– Добрый день, я из кинокомпании, мы приступаем к съемкам исторического фильма про Савву Морозова, сейчас ищем «натуру» – идеальные декорации эпохи, и нам очень рекомендовали посмотреть ваш особняк, – столь подробные объяснения импозантного «киноохотника» отчего-то вовсе не взволновали исполняющую обязанности директора Ногинского педагогического колледжа Ирину СМИРНОВУ. Будто это и не новость даже, а дело самое что ни на есть обычное и повседневное. Такое спокойствие, видимо, проистекает из того, что, во-первых, обитатели колледжа давно уже привыкли к восторженным эпитетам в адрес своего уникального дома, построенного еще в начале XX века для реального училища, а во-вторых, глубоко убеждены: день сегодняшний не менее славен дня вчерашнего, и на волне одного лишь громкого прошлого далеко не уплывешь.
Но прошлое тем не менее и в самом деле громкое, и этого никто не отрицает. Богородское реальное училище было не последней спицей в колеснице подмосковного образования: в свое время здесь была лучшая в городе библиотека, свой ботанический сад, действующий и сегодня зал с матовым стеклянным потолком для занятий живописью и обсерватория, восстановить которую в первозданном виде – мечта нынешних хозяев. Здесь учились будущие «лица времени», писатели Александр Перегудов и Борис Пильняк.
Педагогическим техникумом этот дом стал в 1921-м – так что в прошлом году Ногинский колледж торжественно и с чувством отметили свое 85-летие. Готовясь к празднику, подсчитали: за годы работы из этих стен вышли 15 тысяч учителей, которых судьба и время разбросали по всему бывшему Советскому Союзу. Во время войны под сводчатыми потолками теперь уже педучилища поселился стойкий запах лекарств – здесь открыли госпиталь. Говорят, война уже давно закончилась, а запах страдания и смерти все никак не выветривался… В 2001 году вывеска у тяжелых парадных дверей сменилась еще раз – училище переименовали в колледж.
Сегодняшним студентам, а их тут 460, колледж предлагает пять специальностей – выбирай на здоровье и только учись. Классика жанра – подготовка учителей начальных классов, единственное направление, сохранившееся аж с того самого 1921-го. Сюда принимают девятиклассников, предлагая им помимо стандартного набора знаний еще и какую-нибудь дополнительную специализацию на выбор: кроме традиционно модного английского еще и музыкальное воспитание, изобразительное искусство и трудовое обучение, хореографию и ритмику. Каждый год специализации меняются в зависимости от «колебания» рынка труда: руководство колледжа старается мыслить стратегически, беспрестанно наводит справки в управлениях образования близлежащих районов, куда в будущем будут распределяться выпускники, и наперед просчитывает, какие вакансии откроются в ближайшее время.
На отделениях русского языка и литературы и математики готовят учителей для основной школы – с 5-го по 9-й класс. Как и все остальные выпускники, и филологи, и математики сразу после окончания колледжа могут прямиком и без всяких дополнительных экзаменов отправляться на третий курс МГОУ – Московского государственного областного университета.
– Тесная дружба колледжа с областным университетом избавляет ребят от серьезных стрессов, связанных с дополнительными экзаменами, конкурсными отборами, нервными метаниями – примут – не примут, – объясняет Ирина СМИРНОВА. – С самого начала наши студенты знают: если будут достойно учиться здесь, то их выпускные экзамены автоматически приравняют к вступительным. Только в редких случаях требуется дополнительное собеседование.
– На всех отделениях у нас читают лекции и проводят занятия не только преподаватели колледжа, но и коллеги из вузов, – продолжает Любовь ДАМСКАЯ, заведующая кафедрой русского языка и литературы. – Они и сами к нам приезжают, и ребят к себе приглашают, при этом не давая им никаких поблажек, не проводя границы между ребятами из колледжа и своими «родными» студентами. Вот оно – непрерывное образование в действии. Переход с одной ступени на другую действительно получается плавным, ведь наши студенты четко представляют себе университетский уровень и требования.
– Мои математики начиная со второго курса каждую пятницу ездят в Москву, это их официальный лекционный день в университете, – продолжает Евгения КОРЕШКОВА, старожил колледжа, заведующая кафедрой математики. – Там им читают высшую алгебру, геометрию и элементарную математику.
Получить в будущем высшее образование могут и студенты отделения физического воспитания. Это направление, столь популярное среди мальчишек, в последнее время приобрело еще больше профессионального «веса»: с недавних пор тут ведется дополнительная подготовка по ОБЖ и адаптивной физической культуре, несколько лет преподавался оздоровительный массаж, сейчас полным ходом идут подготовительные работы по лицензированию еще одной дополнительной специализации – тренер спортивной секции.
Но, пожалуй, любимое детище колледжа, специальность, к которой тут относятся с особым трепетом и нежностью, – дошкольное образование. Сюда приходят в основном уже совсем взрослые люди, выбравшие свой путь осознанно, а не наобум или на авось – лишь бы куда-то поступить. Как правило, они уже и так работают в детских садах, просто без профильного образования. Тут что не студент, то целая история. Вот, например, Ирина. Несколько лет назад поступила в колледж на отделение математики. Но вскоре вышла замуж, родила ребенка, а когда настала пора возвращаться к учебе, внезапно поняла, что прежних чувств к точным наукам уже не испытывает. Отныне ее страсть – малыши, их удивительный, сложный и забавный мир. Одним словом, дошкольная педагогика. А вот Александр. Ему около 30, и впереди у него – диплом воспитателя детского дома, есть на дошкольном отделении такая дополнительная специализация. Александр говорит, что заветная корочка поможет ему на законных основаниях быть там, где он на самом деле нужнее всего. Но самая яркая «звезда» дошкольного отделения – это, конечно же, Зоя Васильевна. Сорок лет назад она страстно мечтала быть учителем. Не вышло – стала инженером, честно дослужила до пенсии. Выйдя на заслуженный отдых, стала помогать знакомым готовить детей к школе.
– Меня как прорвало: я скупала все книги, психологические тесты, методические пособия, какие только попадались на глаза, – смеется Зоя Васильевна. – Но потом поняла: все это слишком интуитивно, мне нужны настоящие научные знания, профессиональные консультации. Долой дилетантство! Уж теперь-то я наконец имею право получить то образование, о котором мечтала с юности!
Грандиозные планы Зои Васильевны поначалу не слишком обрадовали ее мужа. Но со временем он смирился, а теперь даже успокаивает ее перед особо сложными экзаменами, мол, не робей, ты же у меня самая умная, все сдашь на «отлично». Всячески поддерживает отважную студентку и ее сын. А вот от знакомых и бывших коллег по работе Зоя Васильевна свою историю скрывает. Однажды, говорит, только намекнула кому-то, так над ней тут же начали смеяться и пальцем у виска крутить. Не хочется, одним словом, попадать на язык к косным дуракам… Несмотря на то что впереди еще полтора года учебы, Зоя Васильевна уже сейчас знает тему своей дипломной работы. А будущую педагогическую карьеру хочет связать с набирающим обороты предшкольным образованием.
Преподаватели на свою студентку не нарадуются. Она лидер группы, всеми признанный гуру, на нее равняются, к ней идут за советом. Более дружной, организованной и целеустремленной группы колледж не знал уже давно…
Несмотря на то что колледж готовит в первую очередь практиков, о фундаментальной науке и теории тут тоже думают постоянно. Научный флагман Ногинского колледжа, который сам мчится вперед на всех парусах и других держит на плаву, – Аркадий ЖУКОВ, кандидат наук и автор научной разработки «Теоретические основы обучения». В прошлом году масштабный труд Аркадия Андреевича принес колледжу грант Московской области и приз Х Всероссийского форума «Образование» в номинации «Подготовка. Повышение квалификации. Переподготовка педагогических кадров». Этот теоретический курс, соединяющий в себе все современные достижения психологии и педагогики, уже несколько лет преподается в колледже, недавно Аркадий Андреевич провел обучающий семинар для учителей в Калининградской области, а вскоре его ждут с лекциями в Российской академии повышения квалификации. Коллеги Жукова в один голос говорят, что разработка Жукова – это совершенно новая постановка вопроса о психолого-педагогической подготовке учителя. Ведь проблема традиционной педагогической школы в ее разобщенности: психологи преподают психологию, педагоги – организацию учебного процесса, методисты – содержание. И каждый, как Лебедь, Щука и Рак, тянет одеяло на себя. Все это по порядку и в нужных пропорциях уложится в голове у студента лишь тогда, когда он, давно уже не студент, лет 10 в школе проработает. А «Теоретические основы обучения» помогают правильно «завести» мозги с самого начала.
Само собой, очень естественно и как-то совершенно незаметно колледж превратился в центр повышения квалификации всего Ногинского района. Уже почти 30 лет тут проходят ежегодные летние курсы для учителей начальных классов. Аркадий Жуков читает лекции по своему курсу. Ему помогает его верная соратница, преподаватель математики Зоя ИВАШИНА, придумавшая, как перенести принципы развивающего обучения на старшую школу. Недавно в колледже опять собирали математиков, проводили для них курсы по интерактивным методам обучения. На свои персональные семинары сюда постоянно приезжают авторы учебников. При этом колледж из принципиальных соображений дружит с представителями самых разных методических течений, чем больше их, чем они противоречивее, тем лучше и интереснее. Студентам надо предложить всю современную палитру, а уж что они выберут – их личное дело. Но иметь представление они должны абсолютно обо всех бытующих сегодня в нашей школе методиках и технологиях.
Наслушавшись солидных гостей, ребята и сами заражаются «научно-методическим вирусом». В рамках ежегодной конференции «Шаг в будущее» студенты представляют учителям города изобретенные ими новые типы уроков. Действующие педагоги только руками всплескивают: ну надо же, молодые да шустрые, мы, пожалуй, позаимствуем у вас кое-какие приемы и элементы. А студентам и не жалко вовсе, они для себя что-нибудь еще и поинтереснее придумают.
Комментарии