search
main
0

Зри в корень

В жизни как в информатике: есть задача, и надо найти решение

1 сентября 2020 года запомнится учителям и ученикам всех учебных заведений России, уж очень не­обычным оказался формат проведения Дня знаний. Для школы №1 Екатеринбурга начало учебного года выглядит обновленным втройне. К новым условиям обучения добавляется новый руководитель. Летом директором был назначен Алексей Махновецкий. Само же учебное заведение несколько лет было закрыто на реконструкцию, по сути, построено новое здание – шесть новых зданий! – на старом месте. Год оно уже отслужило, но по-прежнему выглядит только-только открывшимся после глобального обновления.

Путь Алексея Витальевича в педагогику выглядит нетрадиционно: здесь нет учительских династий и детских мечтаний стоять у доски с указкой, рассказывая детям о важных вещах. По образованию он экономист и инженер; поработал на производстве, был менеджером в бизнесе. Даже сейчас, спустя 12 лет, свой порыв разослать резюме в школы на должность преподавателя информатики не может определить сугубо рациональными причинами. Это было наитие, интуиция.

Начал работать в екатеринбургской школе №55 по совместительству. Быстро осознал: нравится! В прежней деятельности уже ощущал рутинность, повторяемость. Школа же молодой, живой и вечно меняющийся организм. Один день не похож на следующий, не предугадаешь, что случится завтра, кто придет с вопросом и как его можно будет решить. Через два месяца перевелся в школу как на постоянное место работы. «Пусть зарплата не соответствовала ожиданиям и трудовложениям, зато на работу ходил с удовольствием», – вспоминает Алексей Витальевич.

Есть у него черта: за что взялся – делает хорошо. Достаточно быстро произошел скачок из преподавателя в топ-менеджеры, без промежуточных стадий уровня завуча. Обрести организаторские навыки помогли постоянная активность и коммуникабельность. Вел методическую работу, проявился в Городской педагогической ассоциации, много общался с коллегами из других учебных заведений. После 9 лет учительского стажа возглавил школу, с которой и начал путь в педагогику. 55‑я – небольшая, камерная, со своей атмосферой, устоявшимися традициями.

И вот следующий этап – школа иного масштаба с гордым номером – первая! С богатой историей и с большой жизненной паузой, когда она обветшала и была закрыта на несколько лет «по состоянию здоровья», дети же разошлись по другим учебным заведениям. До ремонта в 1‑й числилось не более 400 человек. В 2020 году она встречала уже 1800 учеников.

Коллектив после нового рождения первой был сформирован практически с нуля, как ученический, так и педагогический. Кадровые вопросы – одни из самых острых, любой директор знает. Когда же выпускаются четыре класса из начальной школы, соответственно, высвобождаются четыре педагога, готовых взять первоклашек, а первых классов набирается двенадцать! Вот задача.

– Алексей Витальевич, как я понимаю, заполнение педагогических вакансий было тем, с чего началась ваша директорская деятельность в новой школе?
– Да, это так. Проблему удалось решить. Честно говоря, без особых сложностей. Новые стены помогают! Идеальное современное состояние здания – привлекательный фактор для сотрудников, так же как и центральное местоположение.

– Что было следующим по актуальности для нового директора?
– Я считаю очень важным сразу правильно выстроить отношения с родителями, которые сейчас являются полноправными участниками образовательного процесса. Дети всегда учились и будут учиться. Педагоги всегда учили и будут учить. А вот родительская функция в последнее время принципиально изменилась. И, к сожалению, многие видят смысл только в контроле, а не в активном участии в жизни школы.

– Родители стали более требовательными?
– Если бы только более требовательными, это было бы хорошо. Требовательность предполагает понимание и экспертную оценку процесса. К сожалению, далеко не все они ясно и четко представляют специфику жизни школы как социального коллектива, особенности педагогического взаимодействия с подростками и так далее. Некоторым просто что-то не нравится. Другие в принципе любят критиковать, а тут столько возможностей…

Мне представляется важным сразу объяснить родительской общественности, как они смогут улучшить результаты образовательного процесса, ведь задача у нас одна. Мы должны быть союзниками, а не находиться в оппозиции друг к другу. Поэтому встречаешься, общаешься, разговариваешь, вникаешь. Хочется помочь каждому, разобрать досконально любую ситуацию, но тут уже возникает естественная проблема – время не резиновое, на все и всех иногда не хватает. Кое-что приходится делегировать заместителям.

Здесь я могу плавно перейти к следующей задаче, которую считаю очень важной: создать информационную экосистему, развести информационные потоки. Чтобы каждый занимался своим делом. Не надо педагогу брать на себя то, что должен выполнять административный сотрудник. У педагога сегодня есть электронный журнал и, следовательно, минимум переписки, бумажную работу можно оставить администрации.

– Алексей Витальевич, по содержанию образования как вы видите будущее школы №1?
– Убежден, что в массовой школе должны развиваться все направления, без ущерба для какого-либо. Естественно, что в старшем звене дети разойдутся по профильным классам; в параллели десятых мы запускаем проект, связанный с отработкой практических навыков на базе СПО. Но в начальном и среднем звене не должно присутствовать явное превалирование одного предмета, чтобы дать возможность каждому ученику без исключения найти себя, свой интерес.

А вот в сфере дополнительного образования могут быть приоритеты. Идут они от людей прежде всего. Есть несколько замечательных педагогов, которые успешно ведут кружки, факультативные занятия, и на них с удовольствием ходят дети.

Содержательные приоритеты в дополнительном образовании могут формироваться и материальной базой. Понятно, что школа после реконструкции прекрасно оснащена технически. Плюс идет большой социальный запрос на такие предметы, как информатика, робототехника, инженерное образование. Будем их развивать по максимуму.

– Я правильно понимаю, что у школы пока нет традиций?
– И наша ближайшая задача – их создать! За первый год жизни коллектива в новом здании кое-что уже заложено: состоялась череда успешных мероприятий, которые могут вырасти в традиционные. Конечно, будем их продолжать и укреплять.

Не упускаем и внешнюю атрибутику. У школы есть эмблема, у учеников – форма, на которую можно пришить эмблему. Символика, указывающая на принадлежность к определенному коллективу, прекрасно работает на объединение.

– К сожалению, массовые мероприятия в школах какое-то время не будут проводиться. Скажите, готова ли школа к жизни в новых условиях, связанных с пандемией?
– День знаний, как и в большинстве школ России, прошел по классам и без родителей. Но, надеюсь, скоро будут у нас и большие праздники! Образовательная система, безусловно, готова к новым условиям. Уделили большое внимание логистике: как грамотно развести группы детей? Введена дополнительная перемена для обеда, чтобы разделить потоки. Выстроены графики посещения столовой, у каждого класса свой стол, который дезинфицируется после приема пищи. Теперь в любой параллели, как в начальном звене: не дети ходят по кабинетам, а учителя приходят в кабинеты, закрепленные за классом. За исключением лабораторных работ, конечно, но они бывают не каждый день. Звонок оставляем для педагогов, а для учеников уроки начинаются и завершаются в разное время.

Если же говорить о дистанционном образовании, которое уже опробовано, плюсы и минусы проанализированы, то мы в качестве единой платформы выбрали и освоили Microsoft Teams. Платформа доступная и качественная. Она позволяет учителю легко конструировать уроки самостоятельно. Составить задание, определить формат и время выполнения, обеспечить обратную связь. Другими платформами тоже пользуемся, но эту считаем наиболее эффективной.

Продолжим оптимизировать учебный процесс, чтобы максимально сократить время детей в школе.

– Как же совместить дополнительное образование, ценность которого вы подчеркнули, с минимизацией времени нахождения в школе?
– Это одна из болевых точек, ведь здесь происходит смешение коллективов. В любом случае дополнительное образование будет действовать, частично в дистанционном формате, но в основном, конечно, в очном. Группы, скорее всего, будут уменьшены по численности.

– Алексей Витальевич, за 12 лет в системе образования у вас сложились свои педагогические принципы?
– Мои педагогические принципы – это мои человеческие принципы.

Первое: надо быть честным, начиная с самого себя, и, конечно, распространять на окружающих. Если ты честно разговариваешь с ребенком, способен признаться, что чего-то не понимаешь, это позитивный пример для него.
Второе: надо «пахать». Работать на любом месте с 8 до 16, например, это не вариант. Нужно быть максимально инициативным, не щадить себя. Лентяев вокруг много, этому учить не надо, сами научатся. А вот показать пример, как можно интересно жить, когда тебя процесс «забирает», – это для ребят польза.

Третье: надо вникать в суть. Во всем разбираться досконально. Искать истину. Не оставлять нерешенных вопросов. Когда перед человеком возникает проблема, он просто ищет ее решение. Нужно каждому стать таким вот «решателем», так я вижу ситуацию.

Когда мне предложили стать директором, я понимал, что теперь времени на дело, от которого я получаю удовольствие, – преподавание информатики – не будет. Но передо мной поставили ряд задач. И я взялся их решать.

Марина РОМАНОВА, Екатеринбург, фото автора

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте