К председателю Пермского крайкома Профсоюза работников народного образования и науки Зое Ивановне Галайда сейчас много внимания в прессе. И это не случайно. Зоя Ивановна стала депутатом Законодательного Собрания Прикамья, продолжила на новом уровне защиту социально-трудовых прав работников бюджетной сферы, то есть ту работу, которой занималась и в профсоюзе. Но сегодня наш разговор исключительно о профсоюзных проблемах.
– Прошел примерно год, как мы провели отчетно-выборную конференцию областной организации, – начинает беседу Зоя Ивановна. – На ней было отмечено, что достигнуты неплохие успехи по основным приоритетным направлениям. Численность мы удержали и даже чуть-чуть повысили. Именно в этот период вышли указы президента, касающиеся заработной платы, поэтому наши постоянные усилия по улучшению социально-экономического положения педагогов нашли поддержку на государственном уровне. Тем не менее мы оценивали ситуацию очень критично. И не собираемся почивать на лаврах. Подтверждение тому – работа крайкома в течение 2015 года.- Что же для вас остается приоритетом?- Прежде всего, это контроль за выполнением указов президента. Кроме того, всегда остается актуальной проблема численности членов профсоюза, она никуда не делась и не денется. В новый отчетный период мы будем усиливать работу на местном уровне. Потому что, увлекшись социально-экономическими проблемами, мы где-то упустили внутрисоюзную деятельность. За последние годы мы здесь добились определенного успеха на краевом уровне, но проблема остается в низах – и в первичных, и в районных, и в городских организациях. Несмотря на то что 2014 год в российском профсоюзе образования был Годом местной профсоюзной организации и мы много мероприятий провели и много внимания уделяли именно этому звену, проблемы сохраняются. Они будут для нас приоритетными, актуальными на ближайшие 2-3 года, это точно.- Зоя Ивановна, как вы считаете, ваш статус депутата повлияет на авторитет и возможности профсоюза?- Мое избрание в Законодательное собрание, безусловно, очень серьезный момент не только для меня, но и для всей организации. Раньше, работая с бюджетом, мы всегда пытались найти депутатов, которые бы «усыновили» наши предложения. Сейчас у меня появилась прямая возможность участвовать в этих процессах уже в качестве депутата, получать всю информацию. Это очень важно, потому что мы можем действовать на опережение. Но я бы не идеализировала ситуацию, все не так просто. Я попала как раз в период очень сложного бюджета. Поэтому основная задача для меня как депутата и профсоюзного лидера и для нашей организации – сохранить то, чего мы достигли в предыдущие годы.Надо добавить, что с 1 января 2016 года низкооплачиваемые категории работников, в том числе и бюджетной сферы, защищены еще и соглашением, которое заключено между правительством Пермского края и краевым советом профсоюзов о том, что оплата труда не должна быть ниже прожиточного минимума, установленного в крае.- Но профсоюз образования отслеживает не только уровень заработной платы педагогов?- Мы продолжаем очень детально вникать в вопросы аттестации педагогических работников. Система аттестации изменилась. И есть много деталей по конкретным случаям, где необходимы наше вмешательство и наши консультации. Полномочия по установлению порядка аттестации отданы на федеральный уровень, нам на региональном уровне через соглашение с министерством образования удается закрепить немного дополнительных гарантий, возможно, не требующих средств, но все-таки помогающих учителю. Мы это сделали. Но в основном работа по этому направлению строится так: мы формируем предложения, отправляем их в Центральный совет профсоюза. Там аккумулируется все, что накоплено за год по России, и вносятся предложения об изменении положения об аттестации на федеральном уровне.Кроме того, мы не можем оставаться в стороне от вопроса повышения квалификации педагогов, потому что сегодня это тоже вопрос защиты работников. Как известно, сейчас вводятся новые стандарты в системе образования, причем уже повсеместно, а не на уровне эксперимента. И незащищенность учителя заключается в том, что он часто не подготовлен к внедрению этих стандартов.Система подготовки к внедрению новых стандартов финансируется. И у нас, в отличие от многих регионов, даже в бюджете края заложены средства на переподготовку кадров. Если учитель не может преподавать предмет по новым стандартам, не соответствует предъявляемым требованиям, он имеет возможность бесплатно пройти переподготовку. Но есть определенная специфика. Министерство образования заказывает переподготовку по тем специальностям, которые требуются в системе образования. В принципе в итоге это ведет к высокому уровню наших кадров.Кадровая проблема – тоже один из приоритетов, над которым мы работаем.- Мне кажется, кадровая проблема в образовании – это, прежде всего, привлечение в отрасль молодежи.- Безусловно. Несмотря на то что у нас существенно сократилось число вакансий в отрасли, проблема старения кадров остается острой. Доля молодых педагогов в системе образования не увеличивается. Поэтому один из больших разделов нашей работы – это работа с молодыми педагогами. Мы серьезно усилили эту деятельность. Почти все местные организации имеют теперь советы молодых педагогов, созданные по инициативе профсоюза. Молодые педагоги вовлечены в общение через Интернет, у них образовалось сообщество – очень действенное, активное сообщество. Многие вступили в профсоюз только потому, что мы создали эту коалицию.Вы знаете, я даже не подозревала, насколько серьезно стоит проблема вовлечения молодежи в профсоюз. Когда мы приступали к созданию сообщества, я сама с Наташей Антипиной, отвечающей в крайкоме за это направление работы, ездила по территориям Прикамья, и мы собирали всех молодых учителей, всех желающих – независимо от того, в профсоюзе они или нет. Разговариваем с ними, и, оказывается: к ним никто не подходил и не предлагал вступать в профсоюз. К сожалению, это очень распространенное явление. То есть не срабатывают местные организации.А молодые с удовольствием вступают в профсоюз, когда они понимают, что у них в руках рычаги управления, что они могут сами влиять на работу своей профсоюзной организации, могут предлагать мероприятия, поднимать проблемы, организовывать их решение. И я считаю, что это очень перспективное направление не только для нашей организации, но и для профсоюзов в целом. Потому что нельзя надеяться, что у нас все пенсионеры останутся и мы тем самым удержим численность. Надо надеяться на молодых.- Ваши коллеги в других регионах сталкиваются с теми же проблемами?- У меня сейчас, как настольная книга, лежат материалы по Иркутской областной организации. Там провели очень детальный комплексный анализ профсоюзной деятельности. Я просто конспект пишу – пункты, которые необходимо учесть при планировании работы на будущий год. И там акцент сделан именно на кадры. Прежде всего, это районный уровень. Но, конечно, и в первичках тот же недостаток. Проблема в том, что мы плохо работаем с резервом, и мы будем серьезно усиливать эту работу. Потому что, на мой взгляд, и численность, и все остальные результаты во многом зависят от людей, которые управляют нашей организацией.- Но если вы сейчас так плотно стали работать с молодежью, вы тем самым уже этот резерв готовите.- Абсолютно верно! Я очень надеюсь, что это даст результат. Кадровый резерв уже проявляется. Мы уже видим, в каких районах предложить молодых как альтернативу даже на должности председателей районных организаций.Я изучаю и опыт других регионов. Например, Ставропольской краевой организации, которая занесена в Книгу Почета Общероссийского Профсоюза образования, смотрю, что у них можно взять интересного для нашей деятельности. А приоритеты появляются из проблем. И, конечно, только перечисленным наша работа не ограничивается. Но, напомню, самое главное сейчас – контроль за выполнением указов президента.
Комментарии