search
main
0

Зов судьбы. или Как деревенская школа словесника нашла

Реалист в нем решил – для развития нужны радикальные перемены, вплоть до отъезда из отчего дома. Практик в нем это совершил. Поэт и романтик в герое нашего очерка выразили свою жизненную позицию в следующих строках: «…Высоко мы взлетим, глубоко мы копнем. Мы проедем всю Землю во всех направлениях. Мы таким залпом выпьем, так громко споем, что поднимем цунами и землетрясенье. Мы взахлеб проживем не одну сотню лет, мы не будем спокойны ни дня и ни часу, мы построим дворцы не из воздуха, нет, а из самого твердого в мире алмаза!» А вообще Анатолий КУЗНЕЦОВ, учитель русского языка и литературы из средней школы деревни Торошковичи Лужского района Ленинградской области, считает, что, как любой человек, он – совокупность, сочетание многих начал. Единственное, что Анатолий Александрович напрочь отрицает, это уныние.

– С пессимизмом я попрощался в подростковом возрасте. Почему? Да потому, что он погубил не одно молодое поколение. С человеком, у которого все всегда плохо, не стоит дружить. Такой человек сродни кровососущему насекомому. Дружить нужно с тем, кто бежит вперед вприпрыжку, хохочет и перепрыгивает через лужи.

Свое убеждение он подтверждает красноречивым примером. Когда оставалось три месяца до окончания Йошкар-Олинского педагогического института, наш герой начал обзванивать всю Россию в поисках вакантного места словесника. Отказали Чукотка, Ямало-Ненецкий автономный округ. Было отчего опустить руки, но ведь верно сказано, удача улыбается терпеливым. В конце концов так совпало (о совпадениях позже), что в результате длинной телефонной цепочки откликнулась Торошковская школа, нуждающаяся в специалисте уже два года. Небольшая уютная деревенская школа, где в каждом классе тихий скрип свежеокрашенных полов, а само здание, как поясом, убрано цветами. Поначалу было трудно привыкать к малокомплектности: всего-то девяносто учащихся. Но трудности, как говорит директор школы Александр Николаевич Иванов, – это издержки времени. Главное, пережить первые три года. Или поймешь, что школа – это навсегда, или уйдешь.

Я хочу спросить Александра Николаевича, верил ли он в приезд молодого специалиста в свою школу, но меня опережает сам Анатолий Александрович:

– Если честно, мне кажется, Александр Николаевич ждал, но не верил до конца, что приеду. Мы напутали с числами, и в Торошковичах я оказался 29 июля, хотя меня ждали 25-го. Позвонил в дверь директорской квартиры и едва успел: Александр Николаевич с супругой вот-вот должны были уехать в Петербург. Отменить поездку было нельзя, и Александр Николаевич на два дня поселил меня в собственной квартире. Меня тогда поразило подобное отношение. А после я только убеждался в том, что поддержка и взаимовыручка – это норма человеческих отношений. Мне помогли всем: нашлась квартира, пригодная для жилья, с «деревни по нитке» собрали мебель. Я мог бы назвать это голосом судьбы, все обстоятельства складывались, как детали конструктора. Совпадения случались повсюду, вплоть до того, что в магазине мне достались последние изолента и выключатель. Из всего этого последнего я собрал здесь нынешнее настоящее. Удивительно, но ощущение складывалось такое, что все меня тут ждало. Теперь в моей жизни два значимых города – Йошкар-Ола и Луга.

– Сразу влились в жизнь нового города?

– Да, здесь нашлось много интересных знакомых. Недавно прошел поэтический фестиваль, и в сборнике поэтических произведений лужан, посвященном 230-летию города, напечатали мои стихи.

– Любимый творческий жанр.

– Литературная пародия. Когда-то ее сделал популярной поэт Александр Иванов. Увы, сегодня его мало кто помнит. Мне хочется попробовать себя в данном жанре, тем более для этого есть масса возможностей в богатом на литературные традиции Петербурге.

– Поэзия и педагогика. Что приоритетнее?

– Приоритеты не расставлял, да и не стану. Обе профессии тесно переплетены. Зато в планах – создание театра эстрадных миниатюр. Знаю, что среди ребят есть пишущие люди, просто не хватило времени, чтобы объединиться собратьям по перу. Кстати сказать, у школы в этом году появился свой автобус, и теперь можно будет вывозить ребят на различные литературные фестивали.

– Анатолий Александрович, вы проработали в деревенской школе целый год, что можно сказать об отношении ребят к литературе?

– Утешительного мало, поскольку дети почти не читают. Кроме того, когда в стране отсутствует национальная идея, то система мировоззрения, которая формируется как раз литературой, не выстраивается. Когда идет обсуждение какого-либо социально-бытового романа, я долго думаю, на чем построить беседу. Для того чтобы нанизывать на шампур куски мяса, нужно, чтобы этот шампур существовал.

Серьезный настрой героя нашего очерка заставляет меня поинтересоваться, какой, на его взгляд, может быть национальная идея?

– Не знаю, – честно признается Анатолий Алекснадрович, – но мне хочется, чтобы ребенок, говоря, что он русский, произносил это с достоинством. Чтобы гордился своим городом, своим селом, своим домом, своими родителями. Американцы детям с рождения говорят: мы – самая сильная, самая счастливая нация на земле, улыбайтесь, у нас все хорошо. То же говорят своим детям китайцы, арабы. А что говорим мы собственному будущему? Что у нас огромная территория и великое прошлое? Наверное, сегодня этого недостаточно. История и литература – два предмета, способствующие идейному воспитанию, однако в нынешней методике преподавания этого не заложено.

– Что же делать?

– За год работы я понял, что нужно обходиться тем, что есть. Литературное произведение может оказывать на молодые умы сильное воздействие. Самой его структурой можно спроецировать на ребенка авторскую идею. Объяснить через книгу основные вещи и заставить думать. Литература и история – науки не точные, и это позволяет пользоваться их живым и гибким материалом для развития у ребенка конструктивного мышления.

Серьезные разговоры мы перемежаем со знакомством со школой. Заглядываем в чистые, светлые классы, любуемся украшенными зеленью рекреациями. Александр Николаевич, который любезно сопровождает нас, являет собой образец заботы о школе. Кажется, что здание оживает от его добрых слов. Я ловлю себя на мысли, что, если человек воспитывается примерами, то для Анатолия Кузнецова их здесь море разливанное. Примеров участия, понимания, сочувствия, уважения, гордости за свою школу, свой труд.

– Переместившись на улицу, замечаю, что каждый встречный здоровается с моими собеседниками. Жизнь на виду. Ничего не утаишь. Готов ли к этому молодой специалист? Стоит ли идти работать в сельскую школу?

Анатолий раздумывает только мгновение:

– Уверен, что да. Просто надо понимать, что у медали всегда две стороны. Да, ждут долгие зимние вечера, в качестве интеллектуальной подпитки – только беседы с коллегами. Но также ждет колоссальная поддержка, готовность помочь. Попробуйте остаться в городе без копейки денег. Неделя до зарплаты, а вы с пустым карманом. Можно и не дожить до заветного дня. А здесь такого не случится. Это я знаю твердо. И поверьте, это очень важно.

д. Торошковичи, Лужский район, Ленинградская область

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте