Стартует новый учебный год. Он будет насыщен важными и интересными событиями. Хочется верить, что профессиональный конкурс «Учитель года Москвы-2008» будет самым ярким из них. За прошедшие годы конкурс стал неотъемлемой частью педагогического движения Москвы, он объединил многих талантливых, энергичных, неравнодушных к своей профессии педагогов в одну семью. И я горжусь тем, что являюсь частью этой семьи.
Моя жизнь всегда была посвящена работе в высшей школе. Встречи с учителями средних школ были эпизодическими. В основном они проходили на семинарах по всему Советскому Союзу в школах, где я была научным руководителем эксперимента по применению метода активизации резервных возможностей личности и коллектива («метод Китайгородской») в обучении как иностранным языкам, так и другим учебным дисциплинам. Но всегда был интерес, желание узнать и сделать что-либо для учителей моего родного города. И когда руководство Департамента образования предложило мне возглавить Большое жюри конкурса «Учитель года Москвы», я сразу же согласилась.
По своей натуре я революционер: в жизни, в образовании, в быту, в общении. Но прийти и сразу все поменять в конкурсе я не имела права. Сначала надо было понять цели, задачи, содержание конкурса. И первым выводом, который я сделала – был тот, что все конкурсные задания должны быть унифицированы. Они должны быть понятны каждому участнику, иметь четкие и ясные критерии, каждый тур должен иметь свои цели и задачи, не повторяться в принципе своем и усложняться к финалу.
Второе – это наличие практически на всех этапах обязательных импровизационных заданий. Смотреть и слушать заготовленные дома репризы просто не имеет смысла. Ведь я знала, что победителю или лауреату конкурса часто приходится выступать перед большими аудиториями. И он должен быть импровизатором в педагогике. Ведь он же Мастер!
Но кто оценит творчество учителей? Многое, как мы знаем, в любом конкурсе зависит от жюри. В течение нескольких лет была создана профессиональная команда единомышленников. В состав Большого жюри конкурса входят Шалва Александрович Амонашвили, Евгений Александрович Ямбург, Сергей Зиновьевич Казарновский, другие известные и значимые для столичного образования люди. Это педагоги, которые знают современную школу, современного учителя, российские и мировые тенденции в образовании, настоящие профессионалы в своем деле, смотрящие на учителя «одними глазами». Конечно, возникали и возникают дискуссии (куда без них?!) о критериях оценки и выборе «лучших». Но именно эти споры приводили нас к истине – к основной цели конкурса – выбору Учителей-Мастеров.
А кто он – этот Учитель-Мастер? На мой взгляд, это человек, способный учить других. Он грамотен во всех смыслах, интеллигентен, высокопрофессионален. Именно он может и хочет передавать свой опыт другим. Учитель Учителей – наивысшая точка роста любого педагога. К этому призван конкурс «Учитель года Москвы».
Часто слышу мнение о том, что наш конкурс – это соревнование для молодых. Конечно, это не так. Любой творческий педагог вне зависимости от возраста и стажа работы может найти в конкурсе свое. Ведь конкурс – это творческая мастерская, где опытный педагог может передать молодому учителю образец своего инновационного потенциала.
Говорят, что со временем конкурс превратился в некое педагогическое шоу. А главным качественным критерием «выявления лучшего педагога» становится наличие в его багаже «певческого, танцевального и презентационного» жанров. Ох, если бы все было так просто… Тогда вместо проведения открытых уроков, мастер-классов, пресс-конференций, самоанализа и импровизационных заданий я бы посоветовала всем записаться в танцевальный кружок. Конкурс – это очень серьезная работа. Работа над собой, над совершенствованием своего педагогического мастерства. Это подготовка к городскому и всероссийскому уровню. А об этом уровне можно судить по результатам – последние несколько лет московские учителя почти всегда в «пятерке» лучших учителей России. Приходите на конкурс и убедитесь сами!
С годами конкурсное движение разрасталось, появлялись новые лауреаты и победители. И одной из моих задач стало создание таких условий, чтобы они не ушли из конкурса. Так появился координационно-экспертный совет (КЭС) при Большом жюри – творческий коллектив для разработки содержания конкурса и критериев оценки конкурсных заданий, а также для организации проведения всех этапов конкурса. В него вошли участники, финалисты и победители конкурса разных лет. Члены КЭС выступают в качестве наблюдателей, консультантов и членов жюри на окружном этапе конкурса, а также в качестве экспертов по определению уровня профессионального мастерства своих коллег.
Большую помощь в разработке стратегии конкурса оказывают окружные методические центры. На наших частых встречах с директорами ОМЦ мы обсуждаем плюсы и минусы конкурса, стараемся выработать стратегию всех его туров. Их советы и рекомендации во многом помогли обеспечить взаимосвязь окружного и городского этапов и привели к созданию единой системы конкурса.
Конкурс «Учитель года Москвы» – уникальное явление в педагогической практике. Он предоставляет возможность профессионального общения учителям разных предметов, создает условия для самореализации педагогов, выявления и поддержки талантливых педагогов, развития профессиональных педагогических сообществ.
С этой целью был создан Центр педагогического мастерства, который, работая с заинтересованными педагогами, помог бы им стать Мастерами в профессии.
В этом году московскому конкурсу исполняется 17 лет. Я уверена, что «Учитель года Москвы» имеет достойные традиции и необыкновенный потенциал для своего развития, как и все московское образование. Ведь главное в нем – Учителя!
С наступающим новым учебным годом. Встретимся на конкурсе!
Галина Китайгородская, профессор, академик, д.п.н., председатель Большого жюри конкурса «Учитель года Москвы»
Комментарии