя компьютер Pentium III, то ты безнадежно отстал от жизни. Все эти мысли волнуют здоровую, вполне дееспособную молодежь. Что же тогда остается тем, у кого физические возможности не соответствуют норме? Ответ прост: ты будешь на плаву, если владеешь навыками работы на компьютере. И это касается всех. Даже незрячих.
Педагоги специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната №1 III – IV видов города Москвы привыкли руководствоваться тезисом: выпускники учебного заведения должны не просто не уступать в уровне подготовки своим зрячим сверстникам, но и во многом превосходить их. Именно это дает им возможность в дальнейшем влиться в любой коллектив и стать полностью реабилитированной личностью.
На территории бывшего СССР московская школа-интернат первой начала обучение незрячих детей работе на персональном компьютере с использованием программ речевого доступа и брайлевских дисплеев. Начав практически с нуля, учителя информатики создали уникальные методики и учебные пособия, которыми щедро делятся с коллегами из других школ.
Следует заметить, что методики обучения слабовидящих, способных получать визуальную информацию с монитора, и незрячих, лишенных этой возможности, хотя и имеют много общего, но существенно различны в части пользовательских навыков. Обучению практическим навыкам работы на компьютере без зрительного контроля стоит уделить отдельное внимание.
К настоящему моменту сложилась следующая структура обучения информатике и информационным технологиям: первый этап (4 – 7-й класс) – пропедевтический курс, второй (8 – 10-й класс) – базовый курс и третий (11 – 12-й класс) – профильный курс. Целью курса информатики является формирование навыков самостоятельного доступа к информации как средства реабилитации инвалидов по зрению.
Основой пропедевтического этапа обучения информатике являются навыки десятипальцевого метода ввода информации и формирование звукового восприятия объектов виртуального пространства. Учащиеся изучают основы работы с текстовым процессором Word при помощи программы речевого доступа Jaws For Windows. При изучении текстового процессора на начальном этапе основное внимание уделяется умению ориентироваться в тексте, редактировать и форматировать текст, используя меню, панели инструментов и горячие клавиши. Четвертый класс полностью посвящен изучению клавиатуры – русская раскладка. Также вводятся и элементы теоретических знаний об информации и о составных частях персонального компьютера. Помимо урочных часов в 5-7-х классах один час в неделю проводятся обязательные факультативные занятия по группам.
Сейчас проходит апробация компьютерного курса информатики для 2-3-х классов. Курс разработан на основании действующего курса А.В. Горячева «Информатика в играх и задачах 1-4».
В основу базового курса легла работа с объектами Windows через формирование тифлообраза – представления объектов виртуального пространства в сознании школьников. Накопленный в школе опыт преподавания показывает, что через тифлообраз учащиеся легче и прочнее воспринимают материал. Содержание базового курса отражает требования «Обязательного минимума содержания образования по информатике для общеобразовательных школ».
Второй этап обучения информатике ориентирован на один час в неделю и обязательные факультативные занятия.
Третий этап обучения информатике ориентирован на подготовку учащихся к активному самостоятельному использованию персонального компьютера в будущей профессиональной деятельности и на подготовку к поступлению в вузы. Курс состоит их двух частей – это «Информатика» и «Информационные технологии». В профильный курс информатики включены интернет-технологии, но, к сожалению, из-за отсутствия выделенной линии они чаще всего сводятся к теории. Курс рассчитан на два часа в неделю в 11-м классе (час на «Информатику» и час на «Информационные технологии») и три часа в неделю для 12-го класса (час на «Информатику» и два часа на «Информационные технологии»). Имеются также факультативные занятия для желающих.
Планируется расширить программу профильного курса темами: «Система обработки текста TEX» и «Операционная система Linux».
Чтобы все вышесказанное не осталось общими словами, приведем в качестве примера обучения незрячих пользователей компьютеру урок-практику 8-го класса конца II четверти. Тема – «Перемещение по объектам Windows».
Учащиеся уже знают следующие понятия: «операционная система»; «файловая структура»: файл (документ), папка (каталог), логические диски; «ярлык»; «дерево каталога» и «путь к файлу»; «многопользовательская-однопользовательская», «многозадачная-однозадачная»; основные объекты Windows: окно, главное меню «Пуск», Рабочий стол, Панель задач, Системная панель. Школьники уже умеют приводить примеры операционных систем: многопользовательская-однопользовательская, многозадачная-однозадачная; характеризовать файловую структуру Windows; записывать путь к файлу по дереву каталогов. У них сформированы представления о файловой иерархической структуре Windows и тифлообразы интерфейса Windows при помощи брайль-альбома (Сара Морли. Брайль-альбом «Операционная система Windows 95» и «Справочное пособие по Jaws for Windows»). В ходе урока школьники узнают о клавиатурных комбинациях для перемещения по объектам Windows, научатся перемещаться по объектам Windows (между Рабочим столом, кнопкой «Пуск», Панелью задач и Системной панелью), ориентироваться в открытых окнах и иерархии папок, работать с главным меню и определять, какой объект активен. Развивающие цели занятия заключаются в совершенствовании навыков пользования компьютером и получения информации, воспитательные – в формировании элементов самостоятельности и уверенности при пользовании компьютером, а коррекционные – в перепроверке ориентирования при работе со стандартной клавиатурой.
План урока:
1. Оргмомент – 3 минуты.
2. Изучение нового материала – 17 минут.
3. Закрепление изученного материала «Отработка приемов перемещения по Windows» – 15 минут.
4. Итог урока (тест из 6 вопросов) – 10 минут.
Ход урока.
Дети сидят за компьютерами, перед ними лежат брайлевские альбомы. Объяснение идет параллельно с использованием альбома и отработкой приемов на компьютере. Все клавиатурные комбинации с пояснениями записываются в тетрадь.
Повторение:
1. Какова файловая иерархическая структура Windows?
2. Опишите пользовательский интерфейс Windows.
Изучение нового материала.
Пока компьютер грузится, уточним некоторые понятия. Мы выяснили, по каким объектам Windows будет перемещаться: по папкам, документам, ярлыкам, между Рабочим столом и Панелью задач. Остается выяснить, что перемещается между этими объектами. Это фокус (часто фокус и курсор совпадают). Строгого определения у этого понятия нет, поэтому разберем его на примере. У вас на столе лежат книги, прибор и тетрадь. Чтобы начать работу с книгой, ее нужно взять в руки, то есть сосредоточить или сфокусировать на ней внимание. Если берете тетрадь, то внимание фокусируется на ней и действия будут производиться уже с тетрадью. Аналогичная ситуация и при работе на ПК. Для того чтобы начать работать с папкой, надо сначала навести на нее фокус. Объект, на который направлен фокус, в информатике называется активным. Работать можно только с активным объектом. А как узнать, где фокус? Для определения местонахождения фокуса можно использовать комбинацию клавиш INS+T – команда Jaws для чтения заголовка окна.
Итак, компьютер загрузился. Если Jaws на вашем компьютере загружается автоматически, то фокус после загрузки ПК находится на Рабочем столе. По объектам Рабочего стола перемещаются клавишами управления курсора. Если же Jaws приходится загружать «вручную» (Ctrl+Alt+J), то есть несколько вариантов начала работы. Вы можете поместить фокус на Рабочий стол (клавиатурной комбинацией Windows+M – при этом сворачиваются все открытые окна) или вызвать главное меню Windows (клавишей Windows или комбинацией Ctrl+Escape, по главному меню перемещаются клавишами управления курсора вверх/вниз, для открытия подменю используют стрелку вправо, для закрытия – влево или Escape). Но как перемещаться между Рабочим столом, Системной панелью, Панелью задач и кнопкой «Пуск»? Если перемещаться по этим объектам по часовой стрелке, то используется клавиша Tab. Если против часовой, то комбинация клавиш Shift+Tab (если у вас Windows’98, то на Системную панель можно попасть только при помощи комбинации клавиш INS+F11). Если переместиться, например, по пути: Рабочий столМой компьютерЛокальный диск (С:), как вернуться обратно в папку «Мой компьютер»? Для этого достаточно нажать клавишу BackSpace. А если в процессе работы открыли много различных документов, как между ними перемещаться? В этом поможет комбинация клавиш Alt+Tab – перемещение между окнами (удерживая Alt, надо кратковременно нажимать клавишу Tab).
Закрепление пройденного материала.
1. Задание на перемещение по Рабочему столу и между папками (у папок установлен вид «Таблица»).
Переместите фокус на Рабочий стол. Откройте папку «Мой компьютер» (для открытия папок используется клавиша Enter). Откройте папку «Локальный диск (C:)». Выясните, сколько объектов размещены в этой папке и всю информацию о первом объекте (Insert+стрелка вверх – озвучить текущую строчку). Вернитесь обратно в папку «Мой компьютер» и убедитесь, что эта папка активна. Закройте папку (для закрытия папок используется комбинация Alt+F4).
2. Задание на перемещение по Системной панели.
Выясните, сколько и какие объекты расположены на Системной панели.
3. Задание на перемещение между открытыми окнами.
Откройте три приложения: Калькулятор, Блокнот, Word через главное меню Windows. Сделайте активным «Калькулятор». Произведите следующие расчеты: перевести 269$ в рубли по курсу 1$=29,2 руб. Сделайте активным документ Word. Запишите результаты вычисления. Сделайте активным «Блокнот». Запишите, сколько байт в вашем полном имени и фамилии. Сделайте активным «Калькулятор» и закройте его. Сделайте активным документ Word и закройте без сохранения. Сделайте активным «Блокнот» и закройте, сохранив документ под именем «байт».
Подведение итогов урока.
Итогом урока может служить пятиминутный тест «move.doc», который расположен по пути: Рабочий стол/Мои документы; правильные ответы отмечаются в конце или начале строчки знаком «+».
Елена СОЗОНОВИЧ, Владимир СОКОЛОВ, Янина СПИРИДОНОВА, учителя информатики специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната №1 III – IV видов, Москва
Тест «Перемещение по объектам Windows»
1. Как открыть папку «Мой компьютер»:
А) клавишами управления курсора;
Б) при помощи клавиши Windows;
В) клавишей Enter;
Г) Alt+F4.
Ответ: В
2. Как попасть с кнопки «Пуск» на Рабочий стол (все окна закрыты):
А) SHIFT+TAB;
Б) TAB;
В) при помощи клавиши WINDOWS;
Г) ESC+CTRL.
Ответ: А и В, но А оптимальнее
Примечание: обратите внимание, что в пункте 2 способами А) и Б) можно попасть с кнопки «Пуск» на Рабочий стол. Проследите, выберут ли дети наиболее рациональный способ.
3. Как перемещаться между открытыми окнами:
Б) CTRL+TAB;
В) TAB;
Г) ALT+TAB.
Ответ: Г
4. Как узнать, где находится фокус?
А) INS+T;
Б) INS+F4;
В) INS+END;
Г) INS+PAGE DOWN.
5. Как переместиться из папки «Локальный диск (C:)» в папку «Мой компьютер»:
А) ALT+TAB;
Б) SHIFT+TAB;
В) BACKSPASE;
Г) INS+F11.
6. Как закрыть окно:
А) ESC;
Б) ALT+TAB;
В) ALT+F4;
Г) SHIFT+TAB.
Оценка за тест не ставится.
На основании результатов задания педагог делает выводы об уровне усвоения учебниками пройденного на уроке материала, что нужно отработать на дополнительных занятиях, на кого обратить особое внимание.
Комментарии